о внеочередном предоставлении жилья



Судья Пшунокова М.Б. Дело № 33- 160/2012 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 февраля 2012 г. г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего – Макоева А.А.

судей: Созаевой С.А. и Тхагалегова З.Т.

при секретаре Байсиеве Т.Х.

с участием прокурора Башиева Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Созаевой С.А. дело по иску прокурора Баксанского района КБР в интересах Кодзовой Хайшат Руслановны к Правительству Кабардино-Балкарской Республики о предоставлении жилого помещения вне очереди

по кассационной жалобе Правительства КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от 12 декабря 2011 г.

у с т а н о в и л а:

10.10.2011 года прокурор г.Баксана КБР в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Нальчикский городской суд КБР в интересах Кодзовой Х.Р. с иском о возложении на Правительство КБР обязанности по предоставлению ей вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм.

В обоснование иска истец указал, что Кодзова Х.Р., 11.09.1993 года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в настоящее время состоит в льготной очереди на получение жилья, как лицо из категории детей, оставшихся без попечения родителей, однако жилье ей не предоставлено. В силу п.2. ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Аналогичная норма закреплена и в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой лица указанной категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В нарушение указанных норм Кодзова Х.Р., состоящая в льготной очереди на получение жилья, как лицо из категории детей-сирот, жильем не обеспечена.

В судебном заседании представитель истца и Кодзова Х.Р. поддержали заявленные требования и просили суд удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика - Правительства КБР исковые требования не признал и просил суд отказать в их удовлетворении.

Надлежаще извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Местной администрации г.о. Баксан, Республиканской комиссии по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Правительстве КБР, Министерства экономического развития КБР, а также представитель Министерства образования и науки КБР в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили. В соответствии с правилами ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело без их участия.

Решением Нальчикского городского суда КБР от 12 декабря 2011 года постановлено:

Исковое заявление прокурора г. Баксана КБР удовлетворить.

Обязать Правительство Кабардино-Балкарской Республики предоставить Кодзовой Хаишат Руслановне вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм.

В кассационной жалобе на данное решение представитель Правительства КБР – Кужонов Ж.А., действующий по доверенности от 17 августа 2011 года, за №02-2/1-3428, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.

В кассационной жалобе указано, что в силу Конституции КБР и Закона КБР «О Правительстве КБР» Правительство КБР является коллегиальным, совещательным, высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти КБР не обладающим статусом юридического лица. В связи с этим на Правительство КБР не открыто ни одного лицевого или расчетного счета, за Правительством КБР не закреплено какого-либо имущества. При таких обстоятельствах данное решение нарушает один из основных принципов гражданского судопроизводства - принцип исполнимости решений. Кроме того, Правительство КБР является не надлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с постановлением №333-ПП Министерство образования и науки КБР определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Надлежаще извещенные о времени и месте заседания суда кассационной инстанции, стороны и заинтересованные лица в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в соответствии с ч.2 ст.354 ГПК РФ в их отсутствие.

Заслушав доклад судьи Созаевой С.А., выслушав мнение прокурора Башиева Р.А., полагавшего решение суда законным, а кассационную жалобу необоснованной, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная Коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью первой статьи 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного гражданского дела такие нарушения не допущены.

Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, законами от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Статьей 5 ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст.26.3 ФЗ от 6.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Основанием для возникновения расходных обязательств субъекта РФ по предметам совместного ведения, согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ является принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ (от имени субъекта РФ) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий.

Из изложенного следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Для реализации этих полномочий необходимо обязательное принятие на уровне субъекта РФ закона, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта РФ указанных дополнительных гарантий, в том числе полномочия органов исполнительной власти по реализации данных гарантий, основания предоставления жилья.

Постановлением Правительства КБР от 29.12.2009г. «О правилах распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета КБР на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» Министерство образования и науки КБР назначено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ и положениям вышеназванных нормативных актов для реализации полномочия субъекта РФ по внеочередному обеспечению жильем указанной категории граждан необходимо принятие на уровне субъекта РФ нормативного акта, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта РФ указанных дополнительных гарантий, в том числе полномочия органов исполнительной власти по реализации данных гарантий, основания предоставления жилья. Указанное постановление Правительства КБР определило Министерство образования и науки КБР уполномоченным исполнительным органом по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Исходя из полномочий, которым наделено Министерство, оно не может быть признано, как того требуют вышеназванные нормативные акты, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения.

В связи с этим судом первой инстанции вопреки доводам кассационной жалобы правильно возложена обязанность по обеспечению жильём Кодзова Х.Р. на Правительство КБР - высший исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики. В соответствии ч.3 ст.49 ЖК РФ жилье предоставляется указанной категории граждан по договору социального найма.

Как следует из материалов дела, судом достаточно полно проверен социальный статус Кодзовой Х.Р. Как следует из паспорта 8307 850391, Кодзова Хаишат Руслановна родилась 11.09.1993 г. в <адрес> 1, <адрес> КБР, зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Согласно копии повторного свидетельства о рождении Кодзовой Х.Р. 1 –ВЕ № 682438, выданного 10 ноября 2011 года ее родителями являются: отец Кодзов Руслан Хабасович, мать Кодзокова Анжела Саламовна. Как следует из материалов дела, решением Чегемского районного суда от 06.09.2001 года Кодзокова Анжела Саламовна лишена родительских прав в отношении Кодзовой Хаишат и Кодзовой Шаимат. Решением Чегемского районного суда от 20.06.2002 года Кодзоков Р.Х. также лишен родительских прав в отношении детей. Кодзокова А.С. умерла 05.04.2002 года и Кодзов Р.Х. умер 04.03.2004 года. Постановлением главы администрации местного самоуправления Баксанского района № 129 от 15 мая 2000 года опекуном Кодзовой Х.Р. была назначена Кодзокова Этера Саламовна.

В соответствии со справкой филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по КБР Баксанского городского отделения от 05.12.2011 года и уведомления Баксанского отдела Управления Росреестра по КБР от 15.11.2011 года № 02/006/2011-346 Кодзова Х.Р. не имеет закрепленного за ней жилого помещения.

Согласно постановления и.о. главы местной администрации г.Баксан №859 от 30.12.2005 года Кодзова Х.Р. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и в сводный список совершеннолетних граждан и граждан, достигших 17-летнего возраста из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для получения жилья в местных администрациях муниципальных районов и городских округов КБР, по состоянию на 30 августа 2010г., включена под номером 231.

Таким образом, по своему правовому статусу Кодзова Х.Р. относится к лицам, оставшимся без попечения родителей, и имеет право на внеочередное предоставление жилья.

Решение суда соответствует закону и материалам дела, оснований к его отмене по доводам кассационной жалобы не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР,

о п р е д е л и л а:

решение Нальчикского городского суда от 12 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства КБР - без удовлетворения.

Председательствующий Макоев А.А.

Судьи Тхагалегов З.Т.

Созаева С.А.

Копия верна

Судья Верховного суда КБР С.А.Созаева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200