Судья Фриева Ж.А. Дело № 33-457/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 апреля 2011г. г. Нальчик
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Кучукова О.М.
судей Канунникова М.А. и Савкуева З.У.
при секретаре Кумыковой Ж.Б.
с участием прокурора Башиева Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Савкуева З.У. гражданское дело по иску Прокурора Зольского района КБР в интересах ФИО4 к Администрации Зольского муниципального района КБР и Правительству КБР о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
по кассационной жалобе ответчика - Правительства КБР на решение Зольского районного суда КБР от 03.03.2011г.,
у с т а н о в и л а:
Как следует из материалов дела, прокурор Зольского района КБР в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Зольский районный суд КБР в интересах ФИО4 с иском к Администрации Зольского муниципального района КБР и Правительству КБР о возложении на ответчиков обязанности выделить ей жилое помещение по договору социального найма для проживания.
В обоснование требований прокурор указал, что ФИО4, 02.05.1992 г/р, с 26.02.2010г. состоит на учете при Администрации Зольского муниципального района КБР в льготной очереди на получение жилья как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с. В силу п.2. ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Аналогичная норма закреплена и в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой лица указанной категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В нарушение указанных норм ФИО4, состоящий в льготной очереди на получение жилья как лицо из категории детей-сирот, жильем не обеспечена.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, при этом уточнил их и просил суд обязать ответчиков выделить ФИО4 жилое помещение общей площадью не менее норм предоставления в пределах с.п. Сармаково Зольского района КБР.
ФИО4, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не явился и не сообщил об уважительности причин своей неявки.
Представитель Правительства КБР в удовлетворении иска просил отказать.
Представитель Администрации Зольского муниципального района КБР представил суду ходатайство, которым просил рассмотреть дело без их участия.
Решением Зольского районного суда КБР от 03.03.2011г. постановлено:
Обязать Правительство Кабардино-Балкарской Республики выделить ФИО4 жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления в пределах с.п. Сармаково Зольского муниципального района КБР.
В удовлетворении исковых требований к местной администрации Зольского муниципального района КБР отказать.
В кассационной жалобе на данное решение представитель Правительства КБР - Кужонов Ж.А., просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе указано, что в силу Конституции КБР и Закона КБР «О Правительстве КБР» Правительство КБР является коллегиальным, совещательным, высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти КБР не обладающим статусом юридического лица. В связи с этим, на Правительство КБР не открыто ни одного лицевого или расчетного счета, за Правительством КБР не закреплено какого-либо имущества. При таких обстоятельствах данное решение нарушает один из основных принципов гражданского судопроизводства - принцип исполнимости решений.
Кроме того, согласно постановлению Правительства КБР от 29.12.2009 года № 333-ПП Министерство образования и науки КБР является уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с п.4.20 Положения о Минобразовании КБР, утвержденного Постановлением Правительства КБР от 25.01.2008 года № 17-ПП, данное учреждение осуществляет полномочия по реализации государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства.
По мнению кассатора, данное обстоятельство исключает признание Правительства КБР надлежащим ответчиком по настоящему делу.
В возражении помощника прокурора Зольского района КБР Бжамбеев З.А. на кассационную жалобу, указано, что достоверно установив значимые для дела обстоятельства и дав им надлежащую оценку, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение.
Заслушав доклад судьи Савкуева З.У., изучив материалы дела, обсудив в отсутствие надлежащим образом извещенных, но не явившихся в судебное заседание истца ФИО4, представителей ответчиков - Правительства КБР и Администрации Зольского муниципального района КБР доводы кассационной жалобы, выслушав возражения на неё прокурора Башиева Р.А., Судебная Коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью первой статьи 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного гражданского дела такие нарушения не допущены.
Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, законами от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Статьей 5 ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст.26.3 ФЗ от 6.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Основанием для возникновения расходных обязательств субъекта РФ по предметам совместного ведения, согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ является принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ (от имени субъекта РФ) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий.
Из изложенного следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Для реализации этих полномочий необходимо обязательное принятие на уровне субъекта РФ закона, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта РФ указанных дополнительных гарантий, в том числе полномочия органов исполнительной власти по реализации данных гарантий, основания предоставления жилья.
Постановлением Правительства КБР от 29.12.2009г. «О правилах распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета КБР на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» Министерство образования и науки КБР назначено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ и положениям вышеназванных нормативных актов для реализации полномочия субъекта РФ по внеочередному обеспечению жильем указанной категории граждан необходимо принятие на уровне субъекта РФ нормативного акта, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта РФ указанных дополнительных гарантий, в том числе полномочия органов исполнительной власти по реализации данных гарантий, основания предоставления жилья. Указанное постановление Правительства КБР определило Министерство образования и науки КБР уполномоченным исполнительным органом по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Исходя из полномочий, которым наделено Министерство, оно не может быть признано, как того требуют вышеназванные нормативные акты, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения.
В связи с этим судом первой инстанции вопреки доводам кассационной жалобы правильно возложена обязанность по обеспечению жильём ФИО4 на Правительство КБР - высший исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики. В соответствии ч.3 ст.49 ЖК РФ жилье предоставляется указанной категории граждан по договору социального найма.
Как следует из материалов дела, судом достаточно полно проверен социальный статус ФИО4 и его нуждаемость в жилье.
Согласно копии свидетельства о рождении ФИО4 родился 02.05.1992г. в с. Сармаково Зольского района КБР. Родителями ФИО4 значатся отец - ФИО2, мать - ФИО3.
Имеющимися в деле копиями свидетельств о смерти, подтверждается факт смерти родителей ФИО4
В соответствии со ст. 1 Закона № 159-ФЗ, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Поскольку оба родителя ФИО4 умерли до достижения им возраста 18 лет, он подпадает под определение лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно постановлению главы администрации Зольского района КБР от 14.07.2009г. № 369 учреждена опека над несовершеннолетним ФИО4 в связи со смертью обоих родителей
Согласно ответа начальника Зольского районного отделения «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по КБР от 24.12.2010г. следует, что за ФИО4 не числится какая-либо жилая площадь. Отсутствие зарегистрированных прав на недвижимое имущество за ФИО4 подтверждается соответствующей справкой Управления ФСГРК по КБР (Росреестр) от 01.02.2011г. за №09/001/2011-432.
В соответствии со справкой администрации с.п. Сармаково Зольского муниципального района КБР ФИО4 не имеет домовладения и приусадебного участка на праве личной собственности в с.п. Сармаково Зольского района КБР.
Решением Совета сельского поселения Сармаково Зольского муниципального района КБР от 26.02.2010г. № 20/5 ФИО4 признан нуждающимся в получении льготного жилья и включен в список на получение жилья.
Решением Совета сельского поселения Сармаково Зольского муниципального района КБР от 01.04.2010г. № 20/2 ФИО4 признан нуждающимся в получении льготного жилья и включен в список на получение жилья.
Следовательно, материалами дела подтверждается, что ФИО4 не имеет закрепленного жилого помещения, и по своему положению соответствует требованиям ч.1 ст.8 Закона №159-ФЗ для получения жилья.
Суд кассационной инстанции не имеет оснований к иной оценке представленных доказательств, оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Руководствуясь абзацем 2 ст. 361 и ст. 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Зольского районного суда КБР от 03.03.2011г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства КБР - без удовлетворения.
Председательствующий О.М. Кучуков
судьи М.А. Канунников
З.У. Савкуев
копия верна:
Судья Верховного суда КБР З.У. Савкуев