Определение
об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения
в судебном заседании суда надзорной инстанции
г. Нальчик 25.11.2010 г.
Судья Верховного Суда КБР Зумакулов Д.М., рассмотрев надзорную жалобу Начальника Управления ФСБ России по КБР Кменного С.Л. на кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КБР от 29.09.2010 г.,
установил:
Шелковникова А.В. обратилась в суд к Управлению Федеральной службы безопасности РФ по КБР (далее УФСБ РФ по КБР) с иском о взыскании с ответчика 26 856 руб. в счет пенсии по потере кормильца на ребенка Б.О.Ш. за 12 месяцев предшествующих дню обращения за ней, мотивировав тем, что в июле 2001г. она вступила в брак с О.А.Ш., который на тот момент был сотрудником УФСБ РФ по КБР. В 2002г. у них родился сын Б.О.Ш.. В 2006г. брак был расторгнут и с мая 2006г. по сентябрь 2007г. Шелковникова А.В. получала алименты на сына. 05 октября 2007г. О.А.Ш. умер. В ноябре 2007г. Шелковникова А.В. обратилась в УФСБ России по КБР для оформления пенсии ее сыну по случаю потери кормильца, в чем ей было отказано, на том основании, что О.А.Ш. за 4 дня до смерти уволился с работы по собственному желанию. В связи с этим она обратилась в Пенсионный фонд РФ по КБР и ее сыну была назначена пенсия по случаю потери кормильца в размере 1 560 руб. Через год Шелковникова А.В. вновь обратилась в УФСБ с заявлением о назначении пенсии, и её сыну была назначена с 01.12.2008г. указанная пенсия в размере - 3 798 руб., в перерасчете пенсии ей было отказано.
Шелковникова А.В. также просила обязать ответчика выплатить пенсию по потере кормильца на ребенка Б.О.Ш. за 12 месяцев предшествующих дню обращения за ней.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 10.08.2010 г. в удовлетворении иска Шелковниковой А.В. к УФСБ России по КБР отказано.
Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КБР от 29.09.2010 г. постановлено:
Решение Нальчикского городского суда от 10 августа 2010 г. отменить и вынести по делу новое решение. Взыскать с Управления федеральной службы безопасности России в пользу Шелковниковой А.В. 26856 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований Шелковниковой А.В. отказать.
В надзорной жалобе, Начальник УФСБ России по КБР Кменный С.Л. просит отменить кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КБР от 29.09.2010 г., оставить в силе решение Нальчикского городского суда КБР от 10.08.2010 г.
В жалобе указано, что суд кассационной инстанции вынес решение с существенным нарушением норм материального права. При вынесении кассационного определения суд применил норму ст. 53, а также норму ст. 55 (о перерасчете пенсии при несвоевременном обращении с заявлением о повышении размера пенсии при наличии такого права) Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, указав, что получение пенсии за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней, возможно независимо от вины пенсионного органа, так как в этом случае необходимо лишь установление факта несвоевременности обращения с заявлением о назначении пенсии.
Однако применение вышеуказанных норм права в рассматриваемом случае ошибочно. Так, в статье 55 содержится указание о возможности выплаты разницы при повышении пенсии между новым и прежними размерами пенсии, но не различных видов пенсий, (т. е. это норма об обычном перерасчете пенсии).
Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением группы инвалидности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, а также в связи с изменением условий назначения социальной пенсии. Перерасчет размера пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих может производиться с применением положений статей 14 и 21 настоящего Федерального закона в случае последующего после назначения пенсии за выслугу лет увеличения продолжительности стажа государственной гражданской службы, с учетом которого определяется размер пенсии за выслугу лет, и (или) замещения должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев с более высоким должностным окладом.
В соответствии с указанным пунктом статьи 22 в других случаях производится перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению. При этом, как следует из пункта 3 статьи 23 данного закона, перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за переводом пенсии с одного вида на другой. Данная норма по своему смыслу корреспондирует нижеприведенным положениям законодательства о том, что лицам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Статьи 17, 30.3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" содержат указания о возможности перерасчета также исключительно в рамках одного вида пенсии.
Таким образом, законодательством РФ предусмотрен перерасчет в рамках одного вида пенсии, но не различных видов пенсий, в связи с чем, вывод суда о возможности выплаты разницы между суммами различных пенсий является неверным.
Изучив доводы жалобы, проверив их обоснованность, не нахожу оснований для истребования дела и передачи его для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Таких нарушений судом при вынесении обжалуемого судебного постановления не допущено.
Как видно из материалов дела, несовершеннолетний Б.О.Ш. имел право на получение в УФСБ России пенсии по случаю потери кормильца - бывшего сотрудника УФСБ России по КБР О.А.Ш., со дня смерти последнего. Однако пенсия ему назначена УФСБ РФ по КБР с декабря 2008г. - с момента обращения за пенсией.
В соответствии со статьёй 28 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закон) пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. Согласно п. «б» статьи 53 и ст.54 Закона пенсии в соответствии с настоящим Законом назначаются семьям названных лиц и пенсионеров из числа этих лиц - со дня смерти кормильца, но не ранее дня, до которого ему выплачены денежное довольствие или пенсия, кроме следующих случаев назначения пенсии членам семьи с более поздних сроков. Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.
Из материалов дела усматривается, что Шелковникова А.В. просила взыскать пенсию за 12 месяцев до обращения за пенсией, что урегулировано частью 2 статьи 53 Закона, согласно которой, при несвоевременном обращении, пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.
Исходя из обстоятельств дела и в соответствии с заявленными требованиями при разрешении спора подлежала применению эта норма закона, согласно которой право на получение пенсии за указанный период не ограничено наличием или отсутствием вины пенсионного органа, подлежит лишь установлению факт несвоевременного обращения пенсионера за пенсией, что в данном случае установлено.
В соответствии со статьёй 55 Закона при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
При таких обстоятельствах, исковые требования Шелковниковой А.В. о взыскании с УФСБ России по КБР пенсии Б.О.Ш. по случаю потери кормильца, правильно подлежали удовлетворению в виде разницы за прошлый один год со дня назначения пенсии от УФСБ России по КБР (с 01.12.2007г. до 01.12.2008г), исходя из пенсии, которая бы полагалась ему за спорный период, и фактически полученной им от ОПФ РФ по КБР сумм пенсии.
Согласно справке УФСБ России по КБР пенсия по случаю потери кормильца на Б.О.Ш. подлежала назначению с 01.12.2007г. - 3223,97 рубля, 01.02.2008г. -3504,24 рубля, с 01.10.2008г. - 5191,59 рублей. Таким образом, за период с 01.12.2007г. до 01.12.2008г. он был вправе получить пенсию в общей сумме 44865, 04 рубля. Фактически им получено 18080 рублей. Разница составляет 26856 рублей, которая правильно подлежала взысканию с УФСБ России в пользу законного представителя Б.О.Ш. - Шелковниковой А.В.
В связи с изложенным, суд кассационной инстанции правильно отменил решение Нальчикского городского суда от 10 августа 2010г. и взыскал в пользу Шелковниковой А.В. с УФСБ России по КБР 26856 рублей.
При таких данных, оснований для отмены или изменения судебного постановления не имеется.
Разрешая дело, суд правильно определил и в достаточной степени исследовал юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую оценку. Изложенные в решении выводы соответствуют материалам и обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 383 ГПК РФ,
определил:
в передаче надзорной жалобы Начальника Управления ФСБ России по КБР Кменного С.Л. на кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КБР от 29.09.2010 г., для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции отказать.
Судья Верховного Суда КБР Д.М. Зумакулов