Судья Ольмезов М.И. Дело № 33-428/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 19 апреля 2012 года г. Нальчик Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе: Председательствующего – Блохиной Е.П. судей Пазовой Н.М. и Тхагалегова З.Т. при секретаре: Геттуеве А.А., с участием: Нафедзовой (Кардановой) М.В., прокурора Мокаева А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тхагалегова З.Т. гражданское дело по иску прокурора Чегемского района КБР в интересах Кардановой Мадины Владимировны к Правительству КБР о предоставлении жилого помещения вне очереди не ниже установленных социальных норм, по апелляционной жалобе Правительства КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от 18 января 2012 года, у с т а н о в и л а: Прокурор Чегемского района КБР обратился в суд с иском в интересах Кардановой Мадины Владимировны 28.07.1992 года рождения, являющегося лицом из числа детей - сирот и детей и детей, оставшихся без попечения родителей, о возложении на Правительство КБР обязанности предоставить ей вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм. В обоснование иска указывается, что в ходе проведенной проверки установлено, что Карданова М.В., состоит на регистрационном учёте на внеочередное получение жилья в Местной администрации Чегемского района как входящий в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей согласно постановлению № 126-па от 14.04.2010г. Местной администрации Чегемского муниципального района. Кроме того, в заявлении указано, что в силу части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы Аналогичная норма закреплена и в статье 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 21 декабря 1996 г., согласно которой лица указанной категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Чегемского района КБР Аджиева З.З. поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить. Карданова М.В. в судебном заседании иск поддержала и пояснила, что в настоящее время она по мужу Нафедзова, живет в доме опекуна в Чегеме. Представитель ответчика Кужонов Ж. А., иск не признал и просил отказать в его удовлетворении, так как Правительство КБР не является надлежащим ответчиком. Представители третьих лиц - Местной администрации Чегемского муниципального района, Министерства экономического развития и торговли КБР, Министерства образования и науки КБР и Республиканской комиссии по соблюдению жилищных прав детей – сирот и детей и детей, оставшихся без попечения родителей при Правительстве КБР - надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Решением Нальчикского городского суда КБР от 18 января 2012 года постановлено: Иск прокурора Чегемского района в интересах Нафедзовой (Кардановой) Мадины Владимировны к Правительству Кабардино-Балкарской Республики удовлетворить. Обязать Правительство Кабардино-Балкарской Республики предоставить Нафедзовой (Кардановой) Мадины Владимировны вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм. В апелляционной жалобе на данное решение представитель Правительства КБР – Кужонов Ж.А. по доверенности от 17.08.2011г., просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение, ввиду его незаконности и необоснованности. В жалобе указано, что в силу Конституции КБР и Закона КБР «О Правительстве КБР» Правительство КБР является коллегиальным, совещательным, высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти КБР не обладающим статусом юридического лица. В связи с этим на Правительство КБР не открыто ни одного лицевого или расчетного счета, за Правительством КБР не закреплено какого-либо имущества. При таких обстоятельствах данное решение нарушает один из основных принципов гражданского судопроизводства - принцип исполнимости решений. Кроме того, Правительство КБР является не надлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с постановлением №333-ПП Министерство образования и науки КБР определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с пунктом 4.20 Положения о Министерстве образования и науки КБР, утверждённого постановлением Правительства КБР от 25 января 2008 г., Минобразования КБР реализует государственную политику по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Тхагалегова З.Т., обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения Нафедзовой (Кардановой) М.В. и прокурора Мокаева А.М., не поддержавшие доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения. Как следует из материалов дела, суд правильно определил характер правоотношения между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу. Представленные сторонами доказательства оценены судом в соответствии с принципами относимости, допустимости доказательств, на основе состязательности и равноправия сторон. Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). В соответствии со статьёй 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате: - принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации; - принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; - заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации. Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования. В силу статьи 108 Конституции Кабардино-Балкарской Республики Правительство Кабардино-Балкарской Республики является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, подотчетным Главе Кабардино-Балкарской Республики. В соответствии со статьёй 16 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 20 декабря 1999 N 5-РЗ Правительство Кабардино-Балкарской Республики обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, охраны здоровья, обеспечения жильем. Законом Кабардино-Балкарской Республики от 26 декабря 2008 N 74-РЗ "О Республиканской целевой программе "Жилище" на 2008 - 2015 годы" утверждена Республиканская целевая программа "Жилище" на 2008 - 2015 годы. Статья 2 названного Закона обязывает Правительство Кабардино-Балкарской Республики предусматривать средства для реализации Республиканской целевой программы "Жилище" на 2008 - 2015 годы при разработке проектов законов Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий период. Законом также установлено, что исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется путем строительства многоквартирных домов, приобретения (строительства) жилого помещения за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики. Постановлением Правительства КБР от 29 декабря 2009 N 333-ПП утверждены «Правила распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской республики на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой». В соответствии с названными Правилами Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, как уполномоченный исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на основании сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики заявку на финансирование расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики в пределах и за счет средств, поступающих из федерального бюджета в виде субсидий, производит финансирование уполномоченного органа (пункты 2,3). Тем самым, Правительство КБР не наделило Министерство образования и науки КБР полномочиями по финансированию и приобретению жилых помещений детям-сиротам. Из анализа приведенных правовых норм следует, что надлежащим ответчиком является исполнительный орган субъекта государственной власти, т.е. Правительство КБР, на которое законом возложена обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. С учетом изложенного, судом первой инстанции вопреки доводам апелляционной жалобы правильно возложена обязанность по обеспечению жильем Нафедзову (Карданову) М.В. на Правительство КБР - высший исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики. Как следует из материалов дела, судом достаточно полно проверен социальный статус Нафедзовой (Кардановой) М.В. и ее нуждаемость в жилье. Нафедзова (Карданова) Мадина Владимировна, 28 июля 1992 года рождения, остался без попечения родителей: ее отец – Карданов В.Б. согласно свидетельства о смерти I-ВЕ № 317222 от 11.06.1998г., умер 26.05.1998г., мать – Карданова Л.М. согласно свидетельства о смерти I-ВЕ № 565799 от 02.04.2008г., умерла 09.03.2008г. Постановлением и.о. Главы администрации Чегемского района № 220-па от 30.07.2008г. подтверждается, что Карданова Лида Фузеловна назначена опекуном– Кардановой Мадины Владимировны. Из справки ФГУП «Ростехинвентаризация» Федеральное БТИ по КБР № 243 от 08.08.2011г., а также сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР (РОСРЕЕСТР) № 07/004/2011-438 от 12 августа 2011г., следует, что за Кардановой М.В. недвижимое имущество не числится. Постановлением главы администрации Чегемского района № 56-па от 26.02.2010г., № 126-па от 14.04.2010г. и № 2/1-па 0т 16.01.2012г. Карданова М.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в сводный список совершеннолетних граждан и граждан достигших 17-летнего возраста из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для получения жилья в Чегемском муниципальном районе КБР, с 05.02.2009г. под № 95, а в сводный список по КБР по состоянию на 30.08.2010г., под № 97 с 22.04.2007г. Согласно свидетельства о заключении брака I-ВЕ № 574813 от 09.07.2011г. после заключения брака ей присвоена фамилия Нафедзова. Доказательств, опровергающих статус Нафедзовой (Кардановой) М.В. как сироты, и ее нуждаемость в жилье суду не представлено. При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы Судебная коллегия не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР, о п р е д е л и л а: Решение Нальчикского городского суда КБР от 19 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства КБР - без удовлетворения. Председательствующий Е.П.Блохина Судьи Н.М.Пазова З.Т.Тхагалегов Копия верна: Судья Верховного суда КБР З.Т.Тхагалегов