Приговор в отношении осуждённого в части осуждения по ч.3 ст.30, п. `г` ч. `3` ст.228.1 УК РФ отменён вы связи с непричастностью к совершениию преступления.



... № 22-501/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск 19 марта 2012 года

Судебная коллегия по уголовным делам

Верховного Суда Республики Карелия

в составе председательствующего Гирдюка В.С.,

судей Захарова Ф.П. и Гудкова О.А.

при секретаре Ануковой К.В.

рассмотрела в судебном заседании кассационное представление государственного обвинителя Парфенчикова А.О., кассационные жалобы осуждённого Богданова В.В., адвоката Белоголовова А.О. на приговор Петрозаводского городского суда от 20 января 2012 года, которым

Богданов В.И., . несудимый,

осуждён по ч.3 ст.30, п.«г» ч.3 ст.228.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2009 года № 215-ФЗ) к 8 годам лишения свободы без штрафа и лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, ч.3 ст.30, п.«б» ч.2 ст.228.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 377-ФЗ) к 5 годам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы, в силу ч.2 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений к 8 годам 1 месяцу лишения свободы без штрафа и ограничения свободы, и без лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания исчислен с 20 января 2012 года. Зачтено в срок отбывания наказания время содержания под стражей с 30 июня 2011 года по 01 июля 2011 года.

Приговором разрешён вопрос о судьбе вещественных доказательств по делу.

Заслушав доклад судьи Захарова Ф.П., выступления осуждённого Богданова В.В. в режиме видеоконференц-связи, адвокатов Михайлова В.А., Белоголовова А.О., поддержавших кассационные жалобы, прокурора Михайловой Н.Б., поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия

установила:

Богданов В.В. признан виновным в покушении на незаконный сбыт в особо крупном размере психотропного вещества-амфетамина: 20-22 декабря 2010 года – массой 1,200 грамма, 19 января 2011 года – массой 0,478 грамма, и в покушении на незаконный сбыт в крупном размере психотропного вещества-смеси, содержащей в своём составе амфетамин и метамфетамин массой, 0,572 грамма, совершённом 18 мая 2011 года.

Преступления совершены . при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В судебном заседании Богданов В.В. вину признал частично.

В кассационном представлении государственный обвинитель Парфенчиков А.О. оспаривает законность приговора и считает его несправедливым. Полагает, что по каждому из преступлений и по их совокупности суд назначил чрезмерно мягкое наказание как по сроку, так и в связи с неприменением дополнительного наказания в виде штрафа. Указывает, что суд не учёл, что Богданов совершил два особо тяжких преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, по одному из эпизодов вину не признал и раскаяния не выразил, а назначенное по совокупности преступлений наказание только на месяц превышает срок наказания, назначенного за одно из преступлений. Просит приговор отменить.

В кассационной жалобе адвокат Белоголовов А.О. с приговором не согласен. Считает приговор несправедливым в части осуждения Богданова по ч.3 ст.30, п.«б» ч.2 ст.228.1 УК РФ вследствие чрезмерной суровости наказания, а по ч.3 ст.30, п.«г» ч.3 ст.228.1 УК РФ необоснованным в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушением уголовно-процессуального закона и неправильным применением уголовного закона. Находит необоснованными выводы суда о доказанности совершения Богдановым покушения на сбыт психотропных веществ в особо крупном размере, поскольку противоречия в исследованных доказательствах устранены не были и не нашли оценки в приговоре. Обращает внимание, что вопреки версии следствия об обстоятельствах совершения Богдановым преступлений, из имеющихся в деле ответов на отдельные поручения о проверке оперативной информации (т.2 л.д.100-105) следует, что причастность Богданова к незаконному обороту наркотических средств установлена не была. Считает, что вопреки требованиям ст. 73 и 297 УПК РФ не было установлено и в приговоре не указано время сбыта психотропных веществ в особо крупном размере. Находит, что суду следовало критически отнестись к показаниям свидетеля Ф. с учётом возможности оговора ею Богданова, а также показаний свидетелей «Н.», К., П., Ч., Я.. По мнению адвоката, суду следовало руководствоваться показаниями свидетеля М. в суде и критически отнестись к его показаниям на предварительном следствии в связи с возможным оказанием давления сотрудниками правоохранительных органов. Обращает внимание, что после представления стороной защиты сведений, полученных из ФГУ «Карельская государственная педагогическая академия» с целью подтверждения алиби, Богданову было предъявлено обвинение с иным временным промежутком совершения покушения на сбыт психотропных веществ в особо крупном размере. Находит, что суд безосновательно критически оценил показания Богданова о принадлежности обнаруженных по месту его проживания пакетиков Ф., поскольку его показания подтверждались показаниями свидетеля Ч., а также зафиксированными в протоколе обыска пояснениями Богданова и Ч.. Просит приговор в отношении Богданова в части осуждения по ч.3 ст.30, п.«г» ч.3 ст.228.1 УК РФ отменить и производство прекратить, а приговор в части осуждения по ч.3 ст.30, п.«б» ч.2 ст.228.1 УК РФ изменить, снизив наказание и применив положения ст.73 УК РФ.

В кассационной жалобе и дополнении к ней осуждённый Богданов В.В. с приговором не согласен. Заявляет, что 20-22 декабря 2010 года преступления не совершал, в это время находился с экскурсией в г.Санкт-Петербурге. Указывает, что по оспариваемому им преступлению ОРМ не проводились, доказательства его виновности основаны только на показаниях свидетеля Ф., с которой у него сложились неприязненные отношения, и к показаниям которой при рассмотрении дела в отношении неё самой суд отнёсся критически. По мнению осуждённого, показания Ф. вызваны тем, что она настроена против его брака со своей сестрой Ч.. Оспаривая эпизод передачи наркотика 19 января 2011 года за 3000 рублей, пишет, что Ф. длительное время употребляет наркотические средства, поэтому не могла отдать такую сумму за незначительное количество наркотического средства. Одновременно указывает, что с остальными эпизодами согласен, раскаивается, дал правдивые показания и оказывал помощь следствию. Просит приговор отменить с направлением дела на новое судебное рассмотрение.

В возражениях на кассационные жалобы осуждённого и адвоката государственный обвинитель Парфенчиков А.О. считает их несостоятельными. Пишет, что выводы суда о доказанности вины Богданова по всему объёму обвинения подтверждаются приведёнными в приговоре доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. По мнению государственного обвинителя, при назначении осуждённому наказания все обстоятельства и требования УК РФ учтены, в связи с чем, оснований для его снижения, применения положений ст.64 и 73 УК РФ не имеется. Просит оставить жалобы без удовлетворения.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления государственного обвинителя, кассационных жалоб осуждённого, адвоката и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судебное разбирательство по уголовному делу проведено в полном соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.

Виновность осуждённого Богданова в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, п. «б» ч.2 ст.228.1 УК РФ, установлена совокупностью объективных доказательств, приведённых в приговоре, и осуждённым не оспаривается.

Причастность Богданова к покушению на незаконный сбыт в крупном размере амфетамина 18 мая 2011 года, помимо его собственных показаний, также подтверждается показаниями свидетелей К., Ч., Ф. протоколом проверки показаний на месте с участием Ф. от 31 августа 2011 года; протоколом проведения оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» с участием свидетеля Ф. от 22 мая 2011 года; заключением эксперта 1181 от 11 июля 2011 года; протоколами осмотра предметов от 24 августа и 06 сентября 2011 года.

Вместе с тем, судебная коллегия находит недоказанным участие Богданова в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ.

По существу свой вывод о причастности осуждённого к покушению на незаконный сбыт амфетамина в особо крупном размере суд первой инстанции сделал лишь исходя из показаний свидетеля Ф.., поскольку все иные приведённые в приговоре доказательства в подтверждение вины Богданова в покушении на незаконный сбыт амфетамина в особо крупном размере являются доказательствами, на основании которых Ф. осуждена приговором Петрозаводского городского суда от 20 июня 2011 года за незаконный сбыт психотропного вещества 22 декабря 2010 года и 19 января 2011 года гражданке под псевдонимом «Н.».

Кроме того, показания Ф. об обстоятельствах приобретения у Богданова амфетамина по данному эпизоду не являлись последовательными, и в частности, в своём заявлении на имя начальника УВД г.Петрозаводска от 02 марта 2011 года она не указала о приобретении в декабре 2010 года и январе 2011 года амфетамина у Богданова. Уголовное дело по данным фактам сбыта психотропного вещества Ф. возбуждено лишь 21 апреля 2011 года на основании выделенных из уголовного дела в отношении Ф. материалов в отношении неустановленного лица, хотя к этому времени следствие, как следует из материалов уголовного дела, располагало показаниями Фомичевой о причастности, по её утверждению, к этому Богданова.

Таким образом, суд не привёл в приговоре достаточных доказательств, которые бы бесспорно свидетельствовали об участии Богданова в данном преступлении.

При таких обстоятельствах, и учитывая, что Богданов оспаривает свою причастность к данному преступлению, а в соответствии с п.3 ст.14 УПК РФ все сомнения в виновности осуждённого толкуются в пользу осуждённого, судебная коллегия считает недоказанным участие осуждённого в покушении на незаконный сбыт амфетамина Ф. 20-22 декабря 2010 года и 19 января 2011 года, и поэтому в этой части приговор в отношении Богданова подлежит отмене, а уголовное преследование – прекращению по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ, с исключением из приговора указания о назначении Богданову основного наказания в соответствии с ч.2 ст.69 УК РФ.

При назначении наказания за совершённое Богдановым преступление, предусмотренное ч.3 ст.30, п. «б» ч.2 ст.228.1 УК РФ, суд в соответствии с ч.3 ст.60, ч.3 ст.66 и ч.1 ст.62 УК РФ принял во внимание характер и степень общественной опасности содеянного, личность виновного, наличие смягчающих наказание обстоятельств и отсутствие отягчающих, а также другие обстоятельства, влияющие на назначение наказания, в том числе те, на которые обращается внимание в кассационном представлении и кассационных жалобах, и назначил справедливое, соразмерное содеянному наказание.

С выводом суда о необходимости назначения Богданову реального лишения свободы, а также об отсутствии оснований для назначения дополнительного наказания, применения положений ст. 64 и 73 УК РФ судебная коллегия соглашается.

Оснований для смягчения осуждённому наказания, назначенного по ч.3 ст.30,п. «б» ч.2 ст.228.1 УК РФ, судебная коллегия не усматривает.

С учётом фактических обстоятельств совершения Богдановым преступления, связанного с незаконным оборотом психотропных веществ, его повышенной общественной опасностью судебная коллегия не находит оснований для применения положений ч.6 ст.15 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 декабря 2011 года №420-ФЗ) и изменения категории преступлений на менее тяжкую.

Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.377, п.4 ч.1 ст.378, п.1 ч.1 ст.379 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

кассационные жалобы осуждённого Богданова В.В. и адвоката Белоголовова О.А. удовлетворить частично.

Приговор Петрозаводского городского суда от 20 января 2012 года в отношении Богданова В.И. в части осуждения по ч.3 ст.30, п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2009 года №215-ФЗ) отменить, уголовное дело в этой части в отношении Богданова В.В. прекратить за его непричастностью к совершению преступления по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ.

Признать за Богдановым В.В. право на реабилитацию в порядке, предусмотренном главой 18 УПК РФ.

Этот же приговор в отношении Богданова изменить, исключить из резолютивной части приговора указание на назначение Богданову В.В. наказания на основании ч.2 ст.69 УК РФ.

Считать Богданова В.В. осужденным по ч.3 ст.30, п. «б» ч.2 ст.228.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 года №377-ФЗ) к 5 годам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы в исправительной колонии строгого режима.

В остальном приговор оставить без изменения, а кассационное представление государственного обвинителя, кассационные жалобы осуждённого и его защитника - без удовлетворения.

Председательствующий В.С. Гирдюк

Судьи Ф.П. Захаров

О.А. Гудков