о признании бездействия УФНС РФ по КБР



Судья Безроков Б.Т. Дело № 33 - 205/2012 г.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 февраля 2012 г. г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего - Пазовой Н.М.

судей - Жернового Е.И. и Тхагалегова З.Т.

при секретаре - Байсиеве Т.Х.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Майского района в интересах Российской Федерации в порядке ст. 45 ГПК РФ к Управлению Федеральной Налоговой службы по КБР о признании бездействия Управления Федеральной налоговой службы России по КБР по не обеспечению охраны здания Майского территориального участка Межрайонной Инспекции ФНС России № 4 по КБР ГУ «Управление вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по КБР» незаконным;

по кассационной жалобе начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по КБР на решение Нальчикского городского суда от 02 августа 2011 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., объяснения кассатора Межрайонной Инспекции ФНС России № 4 по КБР по доверенности Нужной Т.А., поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя Управления Федеральной налоговой службы России по КБР по доверенности Малкандуева З.М., присоединившегося к доводам кассационной жалобы, прокуроров Мокаева А.М. и Канукову О.В., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Майского района обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации о признании бездействия Управления Федеральной налоговой службы России по КБР по не обеспечению охраны здания Майского территориального участка Межрайонной Инспекции ФНС России № 4 по КБР ГУ «Управление вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по КБР» незаконным, обязании Управления Федеральной налоговой службы России по КБР обеспечить в соответствии с требованиями п. 12 Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ № 1629-р от 02.11.2009 г. охрану административного здания Майского территориального участка Межрайонной Инспекции ФНС России № 4 по КБР ГУ «Управление вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по КБР». Иск мотивирован тем, что прокуратурой Майского района проведена надзорная проверка исполнения законодательства о налогах и сборах, противодействия экстремизму и терроризму, в сфере обеспечения охраны Майского территориального участка Межрайонной Инспекции ФНС России № 4 по КБР.

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований Федеральных законов от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (статей 2 и 3), от 25.07.2009 г. № 114-ФЗ от 25.07.2009 г. «О противодействии экстремистской деятельности» (статьи 2) и Пункта 1 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 г. № 1629-р.

Установлено отсутствие обязательной ведомственной охраны территории, здания и сооружений Майского территориального участка Межрайонной Инспекции ФНС России № 4 по КБР. Функции по охране в рабочее время осуществляют штатные работники инспекции, состоящие на должностях сторожей.

Определением суда от 26.07.2011 г. к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Межрайонная Инспекция ФНС России № 4 по КБР.

В судебном заседании представитель прокуратуры Майского района - Шак А.А. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель Управления Федеральной Налоговой службы по КБР - Малкандуев З.М. иск не признал и просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что здание Майского территориального участка Межрайонной Инспекции ФНС России № 4 оборудовано всеми техническими средствами безопасности, функции по круглосуточной охране осуществляются штатными работниками инспекции в количестве 4 человек. В здании имеется тревожная сигнализация пункта централизованной охраны (ПЦО) МВД КБР, который является структурным подразделением отдела вневедомственной охраны, осуществляющий централизованную охрану объектов с помощью пульта централизованного наблюдения и обеспечивающий оперативный выезд полицейских групп задержания на охраняемый объект при срабатываний сигнализаций.

Представитель Межрайонной инспекции ФНС России №4 по КБР – Нужная Т.А. также просила в удовлетворении иска отказать.

Решением Нальчикского городского суда от 02 августа 2011 года постановлено:

Обязать Управление Федеральной Налоговой службы по КБР и Межрайонную Инспекцию Федеральной Налоговой службы России № 4 по КБР обеспечить в соответствии с требованиями п.12 Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ № 1629-р от 02.11.2009 г. охрану административного здания Майского территориального участка Межрайонной Инспекции ФНС России № 4 по КБР Государственным учреждением «Управление вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по КБР».

В удовлетворении исковых требований прокурора Майского района в части признания бездействия Управления Федеральной налоговой службы России по КБР по не обеспечению охраны здания Майского территориального участка Межрайонной Инспекции ФНС России № 4 по КБР ГУ «Управление вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по КБР» незаконным, отказать.

На решение суда начальник Межрайонной ИФНС России № 4 по КБР подал кассационную жалобу, в которой просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности.

В жалобе указано, что здание инспекции оборудовано всеми необходимыми техническими средствами безопасности, а именно: установлена охранно-пожарная сигнализация с выводом на пост охраны здания, имеется тревожная сигнализация ПЦО МВД, оборудовано средствами инженерно-технической укрепленности и техническими средствами обеспечения безопасности. Кроме того, ведется круглосуточная охрана, которую осуществляют штатные работники инспекции.

В жалобе также указано, что обязательная вневедомственная охрана территории задания, сооружения может быть организована постом подразделения милиции ОВО при ОВД по согласованию с ФНС России только после обоснования необходимости УВД, ГУВД, МВД России по субъекту РФ, подтверждающих сложную криминогенную обстановку в районе расположения объекта, такого подтверждения из указанных органов не имеется.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Принимая во внимание, что обстоятельства, которые могут послужить основанием для безусловной отмены принятого решения, судебная коллегия не усматривает, суд кассационной инстанции полагает возможным проверить законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 N 886, 07.12.2011) утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране, в число которых входят здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, определен в Распоряжении Правительства РФ от 02.11.2009 N 1629-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 10.05.2010 N 695-р) "О Перечне объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации".

В пункте 12 Перечня указаны Административные здания ФАС России, ФСКН России, ФССП России и их территориальных органов, территориальных органов ФНС России.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 10.05.2010 N 695-р).

Согласно подп. 22 п. 12 раздела II Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 г. N 248, МВД России организует охрану объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел. Указанное полномочие содержалось и в ранее действовавшем Положении, утвержденном Указом Президента РФ от 19.07.2004 г. N 927 (подп. 11 п. 8).

В Перечень объектов, которые подлежат государственной охране, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 г. N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности", входят здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов исполнительной власти.

Приказом ФНС России от 14 декабря 2010 г. N ММВ-7-4/707@ утверждено Положение "Об организации охраны объектов центрального аппарата ФНС России, территориальных органов ФНС России, федеральных государственных учреждений и федерального государственного унитарного предприятия, находящихся в ведении ФНС России".

Подпунктом «а» Пункта 2.8. Положения установлено, что охрана административных зданий инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня (далее - инспекция) осуществляется следующими силами и средствами:

а) общей площадью до 1000 кв. м:

12-часовым постом подразделения милиции ОВО при ОВД ежедневно;

тревожной и охранно-пожарной сигнализацией ПЦО ОВД;

средствами инженерно-технической укрепленности;

техническими средствами обеспечения безопасности.

В нерабочее время - охранно-пожарной сигнализацией ПЦО ОВД.

В отдельных случаях по согласованию с ФНС России охрана здания общей площадью до 1000 кв. м может быть организована круглосуточным постом милиции ОВО при ОВД после обоснования необходимости при представлении копий ответов УВД, ГУВД, МВД России по субъекту Российской Федерации, подтверждающих сложную криминогенную обстановку в районе расположения здания.

Ответчик ссылается на подпункт «б» пункта 3.1. того же Положения, утверждая, что охрана помещений отдельно размещенных отделов, территориально обособленных рабочих мест, операционных залов управлений, межрегиональных инспекций, инспекций общей площадью от 300 кв. м до 1000 кв. м:

осуществляется следующими силами и средствами:

одним круглосуточным постом сторожей;

тревожной сигнализацией ПЦО ОВД;

охранно-пожарной сигнализацией с выводом на пост охраны здания;

средствами инженерно-технической укрепленности;

техническими средствами обеспечения безопасности.

При этом ответчик утверждает, что требование об осуществлении охраны постом подразделения милиции ОВО при ОВД неправомерно, поскольку охрана Майского территориального участка Межрайонной Инспекции ФНС России № 4 по КБР осуществляется штатными сторожами.

С доводами ответчика согласиться нельзя по следующим основаниям.

В пункте 4 Положения «О федеральной налоговой службе», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 указано, что федеральная налоговая служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

В соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 к Приказу Минфина России от 9 августа 2005 г. N 101н (ред. от 06.12.2010) "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (далее - Инспекция) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - Управление) и подконтрольна ФНС России и Управлению.

В данном случае Майский территориальный участок Межрайонной Инспекции ФНС России расположен в г. Майский и является территориально обособленным структурным подразделением организации - Межрайонной Инспекции ФНС России № 4 по КБР, расположенной в г. Прохладный, т.е. в другой местности. Следовательно, инспекция Федеральной налоговой службы в городе Майский является территориальным органом Федеральной налоговой службы. Её нельзя расценивать как отдельно размещенный отдел инспекции либо территориально обособленное рабочее место, либо операционный зал, о которых говориться в подпункте «б» пункта 3.1. Положения, утвержденного Приказом ФНС России от 14 декабря 2010 г.

Судом правильно установлены спорные правоотношения и обстоятельства дела на основании представленных истцом доказательств, оценка которых судом произведена в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы по существу направлены на неправильное толкование действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КБР

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Нальчикского городского суда от 02 августа 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной Инспекции ФНС России № 4 по КБР - без удовлетворения.

Председательствующий: Н.М. Пазова

Судьи: Е.И. Жерновой

З.Т. Тхагалегов

Копия верна: Е.И. Жерновой

-32300: transport error - HTTP status code was not 200