прочие исковые



Судья Прокофьева И.М. № 33-1796/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июня 2010 года г. Петрозаводск

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе председательствующего Кузьминой Н.П.

судей Савина А.И., Роговой И.В.

при секретаре Спиридоновой И.С.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационным жалобам истца и ответчика на решение Питкярантского городского суда от 17 мая 2010 года по делу по иску ФИО5 к Администрации Импилахтинского сельского поселения, Администрации Питкярантского городского поселения, Администрации Питкярантского муниципального района, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о восстановлении в льготной очереди на улучшение жилищных условий, включении в единый по Республике Карелия список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении субсидии на приобретение жилья.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения истца поддержавшего доводы своей кассационной жалобы, объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития ФИО6, полагавшей, что решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований является обоснованным, но подлежит отмене в части возложения на Министерство обязанности по включению истца в единый список по РК как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Иск предъявлен по следующим основаниям. ФИО5 является ветераном боевых действий, имеет право на получение субсидии для улучшения жилищных условий. Дата г. он обратился в администрацию Импилахтинского сельского поселения, на территории которой он проживал, с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. ФИО10 Номера от Дата г. истец поставлен в очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий под Номер. Однако ответчики, не уведомив его, сняли с очереди. Дата г. между ним и АК Сбербанк России заключен кредитный договор «жилищный кредит» на сумму 700.000 рублей на приобретение квартиры по адресу: ..., ... ... .... Дата г. данная квартира им приобретена в собственность. Но в связи с тем, что он был снят с очереди, он лишен права воспользоваться льготой по получению субсидии для погашения «жилищного кредита».

В связи с чем истец просил обязать ответчиков восстановить его в очереди на улучшение жилищных условий с Дата г., включить его в единый по Республике Карелия список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставить субсидию на приобретение жилья.

В судебном заседании истец и его представитель ФИО7 заявленные требования поддержали. Пояснили, что истец является участником боевых действий, Дата г. получил удостоверение. В 2004 г. был зарегистрирован и проживал в ... ... ..., Дата г. обратился с заявлением в администрацию Импилахтинского сельского Совета о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Дата г. был поставлен на учет в очереди на улучшение жилищных условий. При оформлении кредита в 2009 г. он узнал о том, что снят с очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Дата г.истец оформил ипотеку и приобрел квартиру по адресу: ..., ... ... .... Полагают, что истец был снят с очереди на улучшение жилищных условий без законных оснований, в связи с чем подлежит восстановлению в очереди с даты подачи заявления, поскольку это даст ему возможность быть включенным в единый список ветеранов по РК с последующим получением субсидии от Министерства здравоохранения на погашение ипотеки.

Представитель ответчика Администрации Импилахтинского сельского поселения ФИО8 иск не признал. Пояснил, что с 2005 г. истец состоял в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку в то время проживал в д.Койриноя, которая входила в состав Импилахтинского сельского поселения. Был снят с учета в связи с тем, что д.... стала относится к Питкярантскому городскому поселению.

Представитель ответчика администрации Питкярантского городского поселения ФИО9, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Пояснил, что ФИО5 не состоял на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Питкярантского городского поселения. Деревня Койриноя действительно относится к Питкярантскому городскому поселению, однако в 2004 г. Питкярантского городского поселения не было. Дата г. администрацией Питкярантского муниципального района в администрацию Питкярантского городского поселения передавались документы и личные дела граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Личного дела истца среди них не было. Кроме того, истец не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку имеет в собственности квартиру. Полагает, что администрацией Импилахтинского сельского поселения нарушен срок постановки истца на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также порядок снятия истца с учета.

Представитель ответчика Администрации Питкярантского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития РК в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал, что ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до Дата г. имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.23.2 ФЗ «О ветеранах». Предоставление указанных мер социальной поддержки в Республике Карелия осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития. Межведомственная комиссия рассматривает вопрос об определении граждан-кандидатов на обеспечение жильем путем внесения их в единый по РК список граждан по очередности, определяемой в хронологической последовательности, в которой каждый из граждан был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Администрация Импилахтинского сельского поселения не предоставила сведения о том, что ФИО5 по состоянию на Дата г. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий. В том случае, если ФИО5 будет состоять в очереди нуждающихся на улучшение жилищных условий с Дата г., он может претендовать на занесение его в единый по РК список граждан под Номер г. Удовлетворение исковых требований в части обязания предоставить истцу субсидию на приобретение жилья в собственность повлечет нарушение прав граждан, имеющих право на получение субсидии и состоящих в очереди под номерами, предшествующими номеру истца.

Представитель 3-его лица АК Сберегательный Банк РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал, что Дата г. ФИО5 получил в Сбербанке России по кредитному договору Номер «жилищный» кредит в сумме 700.000 рублей на приобретение квартиры, расположенной по адресу: ..., ... ... ..., остаток срочной задолженности по кредиту на Дата г. составляет 670.445,93 руб. В соответствии с Постановлением Правительства РК «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» от Дата г. НомерП в случае, если гражданином выбрана форма обеспечения жильем в виде предоставления субсидии на приобретение жилья в собственность, данная субсидия может быть использована в т.ч. на погашение кредита (займа, ссуды) для строительства или приобретения жилья.

Решением Питкярантского городского суда от 17 мая 2010 года исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал администрацию Питкярантского городского поселения восстановить ФИО5 в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с Дата г. Суд обязал Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия включить ФИО5 в единый по РК список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В остальной части иска отказано.

С таким решением суда не согласны ФИО5 и Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия.

В кассационной жалобе ФИО5 ссылается, что решение суда в части отказа в удовлетворении требования о предоставлении субсидии на погашение кредита, полученного для приобретения жилья, подлежит отмене в связи с неправильным толкованием судом норм материального права. Просит решение суда в указанной части отменить, требование удовлетворить.

В кассационной жалобе Министерство здравоохранения и социального развития РК не согласно с решением в части возложения на Министерство обязанности по включению истца в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просит решение суда в указанной части изменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что Министерство является ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с действующим законодательством полномочия по рассмотрению материалов по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, по определению граждан - кандидатов на обеспечение жильем и принятию соответствующего решения, возложены на Межведомственную комиссию по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Материалами дела подтверждается, что ФИО5 является ветераном боевых действий/ копия удостоверения ВК Номер от Дата г./, что свидетельствует о наличии у него прав и льгот, установленных ст. 16 ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ (в ред. от 29.12.2004г.) ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005 г. имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Дата г. ФИО5, зарегистрированный по адресу: ..., д.Койриноя, ... ..., обратился в администрацию Импилахтинского поселкового Совета, на территории которой находилась д. Койриноя, с заявлением о постановке его в очередь на улучшение жилищных условий. И ФИО10 Номер от Дата г. ФИО5поставлен в очередь на улучшение жилищных условий с Дата г. под Номер в администрации Импилахтинского поселкового Совета. А в связи с тем, что д.Койриноя стала относится к Питкярантскому городскому поселению, был снят с учета.

Суд правильно указал, что причина снятия истца с учета на улучшение жилищных условий не основана на законе/ ст.56 ЖК РФ/, поэтому он должен быть восстановлен в очереди на улучшение жилищных условий.

Согласно ст.31 ЖК РСФСР, действовавшего на момент постановки ФИО5 в очередь на улучшение жилищных условий, заявление о принятии не учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий рассматривается в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов.

Из материалов дела следует, что ФИО10 поселкового Совета Номер от Дата г. он поставлен в очередь на улучшение жилищных условий с Дата г. под Номер, решение о его постановке на учет было принято по истечении двух месяцев с момента подачи заявления, что противоречит требованиям жилищного законодательства.

Поскольку доказательств того, что ФИО5 при подаче заявления /Дата г./ не были предоставлены документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, суду не предоставлено, а принятие решения по заявлению могло быть в любой день, следующий за датой обращения - после Дата г., то есть в течение восьми дней до Дата г., после которой истец лишался права на льготное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, суд обоснованно пришел к выводу, что истец подлежит восстановлению в очереди на улучшение жилищных условий с Дата г.

Судом установлено, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в настоящее время осуществляет Питкярантское городское поселение. В связи с чем суд обоснованно обязал администрацию Питкярантского городского поселения восстановить ФИО5 в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ в редакции от 29.12.2004 (действовавшей на момент обращения истца с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно- коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с вышеуказанным законом и п.7 ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» финансовое обеспечение для осуществления указанных полномочий РФ осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Постановлением Правительства РК от 23.06.2006 г. № 81-П утвержден Порядок предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется на основании единого по PK списка граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрациях муниципальных образований РК.

Учитывая, что указанный список формируется в хронологической последовательности, согласно дате постановки на учет с целью восстановления нарушенных прав истца, суд обоснованно обязал Министерство здравоохранения и социального развития РК включить ФИО5 в единый по Республике Карелия список граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.6 Порядка предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утвержденного Постановлением Правительства РК № 81-П от 23.06.2006 г. Министерство здравоохранения и социального развития РК предоставляет гражданину субсидию на приобретение жилья в собственность на одну из следующих целей: приобретение жилого помещения; погашение кредита (займа, ссуды) для приобретения жилья.

ФИО5 просил обязать Министерство здравоохранения и социального развития предоставить ему субсидию для погашения «жилищного» кредита, полученного им по договору с АК Сберегательный банк РФ от Дата г. на сумму 700.000 рублей на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ... ... ..., общей площадью 71,4 кв.м.

Поскольку предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства РК от 23.06.2006 г. № 81-П осуществляется в порядке очередности, а очередь истца на получение субсидии еще не наступила, суд законно и обоснованно отказал ему в удовлетворении иска в этой части.

Доводы кассационных жалоб истца и Министерства здравоохранения и социального развития РК в оспариваемых ими частях судебного постановления были предметом судебного разбирательства и судом первой инстанции им была дана надлежащая правовая оценка. Поэтому оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Питкярантского городского суда от 17 мая 2010 года по настоящему делу оставить без изменения, а кассационные жалобы -без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200