ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в передаче надзорной жалобы с делом для рассмотрения
в судебном заседании суда надзорной инстанции
09 ноября 2010 года г. Нальчик
Судья Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М., рассмотрев гражданское дело по иску прокурора г.Нальчика в интересах Тлуповой Людмилы Хусейновны к Правительству Кабардино-Балкарской Республики о внеочередном предоставлении жилого помещения не ниже установленных социальных норм, истребованное по надзорной жалобе Правительства КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от 12 апреля 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КБР от 19 мая 2010 года,
УСТАНОВИЛ:
В феврале 2010 года прокурор г. Нальчика в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в Нальчикский городской суд КБР с иском в интересах Тлуповой Людмилы Хусейновны о возложении на Правительство КБР обязанности предоставить ей вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм.
В обоснование требований прокурор указал, что Тлупова Людмила Хусейновна, <адрес> рождения, с 2003 года состоит в Местной администрации городского округа Нальчик в льготной очереди на получение жилья как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако жилье ей не предоставлено. В силу пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Аналогичная норма закреплена и в статье 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой лица указанной категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В нарушение указанных норм Тлупова Л.Х., длительное время состоящая в льготной очереди, жильем не обеспечена. Местом проживания Тлуповой Л.Х.. является комната в общежитии по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель прокурора г.Нальчика и Тлупова Л.Х. заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить, ссылаясь на отсутствие у Тлуповой Л.Х. другого жилья.
Представитель ответчика - Правительства КБР - Тамазова Н.В., действующая по доверенности от 07.07.2009г., за №02-4/3-1815, и она же, представляя интересы Республиканской комиссии по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Правительстве КБР, просила отказать в иске за необоснованностью.
Представитель Министерства образования и науки КБР также просила в иске отказать.
Представители Местной администрации городского округа Нальчик и Министерства экономического развития КБР, извещённые надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в их отсутствие по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 12 апреля 2010 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КБР от 19 мая 2010 года, постановлено: исковое заявление прокурора г. Нальчика удовлетворить. Обязать Правительство Кабардино-Балкарской Республики предоставить Тлуповой Людмиле Хусейновне вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм (л.д. 39-42, 53-58).
В надзорной жалобе Правительство Кабардино-Балкарской Республики ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотиву их незаконности и необоснованности.
По данной жалобе письмом судьи Верховного суда КБР от 18 октября 2010 года дело истребовано в Верховный суд КБР.
По ходатайству Правительства Кабардино-Балкарской Республики, заявленному в дополнении к надзорной жалобе от 29 октября 2010 года, определением судьи Верховного суда КБР от 29 октября 2010 года исполнение обжалуемого решения суда приостановлено до разрешения надзорной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при вынесении обжалуемых судебных постановлений не допущено, в связи с чем, оснований для передачи надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции не имеется.
В обоснование надзорной жалобы представитель Правительства Кабардино-Балкарской Республики Тамазова Н.В., действующая по доверенности от 12.07.2010г. №02-2/3-2239, указывает, что в силу Конституции КБР и Закона КБР «О Правительстве КБР» Правительство Кабардино-Балкарской Республики не обладает статусом юридического лица, не имеет лицевых счетов, какого-либо имущества, в связи с чем, постановленное по делу решение не соответствует принципу исполнимости решения.
В жалобе указано, что уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, и надлежащим ответчиком по делу является Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, на которое, по мнению заявителя, постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2009 г. №333-ПП «О Правилах распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» и пунктом 4.20 Положения о Министерстве образования и науки возложена обязанность по реализации государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заявитель считает, что выводы суда сделаны по неисследованным обстоятельствам дела, в частности без истребования из местной администрации городского округа Нальчик и изучения учетного дела о постановке Тлуповой Л.Х. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Суд не проверил соответствие действий по постановке ее на учет положениям статьи 52 Жилищного кодекса РФ и статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающим возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма только гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях при условии окончания ими образовательного учреждения, тогда как Тлупова Л.Х. к настоящему времени не окончила учебу в образовательном учреждении.
Кроме того, по мнению заявителя, поскольку Тлупова Л.Х. в настоящее время обучается в федеральном образовательном учреждении, согласно статье 5 названного Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ и пункту 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" обеспечение ее жилой площадью является расходным обязательством Российской Федерации (федерального бюджета), а не субъекта Российской Федерации.
Эти доводы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений.
Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ), Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ), иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Не состоятельны и противоречат положениям федерального законодательства доводы жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу должно было быть признано Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, а Правительство Кабардино-Балкарской Республики не является надлежащим ответчиком в связи с тем, что, являясь государственным учреждением, не обладает статусом юридического лица, не имеет лицевых счетов, какого-либо имущества и не может исполнить обязательства имущественного характера.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
В силу частей 2 и 4 статьи 20 названного Федерального закона №184-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации и обладает правами юридического лица.
Являясь юридическими лицами, они самостоятельно участвуют в гражданских правоотношениях. В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, основу финансовых органов власти субъекта Российской Федерации образует исполнительная власть.
Согласно статье 1 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 20.02.1999 N 5-РЗ "О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики" Правительство Кабардино-Балкарской Республики является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, подотчетным в своей деятельности Президенту Кабардино-Балкарской Республики, а по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, также Правительству Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Кабардино-Балкарской Республики от 15.09.2009 N 136-УП (в ред. от 08.10.2009) "О структуре исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики" структура исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики состоит из Правительства КБР, министерств КБР (куда входит и Министерство образования и науки КБР) и иных исполнительных органов государственной власти КБР.
Ссылка заявителя на постановление Правительства КБР от 29 декабря 2009 г. №333-ПП «О Правилах распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения», и пункт 4.20 Положения о Министерстве образования и науки КБР, утвержденного постановлением Правительства КБР от 25 января 2008 года № 17-ПП, также не может быть принята во внимание, поскольку указанное постановление от 29 декабря 2009 г. № 333-ПП утверждает Правила распределения субсидий на указанные цели из федерального бюджета Российской Федерации, поступающих на софинансирование расходного полномочия субъекта, и не содержит указаний о их применимости к расходам, осуществляемым за счет собственных средств республики. При этом, как указано выше, указанные полномочия являются расходными обязательствами субъекта.
Не влечет отмены обжалуемого решения и довод жалобы о неправомерности отказа в удовлетворении ходатайства об истребовании учетного дела Тлуповой Л.Х. из Администрации г. Нальчика, поскольку факт ее нахождения на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий был подтвержден письмом первого заместителя главы местной администрации г. Нальчика В.И. Сорокина, выпиской из постановления главы местной администрации г. Нальчика от 09 января 2003 г. № 14, а также копией ее паспорта, местом регистрации в котором указано общежитие (л.д. 8, 10, 11).
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Вопреки изложенному требованию кодекса, материалы дела не содержат доказательств того, что Тлупова Л.Х. обучается в федеральном образовательном учреждении, о котором идет речь в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Прочие доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, которым дана надлежащая оценка судами по делу.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.02.2008 N 2 "О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" отмена или изменение судебного постановления в порядке надзора допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления. Иная точка зрения суда надзорной инстанции на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения судебного постановления нижестоящего суда.
В связи с изложенным, учитывая, что доводы жалобы сводятся к переоценке обстоятельств дела, в должной мере исследованных судами по делу, необходимо отказать в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
Согласно части 1.1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорной жалобы.
Учитывая, что иные доводы, содержащиеся в надзорной жалобе, были предметом изучения суда первой и кассационной инстанций и не ставят под сомнение законность обжалуемых постановлений суда, она подлежит оставлению без удовлетворения.
Оснований для отмены судебных постановлений в порядке надзора не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 383 Гражданского процессуального кодекса РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче надзорной жалобы Правительства КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от 12 апреля 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КБР от 19 мая 2010 года с гражданским делом по иску прокурора г.Нальчика в интересах Тлуповой Людмилы Хусейновны к Правительству Кабардино-Балкарской Республики о внеочередном предоставлении жилого помещения не ниже установленных социальных норм для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции отказать.
Возобновить исполнение решения Нальчикского городского суда КБР от 12 апреля 2010 года.
Судья Л.М. Бабугоева
Копия верна:
Судья Верховного суда КБР Л.М. Бабугоева