ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в передаче надзорной жалобы с делом для рассмотрения
в судебном заседании суда надзорной инстанции
15 июля 2010 года г. Нальчик
Судья Верховного суда КБР Бабугоева Л.М., рассмотрев надзорную жалобу представителя Министерства внутренних дел по КБР Викторовой Е.А., действующей на основании доверенности № 3 от 11.01.2010 года, выданной Министром внутренних дел по КБР Томчаком Ю.И., на решение Нальчикского городского суда от 22 марта 2010 года и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КБР от 21 апреля 2010 года по гражданскому делу по заявлению Рекиян Любови Ильханоновны к Министерству внутренних дел по КБР о признании её заявления обоснованным, Решения Центра пенсионного обслуживания МВД по КБР от 23.10.2009 года об отказе в выдаче справки незаконным, как не соответствующим действующему законодательству, и обязании Центра пенсионного обслуживания МВД по КБР устранить допущенные нарушения её прав и выдать ей документ, реально отражающий учтенный стаж службы при начислении размера её пенсии за выслугу лет, включив в справку периоды службы с 01.09.1965 г. по 05.10.1969 г., с 06.10.1969 г. по 05.10.1994 г., с 27.02.2003 г. по 28.02.2004 г.,
УСТАНОВИЛ:
С октября 1969 года по февраль 2004 года Рекиян Л.И. работала в системе Министерства внутренних дел. В феврале 2004 года вышла на пенсию по выслуге лет. В льготном исчислении выслуга лет в органах внутренних дел у нее составляет 45 лет 8 месяцев.
Федеральным законом от 22.07.2008 г. №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» были внесены дополнения в законодательство, в том числе в Федеральный закон от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», предоставлявшее ушедшим на пенсию сотрудникам органов внутренних дел, право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, и трудовой пенсии по старости.
Для оформления пенсии в соответствии с указанными изменениями законодательства Рекиян Л.И. обратилась в Центр пенсионного обслуживания МВД по КБР, с заявлением о выдаче справки с указанием учтенного стажа при исчислении размера пенсии за выслугу лет, а именно с учетом сроков службы: с 01.09.1965 г. по 05.10.1969 г. (время учебы в ВУЗе, из расчета 4 года гражданского трудового стажа за 2 года службы в органах внутренних дел), с 06.10.1969 г. по 06.10.1994 г. и с 27.02.2003 г. по 28.02.2004 г. Однако Центр пенсионного обслуживания МВД по КБР выдал справку от 22.08.2008 года № 18, в которую включил весь стаж прохождения ею службы в количестве 45 лет 8 месяцев с 01.09.1965 г. по 06.10.1969 г. и с 06.10.1969 г. по 05.02.2004 г., что противоречит п.1 ст.3 указанного Федерального закона от 22.07.2008 г. № 156-ФЗ, в соответствии с которым в страховой стаж не включаются периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет.
12 октября 2009 года Рекиян Л.И. обратилась к Министру внутренних дел по КБР с заявлением о выдаче ей справки, с указанием только того стажа выслуги лет, который был учтен при определении размера её пенсии. В удовлетворении этого заявления было отказано письмом от 23.10.2009 г. № 10/1054.
Считая, отказ незаконным, Рекиян Л.И. 03 ноября 2009 года обратилась в суд с требованиями о признании ее заявления обоснованным, признании решения Центра пенсионного обслуживания МВД по КБР, объявленного письмом от 23.10.2009 г. №10/1054 об отказе в выдаче справки, незаконным, не соответствующим действующему законодательству, и обязании Центра пенсионного обслуживания МВД по КБР устранить в полном объеме допущенное нарушение её прав, и выдать ей документ, реально отражающий учтенный стаж службы при начислении размера её пенсии за выслугу лет, включив в справку периоды службы с 01.09.1965 г. по 05.10.1969 г., с 06.10.1969 г. по 05.10.1994 г., с 27.02.2003 г. по 28.02.2004 г.
Решением Нальчикского городского суда от 22 марта 2010 года, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КБР от 21 апреля 2010 года, исковые требования Рекиян Л.И. были удовлетворены. Постановлено: признать решение об отказе в выдаче справки незаконным, как несоответствующее действующему законодательству, Центру пенсионного обслуживания при МВД по КБР устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Рекиян Л.И. и выдать ей документ, реально отражающий учтенный стаж службы при начислении размера её пенсии за выслугу лет, включив в справку указанные ею периоды.
В надзорной жалобе представитель Министерства внутренних дел по КБР просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, мотивируя их незаконностью и необоснованностью.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений при вынесении обжалуемых постановлений не допущено.
По указанной жалобе определением судьи Верховного суда КБР от 24 мая 2010 года гражданское дело истребовано в Верховный суд КБР, исполнение решения по делу приостановлено до окончания рассмотрения жалобы в суде надзорной инстанции.
В надзорной жалобе заявитель, ссылается на то, что нормативные акты, регулирующие порядок назначения и выплаты пенсий сотрудникам органов внутренних дел, не определяют специального порядка учета периодов службы иной деятельности при расчетах размера пенсии за выслугу лет для последующего исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости. Ни одним нормативным актом не определено, что для максимального размера пенсии необходимо 32 года службы.
Заявитель указывает, что при расчете выслуги лет для назначения пенсии Рекиян Л.И. была с ним ознакомлена и согласна, в связи с чем считает ее претензии необоснованными.
Также указано, что оспариваемая справка была установленного образца и в ней было необходимо указать периоды службы в органах внутренних дед и иные виды деятельности, что и было сделано.
Эти доводы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений.
Изложенные в судебных постановлениях по данному делу выводы соответствуют материалам и обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 12.02.1993 г. №4468-1 (ред. от 21.06.2010) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» лица, указанные в статье 1 данного Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. 166-ФЗ (ред. от 21.06.2010) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, лица, на которых распространяется действие данного Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, то есть достижения общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет) и наличия 5 лет страхового стажа, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости (за исключением её базовой части).
Исходя из приведенных норм права, суд правильно сделал вывод о наличии у Рекиян Л.И. права одновременного получения пенсии за выслуги лет и трудовой пенсии по старости.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
Согласно пункта «а» статьи 14 Федерального закона от 12.02.1993 г. №4468-1 (ред. от 21.06.2010) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах: лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.
В льготном исчислении выслуга лет в органах внутренних дел у Рекиян Л.И. составляет 45 лет 8 месяцев, ей назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет.
Как следует из материалов дела, для решения вопроса об установлении страховой части трудовой пенсии Рекиян Л.И. обратилась в МВД по КБР и ей выдали справку, в которой был указан весь стаж прохождения ею службы в количестве 45 лет 8 месяцев (л.д.11).
Таким образом, учитывая, что для назначения вышеуказанной трудовой пенсии в страховой стаж не должны быть включены периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет и что Рекиян Л.И. обращалась за выдачей справки, в которой были бы отражены именно учтенные периоды стажа, истица практически была лишена возможности предоставить сведения, которые требовались для назначения трудовой пенсии, чем были нарушены ее права на пенсионное обеспечение. В связи с изложенным суд правомерно признал требования Рекиян Л.И. законными, а решение Центра пенсионного обслуживания при МВД по КБР по отказу в выдаче требуемой справки незаконными.
Доводы заявителя о том, что нормативные акты не определяют специального порядка учета периодов службы иной деятельности при расчетах размера пенсии за выслугу лет для последующего исчисления страхового стажа не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку законодатель, установив право на одновременное получение двух видов пенсии, а также условие о том, что в страховой стаж не включаются периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет, фактически установил возможность реализации предоставленного права законными способами, в которые входит и получение справок, необходимых для назначения пенсии.
Что касается доводов о том, что при расчете выслуги лет для назначения пенсии Рекиян Л.И. была с ним ознакомлена и согласна, то пенсия по выслуге лет была ей назначена в 2004 году, а право на обращение за назначением трудовой пенсии возникло у нее позже, с внесением дополнений в законы в 2008 году, в связи чем указанный довод также является несостоятельным.
Таким образом, исследовав все обстоятельства дела и проанализировав доводы обеих сторон, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявления Рекиян Л.И., права которой на достойное пенсионное обеспечение гарантированы Конституцией Российской Федерации, а судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР подтвердила правомерность выводов суда и их соответствие материалам дела и требованиям закона.
Согласно части 1.1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорной жалобы.
Учитывая, что иных доводов, подтверждающих необоснованность выводов суда, в жалобе не приведено, она подлежит оставлению без удовлетворения.
Другие доводы, содержащиеся в надзорной жалобе, были предметом изучения суда первой и кассационной инстанций и не ставят под сомнение законность обжалуемых постановлений суда.
Оснований для отмены судебных постановлений в порядке надзора не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 383 Гражданского процессуального кодекса РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче надзорной жалобы представителя Министерства внутренних дел по КБР Викторовой Е.А., действующей на основании доверенности № 3 от 11.01.2010 года, выданной Министром внутренних дел по КБР Томчаком Ю.И., на решение Нальчикского городского суда от 22 марта 2010 года и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КБР от 21 апреля 2010 года по гражданскому делу по заявлению Рекиян Любови Ильханоновны к Министерству внутренних дел по КБР о признании её заявления обоснованным, Решения Центра пенсионного обслуживания МВД по КБР от 23.10.2009 года об отказе в выдаче справки незаконным, как не соответствующим действующему законодательству, и обязании Центра пенсионного обслуживания МВД по КБР устранить допущенные нарушения её прав и выдать ей документ, реально отражающий учтенный стаж службы при начислении размера её пенсии за выслугу лет, включив в справку периоды службы с 01.09.1965 г. по 05.10.1969 г., с 06.10.1969 г. по 05.10.1994 г., с 27.02.2003 г. по 28.02.2004 г., для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции отказать.
Исполнение решения Нальчикского городского суда от 22 марта 2010 возобновить.
Судья Бабугоева Л.М.
Копия верна:
Судья Верховного суда КБР Бабугоева Л.М.