Дело по иску Кештова Ш.А. к Шагировой Л.С. о признании необоснованным отказа в даче согласия на приватизацию земельного участка и по встречному иску Шагировой Л.С. к Кештову Ш.А.



Дело № 4г-405/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в передаче надзорной жалобы

для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции

22 декабря 2011 г.

г. Нальчик

Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Кудрявцева Ж.В., изучив надзорную жалобу Шагировой Л.С. на решение Нальчикского городского суда от 11 мая 2011 года и кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 июля 2011 года по делу по иску Кештова ФИО10 к Шагировой ФИО11 о признании необоснованным отказа в даче согласия на приватизацию земельного участка, расположенного <данные изъяты> и по встречному иску Шагировой ФИО12 к Кештову ФИО13 о сносе незаконно возведенных строений под литерами «А», «Г» и части навеса под литером «Г-3», о сносе входа в подвальное помещение домовладения Кештова Ш.А., о восстановлении границ ее земельного участка, установлении их вплотную от переднего угла домовладения
Кештова Ш.А. и вдоль всей длины домовладения, а далее на расстоянии полутора метров от строений Шагировой Л.С., расположенных вдоль смежной границы с Кештовым Ш.А. и по всей длине смежных земельных участков вдоль существующей металлической сетки, разделяющей земельные участки,

УСТАНОВИЛ:

как видно из материалов, приложенных к надзорной жалобе, Кештов Ш.А. обратился в суд с иском к Шагировой (Халишховой) Л.С. о возложении на нее обязанности не чинить ему препятствий в приватизации принадлежащего ему земельного участка, расположенного <данные изъяты>, мотивируя это следующим. В 1959 году Администрацией с. Кенже ему был выделен земельный участок мерою <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <данные изъяты>,на котором он возвел жилой дом и строения. Данные сооружения являются узаконенными, что подтверждается техническим паспортом.

В мае 2010 года он заказал в ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» филиал по КБР межевой план с целью приватизации указанного земельного участка. При этом обязательным условием является согласие соседей граничащих с его участком. Собственники земельных участков № № <данные изъяты> дали свое согласие на приватизацию истцом земельного участка № <данные изъяты>. Собственница же соседнего участка № <данные изъяты>, Шагирова Л.С. от подписи отказалась, мотивируя это тем, что она даст согласие лишь случае, если истец снесет возведенный им гараж Лит. Г и передвинет существующий между участками забор на 1 <данные изъяты>.

Кештов Ш.А. требования ответчицы считает незаконными и необоснованными. Выделенный ему земельный участок согласно документам был площадью <данные изъяты> га, однако фактический размер земельного участка составляет <данные изъяты> га. Забор, стоящий на границе его участка и участка ответчицы, возведен в 1965 году и порядок пользования земельными участками сложился более 40 лет. Требования ответчицы о сносе гаража также необоснованны, т.к. данное строение является законным и ни у кого нет никаких претензий к нему. Мать ответчицы при жизни дала свое согласие на возведение гаража именно на этом месте, о чем собственноручно написала расписку, которая хранится в архиве ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральной БТИ» филиал по КБР. Считает, что ответчица всячески чинит ему препятствия в проведении приватизации его земельного участка. В соответствии с гражданским законодательством собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя эти нарушения и не были связанны с лишением права собственности.

Затем, истец обратился с уточнением исковых требований и просил признать необоснованным отказ Шагировой Л.С. в даче согласия на приватизацию земельного участка, расположенного <данные изъяты>.

Ответчица Шагирова Л. С. обратилась со встречными исковыми требованиями к Кештову Ш.А. о сносе незаконно возведенных строений под литерами «А», «Г», литером «Г-3», расположенных на земельном участке <данные изъяты>; о восстановлении границ ее земельного участка, установлении их на всем протяжении в виде прямой линии, проходящей на расстоянии <данные изъяты> от расположенных на ее земельном участке № <данные изъяты> строений под литерами Г, Г1 и Г2, мотивируя это следующим. Предъявленный к ней иск считает необоснованным, так как на приватизацию земли в таком виде она не согласна. Она неоднократно требовала привести границу-межу между земельными участками в исходное положение, поскольку в результате ведения строительства, Кештов передвинул межу в ее сторону, тем самым обеспечив себе подход к строениям, построенным на меже и с заступом на ее участок, уменьшив его площадь. Она же при строительстве сарая и навеса литер Г1 и Г2 отступила от межи на <данные изъяты> и из технической документации на ее домовладение видно, что ранее граница между их участками представляла из себя ровную прямую линию. В настоящее же время, она выгнута в ее сторону, имеется заступ на ее участок, в связи с чем, уменьшен его размер, а также отсутствует доступ к строениям, которые ранее располагались в полутора метрах от границы. Ответчиком на границе возведен жилой дом (литер А) с подвалом, расстояние между ним и ее домом меньше допустимого, вследствие чего нарушаются ее права, так как данная постройка создает угрозу жизни и здоровью. Во время дождя вода с крыши этого дома стекает к ее дому, образуя вокруг сырость, а снег с крыши дома истца обрушивается на крышу и стены ее дома. Строение литер Г построено ответчиком без отступа от границы и частично расположено на ее участке. Строение литер ГЗ также построено ответчиком без отступа от границы с заступом на ту часть ее участка, которая оставалась между межой и ее сараем литер Г1, в связи с чем крыша этой постройки нависает над крышей ее сарая. Изначально матери ответчицы Шагировой Г.Х. был выделен участок <данные изъяты> кв.м. Часть этого участка, площадью <данные изъяты> кв.м. сейчас значится под другим адресом <данные изъяты> и принадлежит другому владельцу. Ее часть, согласно последнему замеру составляет <данные изъяты> кв.м., а следовательно, площадь ее участка уменьшилась на <данные изъяты> кв.м. В то же время площадь участка Кештова Ш.А. после отделения части земельного участка (<данные изъяты> кв.м.) его сыну Кештову А.Ш., составляет <данные изъяты> кв.м. и в совокупности составляет <данные изъяты> кв.м., что на <данные изъяты> кв.м. больше, чем ему выделялось (<данные изъяты> кв.м.), что также является доказательством захвата им части ее участка.

Решением Нальчикского городского суда от 11 мая 2011 года в удовлетворении исковых требований Шагировой Л.С. к Кештову Ш.А. отказано за необоснованностью, исковые требования Кештова Ш.А. удовлетворены и постановлено: признать необоснованным отказ Шагировой Л.С. в даче согласия Кештову Ш.А. на приватизацию земельного участка, расположенного <данные изъяты>.

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 июля 2011 года решение суда первой оставлено без изменения, а кассационная жалоба Шагировой Л.С. – без удовлетворения.

В надзорной жалобе Шагировой Л.С. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы указано, что судом не дана оценка представленным справкам администрации сел. Кенже № <данные изъяты> от 4 мая 2011 года и № <данные изъяты> от 10 мая 2011 года, согласно которым Кештову Ш.А. не выделялся участок <данные изъяты> га. За Кештовым Ш.А. числится только земельный участок, площадью <данные изъяты> га. В судебном заседании исследовалось межевое дело и техническая документация на земельный участок, выделенный другому сыну Кештова Ш. - Кештову А.Ш., за которым решением Ленинского райисполкома г. Нальчика от 15 марта 1989 года № <данные изъяты> закреплен земельный участок, площадью <данные изъяты> га. Судом не дана оценка и факту закрепления за Кештовым Ш. участка мерою <данные изъяты> га.

Уменьшение участка Шагировой Л.С. произошло за счет смещения межи в её сторону на <данные изъяты> по всей длине участка. По схематическим планам технических паспортов разных лет видно, что ранее граница между спорными участками представляла из себя прямую линию, а сейчас она выгнута в сторону участка ответчицы, поскольку строения возводились Кештовым Ш.А. с заступом на её участок, за счет чего, в том числе, и произошло уменьшение её участка.

В описании расположения строений не все строения судом обозначены верно, а выделение земельного участка Кештову Р.Ш. правового значения для дела не имеет.

Судом не учтено, что несоблюдение Кештовым Ш.А. санитарных норм и правил в области строительства нарушает права Шагировой Л.С., поскольку она не имеет свободного доступа к тыльной части её строений, строениями Кештова Ш.А. занята часть выделенного ей земельного участка и отсутствие необходимого расстояния между жилыми и хозяйственными строениями влечет попадание на её строения потоков воды с крыши навеса Кештова Ш.А., залитие ее земельного участка, а также схода с крыши дома Кештова Ш.А. на её жилой дом большого количества снега, что опасно для её жизни и здоровья, так как от этого бьются стекла в окнах и ломается крыша дома.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора по доводам надзорной жалобы не установлено.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей защиту прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 45 Постановления от 29 апреля 2010 года № 10/24 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Разрешая спор, суд установил и обоснованно счел доказанным, что Кештов Ш.А. на законных основаниях владеет земельным участком по адресу: <данные изъяты>, а общая площадь данного земельного участка соответствует площади изначально выделенного ему участка.

Судом выездом на место расположения спорных земельных участков и строений сторон было достоверно установлено, что на земельном участке № <данные изъяты> строения, которые просит снести Шагирова Л.С., расположены в пределах участка истца, границы участка определены капитальным забором и сетчатым ограждением. Вход в подвальное помещение дома Кештова Ш.А. под литером А расположен за гаражом, обозначенным под литером Г, и вдоль капитального забора примыкает к дому Кештова Ш.А.

Кроме того, из правовой и технической документации на домовладение истца следует, что имеющиеся на земельном участке истца строения под литерами «А», «Г»,
«Г-2» «Г-3» узаконены еще 28 марта 1989 года.

В то же время строение Шагировой Л.С. под литером Г1 - сарай имеет заступ от границ капитального забора, разделяющего земельные участки в сторону земельного участка Кештова Ш.А. на <данные изъяты>. Согласно справке Кенженского поселкового Совета от 26 июня 1973 года № 12/4за матерью ответчицы - Шагировой Г.Х. был закреплен земельный участок в размере <данные изъяты> га, а не <данные изъяты> га как утверждала ответчица.

В соответствии с абзацем 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Осмотром земельных участков сторон судом при выезде на место установлено, что имеющаяся металлическая сетка, прикрепленная к металлическим стойкам, и разделяющая границы земельных участков сторон, установлена не менее 12 лет тому назад. На расстоянии двух метров от металлической сетки, на земельном участке
Кештова Ш.А. имеются насаждения плодоносящих деревьев, которые также посажены не менее 12 лет тому назад.

При таких данных суд пришел к правильному выводу о том, что отказ ответчицы в согласовании существующих границ земельного участка истца является необоснованным, а доводы ответчицы о нарушении её прав истцом несостоятельны в силу отсутствия соответствующих доказательств.

С этими выводами суда первой инстанции правомерно согласился и суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы.

Доводы надзорной жалобы уже были предметом рассмотрения суда кассационной инстанции и направлены на переоценку обстоятельств дела. Между тем, в силу статьей 67 и 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и кассационной инстанций. Производство в суде надзорной инстанции является исключительной стадией гражданского процесса, в которой решаются только вопросы права и суд надзорной инстанции должен исходить из фактических обстоятельств дела, установленных нижестоящими инстанциями.

Принимая во внимание, что при рассмотрении данного дела судами не были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, а доводы надзорной жалобы, направленные на переоценку обстоятельств дела, не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора, жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 381 и статьей 383 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

в передаче надзорной жалобы Шагировой Л.С. на решение Нальчикского городского суда от 11 мая 2011 года и кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 июля 2011 года по делу по иску Кештова ФИО15 к Шагировой ФИО14 о признании необоснованным отказа в даче согласия на приватизацию земельного участка, расположенного <данные изъяты> и по встречному иску Шагировой ФИО17 к Кештову ФИО16 о сносе незаконно возведенных строений под литерами «А», «Г» и части навеса под литером «Г-3», о сносе входа в подвальное помещение домовладения Кештова Ш.А., о восстановлении границ ее земельного участка, установлении их вплотную от переднего угла домовладения
Кештова Ш.А. и вдоль всей длины домовладения, а далее на расстоянии полутора метров от строений Шагировой Л.С., расположенных вдоль смежной границы с Кештовым Ш.А. и по всей длине смежных земельных участков вдоль существующей металлической сетки, разделяющей земельные участки для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции отказать.

Судья Верховного Суда

Кабардино-Балкарской Республики Ж.В. Кудрявцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200