о признании недостойным наследником



Определение

об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения

в судебном заседании суда надзорной инстанции

г. Нальчик 12.11.2010 г.

Судья Верховного Суда КБР Зумакулов Д.М., рассмотрев надзорную жалобу Ворокова И.Ю. на решение Чегемского районного суда КБР от 24.05.2010 г. и кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КБР от 7.07.2010 г.,

установил:

Отказывая Ворокову И.Ю. в иске, суд исходил из того, что в соответствии со ст. 1117 ГК РФ наследник может быть признан недостойным только по основаниям совершения им действий по призванию его к наследству в случае совершения им умышленных противоправных действий по лишению жизни наследодателя. Поскольку причинение В.Ю.О. смерти не носило умышленного характера, иск не подлежал удовлетворению.

19 сентября 2009 года умер В.Ю.О., после смерти которого открылось наследство на принадлежавшее ему имущество. Наследником умершего по завещанию является его жена Ворокова Ф.М.. Утверждая, что Ворокова Ф.М. является недостойным наследником, поскольку она своими противоправными действиями, направленными против наследодателя, способствовала увеличению причитающейся ей доли наследства, что вступившим в законную силу приговором Чегемского районного суда КБР от 9 февраля 2009 года Ворокова Ф.М. признана виновной в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью В.Ю.О., повлекшего его смерть, то есть в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 4 УК РФ, что он как сын наследодателя является его наследником по закону первой очереди, Вороков И.Ю. обратился в суд с иском к Вороковой Ф.М. о признании её недостойным наследником В.Ю.О.

Ворокова Ф.М. иск не признала, указывая на то, что она по предусмотренным ст. 1117 ГК РФ основаниям не может быть признана недостойным наследником, поскольку не желала смерти В.Ю.О. и своими действиями не стремилась увеличить свою долю в наследстве.

Решением Чегемского районного суда КБР от 24 мая 2010 года Ворокову И.Ю. в иске отказано за его необоснованностью.

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КБР от 7.07.2010 г. решение Чегемского районного суда КБР от 24.05.2010 г. оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Вороков И.Ю. просит истребовать дело из Чегемского районного суда КБР, отменить вынесенные по делу судебные постановления, удовлетворить исковые требования признав Ворокову Ф.М. недостойным наследником.

В жалобе указано на то, что при разрешении дела суд неправильно истолковал и применил ст. 1117 ГК РФ, в результате чего необоснованно признал, что умышленные неправомерные действия Вороковой Ф.М. по причинению тяжкого вреда здоровью наследодателя, повлекшие его смерть, не могут служить основанием для признания Вороковой Ф.М. недостойной наследницей. Указано на то, что поскольку действия Вороковой Ф.М. по причинению вреда здоровью В.Ю.О. носили умышленный характер, поскольку эти действия привели к смерти наследодателя и, как следствие, к призванию Вороковой Ф.М. к наследству, поскольку Вороковой Ф.М. в отношении В.Ю.О. было совершено умышленное особо тяжкое преступление, повлекшее его смерть, выводы суда о необоснованности иска являются ошибочными.

Изучив доводы жалобы, проверив их обоснованность, не нахожу оснований для истребования дела и передачи его для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Таких нарушений судом при вынесении обжалуемого судебного постановления не допущено.

Судом установлено, что Ворокова Ф.М., являющаяся в силу составленного В.Ю.О. 10 июля 2007 года завещания его наследником, 19 сентября 2009 года умышленно причинила тяжкий вред здоровью наследодателя, повлекший его смерть, что это обстоятельство установлено приговором Чегемского районного суда КБР от 17 декабря 2009 года и определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда КБР от 9 февраля 2010 года.

Как видно из материалов дела, отказывая Ворокову И.Ю. в иске о признании Вороковой Ф.М. недостойным наследником, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст. 1117 ГК РФ недостойным наследником по указанным истцом основаниям может быть признано только то лицо, которое умышленно лишило наследодателя жизни.

В соответствии со ст.1117 ГК РФ).

Из материалов дела усматривается, что наличие такого умысла у Вороковой Ф.М. отсутствует, и она не может быть признана недостойным наследником.

При таких данных, оснований для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.

Разрешая дело, суд правильно определил и в достаточной степени исследовал юридически значимые обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку.

Изложенные судом выводы соответствуют материалам и обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 383 ГПК РФ,

определил:

в передаче надзорной жалобы Ворокова И.Ю. на решение Чегемского районного суда КБР от 24.05.2010 г. и кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КБР от 7.07.2010 г., для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции отказать.

В ходатайстве об истребовании дела также отказать.

Судья Верховного Суда КБР Д.М. Зумакулов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200