№ 4г-159/2010
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в передаче надзорной жалобы
для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции
12 июля 2010 г. | г. Нальчик |
Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Кудрявцева Ж.В., изучив надзорную жалобу местной администрации городского округа Нальчик на решение Нальчикского городского суда от 23 апреля 2010 года и кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 мая 2010 года по материалам истребованного дела по заявлению прокурора г. Нальчика о признании незаконным пункта 10 решения Антитеррористической комиссии местной администрации городского округа Нальчик от 24 декабря 2009 года № 5 о временном запрете митингов, пикетов на территории городского округа Нальчик, об обязании Антитеррористической комиссии местной администрации городского округа Нальчик (далее - Антитеррористическая комиссия) исключить указанный пункт из своего решения, внести в него соответствующие изменения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор г. Нальчика 9 апреля 2010 года обратился в Нальчикский городской суд с заявлением о признании незаконным пункта 10 решения Антитеррористической комиссии от 24 декабря 2009 года № 5 о временном запрете митингов, пикетов на территории городского округа Нальчик, об обязании Антитеррористической комиссии исключить указанный пункт из своего решения, внести в него соответствующие изменения. В заявлении прокурор г. Нальчика ссылается на то, что оспариваемый пункт решения Антитеррористической комиссии противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Решением Нальчикского городского суда от 23 апреля 2010 года, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 мая 2010 года заявленные прокурором
г. Нальчика требования удовлетворены в полном объеме.
В надзорной жалобе ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных и необоснованных.
По мнению автора жалобы Антитеррористическая комиссия не является органом местного самоуправления, ее решение не содержит общеобязательного веления и, следовательно не может быть обжаловано в порядке статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
18 июня 2010 года гражданское дело было истребовано в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверкой доводов жалобы по материалам гражданского дела таких оснований для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора не установлено.
Как усматривается из материалов истребованного дела Антитеррористическая комиссия образована постановлением главы местной администрации городского округа Нальчик от 17 марта 2008 года № 23дсп. Этим же постановлением утверждено положение об Антитеррористической комиссии, согласно которому она является постоянно действующим органом, обеспечивающим взаимодействие на территории городского округа Нальчик подразделений территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, общественных объединений при решении вопросов профилактики терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений. Для осуществления своих задач Антитеррористическая комиссия имеет право принимать решения в пределах своей компетенции. Обеспечение деятельности Антитеррористической комиссии по контролю за исполнением ее решений возложено на ее аппарат.
Решением Антитеррористической комиссии от 24 декабря 2009 года № 5 по обращению общественных организаций на территории городского округа Нальчик введен временный запрет на проведение митингов, пикетов.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 18 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях":
граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;
должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия.
При таких обстоятельствах суды первой и кассационной инстанций пришли к правильному выводу о том, что указанное решение Антитеррористической комиссии ограничивает права граждан на свободу мирных собраний и противоречит Конституции Российской Федерации и Федеральному закону от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Оценивая доводы местной администрации городского округа Нальчик о том, что Антитеррористическая комиссия не является органом местного самоуправления и ее решение не может быть обжаловано в порядке статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды указали, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма относится к вопросам местного значения. Антитеррористическая комиссия является постоянно действующим органом, обеспечивающим взаимодействие на территории городского округа Нальчик подразделений территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, общественных объединений при решении вопросов профилактики терроризма, образованным постановлением главы местной администрации. Решения Антитеррористической комиссии обязательны для исполнения, поскольку ей предоставлено право контроля за исполнением своих решений.
Таким образом установив, что решение Антитеррористической комиссии обладает признаками правового акта органа местного самоуправления и содержит властное волеизъявление суды правомерно рассмотрели гражданское дело в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доказательства по делу оценены судами в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что судами не были допущены существенные нарушения норма права, повлиявшие на исход дела, а доводы надзорной жалобы не могут служить основанием для отмены судебных постановлений, надзорная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 381 и 383 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче надзорной жалобы местной администрации городского округа Нальчик на решение Нальчикского городского суда от 23 апреля 2010 года и кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 мая 2010 по делу о признании незаконным пункта 10 решения Антитеррористической комиссии местной администрации городского округа Нальчик от 24 декабря 2009 года № 5 о временном запрете митингов, пикетов на территории городского округа Нальчик, об обязании Антитеррористической комиссии исключить указанный пункт из своего решения, внести в него соответствующие изменения для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции отказать.
Судья Верховного Суда
Кабардино-Балкарской Республики Ж.В. Кудрявцева