о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения

в судебном заседании суда надзорной инстанции

    10 мая 2011 года        г. Нальчик

Судья Верховного суда КБР Бабугоева Л.М., рассмотрев гражданское дело по иску Шабазгериева З.М. к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, истребованное по надзорной жалобе представителя Шабазгериева З.М. – Хагажеевой Ф.А., действующей на основании доверенности от 01.04.2010 года, удостоверенной нотариусом Нальчикского нотариального округа КБР З.Е. и зарегистрированной в реестре за , на кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КБР от 24 ноября 2010 года,

УСТАНОВИЛ:

    Шабазгериев З.М., являясь сотрудником ОГАИ МВД КБР, согласно приказу МВД по КБР от ДД.ММ.ГГГГ в составе группы сотрудников милиции МВД по КБР был направлен в <адрес> сроком на 45 суток для несения службы на КПП вдоль административной границы Чеченской Республики и находился там до ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на данное обстоятельство, Шабазгериев З.М. обратился в МВД по КБР с заявлением о выдаче ему удостоверения участника боевых действий, в чем ему было отказано по мотиву не включения <адрес> в 1996 году в число зон проведения контртеррористических операций, указанных в Постановлениях Правительства РФ от 09 февраля 2004г. № 65 и от 26 декабря 2001г. № 896.

Полагая отказ необоснованным, в июле 2010 года Шабазгериев З.М. обжаловал его в суд, просил признать отказ незаконным и обязать Министерство внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике выдать ему удостоверение участника (ветерана) боевых действий.

Заявитель Шабазгериев З.М. в судебном заседании поддержал заявление и просил суд удовлетворить его.

Представитель заявителя - Бориев М.Т., действующий по доверенности от 01 апреля 2010 г., зарегистрированной в реестре за , в судебном заседании поддержал заявление в полном объеме по основаниям, изложенным в нем.

Представитель Министерства внутренних дел по КБР Викторова Е.А., действующая по доверенности от 11.01.2010 года за №3 считала заявление необоснованным, поскольку факт участия Шабазгериева в боевых действиях не доказан.

Решением Нальчикского городского суда от 04 октября 2010 года заявление Шабазгериева З.М. было удовлетворено.    Отказ Министерства внутренних дел по КБР за от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче ему удостоверения «Ветерана боевых действий» признан незаконным с возложением на Министерство обязанности выдать Шабазгериеву З.М. указанное удостоверение.

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КБР от 24 ноября 2010 года указанное решение отменено с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Шабазгериева З.М.

    В надзорной жалобе представитель Шабазгериева З.М. – Хагажеева Ф.А., действующая на основании доверенности от 01.04.2010 года, удостоверенной нотариусом Нальчикского нотариального округа КБР З.Е. и зарегистрированной в реестре за , просит отменить кассационное определение Судебной коллегии, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, оставив без изменения решение Нальчикского городского суда от 04 октября 2010 года.

           По указанной жалобе запросом судьи от 05 марта 2011 года гражданское дело истребовано в Верховный суд КБР.

Изучив доводы жалобы и проверив их обоснованность по материалам дела, суд надзорной инстанции не находит оснований для её передачи для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.

     В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

    Таких нарушений при вынесении обжалуемого судебного постановления не допущено, в связи с чем, оснований для передачи надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции не имеется.

Заявитель указывает, что факт его участия в боевых действиях подтверждается выпиской из приказа Министра внутренних дел по КБР от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ему объявлена благодарность за добросовестное исполнение служебного долга на границе Чеченской и Дагестанской республик и присвоено очередное звание «старшина милиции» досрочно. Он считает необоснованными доводы МВД по КБР о том, что <адрес> в 1996 году не являлась зоной проведения контртеррористических операций, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 года № 896 «О зонах вооруженных конфликтов» выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений МВД РФ на всей территории Чеченской республики в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года отнесено к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта.

В жалобе указано также, что факт его участия в зоне вооруженного конфликта в служебной командировке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается архивной выпиской из приказа МВД по КБР от ДД.ММ.ГГГГ , где указано, что в соответствии с приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ для несения службы на КПП вдоль административной границы Чеченской республики с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 45 суток он откомандирован в <адрес>, где он проходил службу в условиях вооруженного конфликта на прилегающей территории Чеченской республики.

Эти доводы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений.

Как следует из материалов дела, Шабазгериев З.М., являясь сотрудником МВД по КБР, согласно приказу МВД КБР от ДД.ММ.ГГГГ в составе группы сотрудников милиции МВД КБР был направлен в <адрес> сроком на 45 суток. Факт его пребывания в служебной командировке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается справками, представленными суду, а также показаниями свидетелей - бывших сослуживцев истца.

Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В приложении к данному Федеральному закону приводится перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В соответствии с указанным перечнем к территориям и периодам ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации относится, в том числе, выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.

В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 19.12.2003 N 763 (ред. от 22.07.2008) "Об удостоверении ветерана боевых действий" выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Приказом МВД РФ от 07.05.2004 N 282 (ред. от 15.11.2005) утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России. Указанная инструкция в пункте 3 устанавливает, что основанием для выдачи удостоверений лицам, указанным в пункте 1 настоящей Инструкции, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, является документально подтвержденный факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России, командиров воинских частей, учреждений внутренних войск МВД России, а выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года - факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".

В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения.

Постановлением Правительства РФ от 31.03.1994 N 280 (ред. от 25.02.2009) "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" установлено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Из системного анализа приведенных норм права следует, что участие в боевых действиях является обязательным условием для признания лица ветераном боевых действий. Однако один только факт прохождения службы на территории Чеченской республики или прилегающих к ней районах основанием для получения удостоверения ветерана боевых действий не является.

Исследовав представленные материалы и проанализировав приведенные нормы законодательства, суд кассационной инстанции сделал правильные выводы о том, что факт нахождения заявителя в <адрес> без указания на то обстоятельство, что он участвовал в выполнении каких-либо задач при вооруженных конфликтах, не может служить основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий.

Таким образом, не подтверждаются доводы заявителя о том, что в суде был доказан факт его работы в условиях вооруженного конфликта на прилегающей территории Чеченской республики.

Что касается показаний свидетелей, то, как правомерно указано судом кассационной инстанции, установление факта выполнения заявителем задач в условиях вооруженного конфликта на основании только свидетельских показаний, в отсутствие приказов, подтверждающих указанное обстоятельство, не может быть признано соответствующим закону.

В силу главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ переоценка доказательств и установление иных обстоятельств не входит в полномочия суда надзорной инстанции, а отмена или изменение вступившего в законную силу судебного постановления в порядке надзора допустимы лишь в исключительных случаях, предусмотренных статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.02.2008 N 2 "О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" отмена или изменение судебного постановления в порядке надзора допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления. Иная точка зрения суда надзорной инстанции на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения судебного постановления нижестоящего суда.

Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, по делу не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 383 Гражданского процессуального кодекса РФ,

ОПРЕДЕЛИЛ:

В передаче надзорной жалобы представителя Шабазгериева З.М. – Хагажеевой Ф.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной нотариусом Нальчикского нотариального округа КБР З.Е. и зарегистрированной в реестре за , на кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КБР от 24 ноября 2010 года с гражданским делом по иску Шабазгериева З.М. к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции отказать.

Судья                                                           Бабугоева Л.М.

...

...

-32300: transport error - HTTP status code was not 200