Судья Биджиева Э.А. Дело № 33 - 209/2012 г. А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 15 февраля 2012 г. г. Нальчик Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего - Пазовой Н.М. судей - Жернового Е.И. и Тхагалегова З.Т. при секретаре - Байсиеве Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прохладненского района в интересах Фоменко Ивана Александровича к Правительству Кабардино-Балкарской Республики о предоставлении жилого помещения вне очереди; по апелляционной жалобе Правительства КБР на решение Нальчикского городского суда от 11 января 2012 г. Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., объяснения прокурора Башиева Р.А.-С. возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Прохладненского района КБР обратился в суд с иском в интересах Фоменко И.А. 11.10.1993 года рождения о возложении на Правительство КБР обязанности предоставить ему вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм. В обоснование иска указано, что Фоменко И.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в настоящее время состоит в льготной очереди на получение жилья, как лицо из категории детей, оставшихся без попечения родителей, однако жилье ему не предоставлено. Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилое помещение по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В силу п.2. ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Аналогичная норма закреплена и в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой лица указанной категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В нарушение указанных норм Фоменко И.А., состоящий в льготной очереди на получение жилья, как лицо из категории детей-сирот, жильем не обеспечен. В судебное заседание Фоменко И.А. не явился, представив письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. В судебном заседании помощник прокурора Прохладненского района КБР – Броев М.М. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика - Правительства КБР Кужонов Ж.А., заявленные требования не признал и просил отказать в их удовлетворении в связи с тем, что по его мнению Правительство КБР не является надлежащим ответчиком по этой категории дел. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Местной администрации Прохладненского муниципального района КБР – Кумыкова З.Б. не возражала против удовлетворения исковых требований. Третьи лица - Министерство экономического развития и торговли КБР и Республиканская комиссия по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при Правительстве КБР, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания не обеспечили явку в суд своего представителя, о причинах неявки суду не сообщили. Решением Нальчикского городского суда от 11 января 2012 года исковые требования прокурора Прохладненского района в интересах Фоменко И.А. удовлетворены в полном объеме. На решение суда Правительство по КБР подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности. В жалобе указано, что в силу Конституции КБР и Закона КБР «О Правительстве КБР» Правительство КБР является коллегиальным, совещательным, высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти КБР не обладающим статусом юридического лица. В связи с этим на Правительство КБР не открыто ни одного лицевого или расчетного счета, за Правительством КБР не закреплено какого-либо имущества. При таких обстоятельствах данное решение нарушает один из основных принципов гражданского судопроизводства - принцип исполнимости решений. Кроме того, Правительство КБР является не надлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с постановлением №333-ПП Министерство образования и науки КБР определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР считает вынесенное решение законным и обоснованным. В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, законами от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон № 159-ФЗ) и от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами. В силу ст. 4 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п. 2 ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). В силу ст. 10 ФЗ N 159-ФЗ за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Реализуя свои полномочия, прокурор г. Прохладного обратился в суд с иском к Правительству КБР о предоставлении вне очереди жилого помещения Фоменко И.А. Суд установил, что Фоменко Иван Александрович, 11 октября 1993 г. рождения, зарегистрирован в Прохладненском районе КБР, в <адрес>. Своего жилья он не имеет. Его отец Фоменко Александр Александрович лишен родительских прав решением Прохладненского районного суда от 4 августа 2004 г. и умер в октябре 2010 г. Мать оставшегося без попечения родителей Фоменко И.А. - Фоменко Марина Ивановна лишена родительских прав отношении своих детей, в т.ч. Фоменко Ивана А. решением Прохладненского районного суда от 17 ноября 2004 г. Постановлением и.о. главы местной администрации Прохладненского муниципального района № 900 от 22 декабря 2009 г. Фоменко И.А. включен в Регистрационной список несовершеннолетних, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершеннолетних граждан из числа детей-сирот, для приобретения (строительства) жилья в Прохладненском муниципальном районе. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии со ст. 85 "Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате: - принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации; - принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; - заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования. На исполнительные органы государственной власти субъектов РФ возлагается реализация данных гарантий. В силу ст. 108 Конституции Кабардино-Балкарской Республики Правительство Кабардино-Балкарской Республики является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, подотчетным Президенту Кабардино-Балкарской Республики. Согласно ст. 16 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 20.02.1999 N 5-РЗ (в ред. от 21.05.2009) "О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики" Правительство Кабардино-Балкарской Республики обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, охраны здоровья, обеспечения жильем. Законом Кабардино-Балкарской Республики от 28 июля 2006 года N 55-РЗ «О РЕГУЛИРОВАНИИ ЖИЛИЩНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ» установлено, что жилищное законодательство Кабардино-Балкарской Республики основывается на положениях Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики. В подпункте «а» пункта 2 статьи 2 Закона указывается, что по договору найма специализированного жилого помещения из республиканского жилищного фонда предоставляется жилье лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Законом Кабардино-Балкарской Республики от 26.12.2008 N 74-РЗ (ред. Закона КБР от 29.04.2010 г. № 25-РЗ) "О Республиканской целевой программе "Жилище" на 2008 - 2015 годы" утверждена Республиканская целевая программа "Жилище" на 2008 - 2015 годы. Статья 2 названного Закона обязывает Правительство Кабардино-Балкарской Республики предусматривать средства для реализации Республиканской целевой программы "Жилище" на 2008 - 2015 годы при разработке проектов законов Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий период. Законом также установлено, что исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется путем строительства многоквартирных домов, приобретения (строительства) жилого помещения за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики. Постановлением Правительства КБР от 29.12.2009 N 333-ПП утверждены «ПРАВИЛА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ПОСТУПИВШИХ В ЦЕЛЯХ СОФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, А ТАКЖЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ОПЕКОЙ» В соответствии с названными Правилами Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, как уполномоченный исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на основании сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики заявку на финансирование расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики в пределах и за счет средств, поступающих из федерального бюджета в виде субсидий, производит финансирование уполномоченного органа (пункты 2,3). Тем самым, Правительство КБР не наделило Министерство образования и науки КБР полномочиями по финансированию расходов на приобретение (строительство) жилых помещений детям-сиротам. Из анализа приведенных правовых норм следует, что надлежащим ответчиком является исполнительный орган субъекта государственной власти, т.е. Правительство КБР, на которое законом возложена обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей Ответчик в суде не доказал, что Правительство Кабардино-Балкарской Республики исполнило свои обязательства по выполнению требований статьи 2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 26.12.2008 N 74-РЗ и предусмотрело средства для реализации Республиканской целевой программы "Жилище" на 2008 - 2015 годы при разработке проектов законов Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете, в части касающейся обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и приняло реальные меры для реализации своих обязательств. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, которые определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - субсидии). В соответствии с п. 2 Правил, субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - расходные обязательства субъектов РФ). Отсутствие или недостаточность средств, поступающих в республиканский бюджет из бюджета Российской Федерации в качестве субсидий, не может служить основанием для неисполнения Закона органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, и нарушения права Фоменко И.А. на внеочередное получение жилого помещения не ниже установленных норм. Судом правильно установлены спорные правоотношения и обстоятельства дела на основании представленных истцом доказательств, оценка которых судом произведена в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на неправильное толкование действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения. Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КБР О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Нальчикского городского суда от 11 января 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Правительства Кабардино-Балкарской Республики Кужонова Ж.А.– без удовлетворения. Председательствующий: Н.М. Пазова Судьи: Е.И. Жерновой З.Т. Тхагалегов Копия верна: Е.И. Жерновой