Судья Ольмезов М.И. Дело № 33-117/2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 08 февраля 2012 года г.Нальчик Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего Кучукова О.М. судей Канунникова М.А. и Эфендиева М.А. при секретаре Дауровой А.Х. с участием прокурора Мокаева А.М. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кучукова О.М. гражданское дело по иску прокурора города Прохладного в интересах Поддубной Анастасии Геннадьевны к Правительству Кабардино-Балкарской Республики о предоставлении жилого помещения вне очереди, по кассационной жалобе Правительства Кабардино-Балкарской Республики на решение Нальчикского городского суда КБР от 13 декабря 2011 года. Установила: Прокурор города Прохладного КБР в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Поддубной А.Г. обратился в суд с иском к Правительству Кабардино-Балкарской Республики, требуя обязать Правительство Кабардино-Балкарской Республики предоставить Поддубной А.Г. вне очереди жилое помещение по договору социального найма не ниже установленной законом нормы предоставления жилья. В обоснование иска указано, что Поддубная А.Г. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в очереди Администрации городского округа Прохладный КБР в качестве нуждающегося в жилье, жилья не имеет и в соответствии с законом имеет право на внеочередное предоставление социального жилья по установленным нормам. В нарушение закона до настоящего времени она жильём не обеспечена. Решением Нальчикского городского суда КБР от 13 декабря 2011 года иск прокурора города Прохладного КБР удовлетворен. На Правительство Кабардино-Балкарской Республики возложена обязанность предоставить Поддубной А.Г. вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм. В кассационной жалобе Правительство Кабардино-Балкарской Республики просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу Конституции КБР и Закона КБР «О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики» Правительство Кабардино-Балкарской Республики является коллегиальным, совещательным, высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики не обладающим статусом юридического лица. В связи с этим на Правительство Кабардино-Балкарской Республики не открыто ни одного лицевого или расчетного счета, за Правительством не закреплено какого-либо имущества. При таких обстоятельствах обжалуемое решение нарушает принцип исполнимости судебного решения. Согласно постановлению Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2009 г. №333-ПП «О Правилах распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями лиц указанной категории является Министерство образования Кабардино-Балкарской Республики. В соответствии с пунктом 4.20 Положения о Министерстве образования, утвержденного постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 января 2008 г. №17-ПП, Министерство образования Кабардино-Балкарской Республики осуществляет полномочия по реализации государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а потому Правительство Кабардино-Балкарской Республики не могло выступать ответчиком по делу. Извещённые о месте и времени рассмотрения дела Поддубная А.Г., представители Правительства КБР, Министерства экономического развития и торговли КБР, Министерства науки и образования КБР, Республиканской комиссии по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки не сообщили. В соответствии со ст. 354 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие. Заслушав доклад судьи Верховного суда КБР Кучукова О.М., обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Мокаева А.М., просившего оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, а кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие изложенных в решении суда выводов обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права. При рассмотрении данного гражданского дела таких нарушений судом не допущено. Разрешая дело, суд первой инстанции правильно исходил из того, что правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Статьей 5 Федерального закона РФ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесена реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статьей 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст.26.3 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Основанием для возникновения расходных обязательств субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ является принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации их полномочий. Из изложенного следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Для реализации этих полномочий необходимо обязательное принятие на уровне субъекта Российской Федерации закона, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта указанных дополнительных гарантий, в том числе полномочия органов исполнительной власти по реализации данных гарантий, основания предоставления жилья. Постановлением Правительства КБР от 29 декабря 2009 года «О правилах распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета КБР на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» Министерство образования и науки КБР назначено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. Вместе с тем, согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ и положениям вышеназванных нормативных актов, для реализации полномочий субъекта Российской Федерации по внеочередному обеспечению жильем указанной категории граждан необходимо принятие на уровне субъекта Российской Федерации нормативного акта, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта Российской Федерации указанных дополнительных гарантий, в том числе полномочия органов исполнительной власти по реализации данных гарантий, основания предоставления жилья. Указанное постановление Правительства КБР определило Министерство образования и науки КБРуполномоченным исполнительным органом по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Исходя из полномочий, которым наделено Министерство образования и науки КБР, оно не может быть признано, как того требуют названные нормативные акты, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения. В связи с этим судом первой инстанции обязанность по обеспечению жильем Подубной А.Г. правильно возложена на Правительство КБР как на высший исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики. В соответствии ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилье должно быть предоставлено Поддубной А.Г. по договору социального найма. Судом полно проверено наличие у Поддубной А.Г. права на внеочередное предоставление ей жилого помещения. Выводы суда о том, что Поддубная А.Г. имеет право на внеочередное обеспечение её жилым помещением по установленным нормам, что на неё распространяется действие Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», что она имеет право на внеочередное предоставление жилья соответствуют исследованным судом доказательствам и закону. Доказательства, позволившие сделать эти выводы, подробно описаны в решении суда. Выводы суда о наличии у Поддубной А.Г. права на внеочередное обеспечение жильём в кассационной жалобе не оспариваются. Считая установленным, что в деле отсутствуют обстоятельства, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ могут служить основаниями для отмены либо изменения решения суда в кассационном порядке, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, а кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия Определила: Решение Нальчикского городского суда КБР от 13 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Кабардино-Балкарской Республики – без удовлетворения. Председательствующий: О.М. Кучуков. Судьи: 1. М.А. Канунников. 2. М.А. Эфендиев. Копия верна. Судья Верховного суда КБР О.М. Кучуков.