прочие исковые



Судья Савельева Н.В. № 33-1989/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июля 2010 года г. Петрозаводск

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе председательствующего Кузьминой Н.П.

судей Переплесниной Е.М., Леоновой Л.П.

при секретаре Спиридоновой И.С.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации Петрозаводского городского округа на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27 апреля 2010 года по делу по заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству природных ресурсов Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Администрации Петрозаводского городского округа ФИО6, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Миронова С.Ю., полагавшего, что оснований к отмене решения суда не имеется, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц по следующим основаниям. В ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления установлено, что в г. Петрозаводске в водоохранных зонах реки Неглинка, Онежского озера складируются коммунальные отходы, разгружается загрязненный снег (снежные отвалы): от жилого дома № 15 по ул.Вольной до автостоянки по ул.Ленинградской с двух сторон дороги (в районе ТЦ «Лента) - водоохранная зона реки Неглинка; на наб.Варкауса - ул.Мелентьевой у строящегося здания со стороны Онежского озера - водоохранная зона Онежского озера; ул.Федосовой в районе насосной станции - водоохранная зона Онежского озера.

18 февраля 2010 года Центром лабораторного анализа и технических измерений по Республике Карелия филиалом ФГУ «ЦЛАТИ» по Северо-Западному федеральному округу осуществлен отбор проб коммунальных отходов (загрязненный снег). По результатам количественного химического анализа снега установлены превышения ПДК рыбохозяйственного водоема по показателям на указанных точках.

В соответствии с положениями федерального законодательства ответственность за ликвидацию несанкционированных свалок, в том числе загрязненного снега, несет Администрация Петрозаводского городского округа.

Петрозаводская губа Онежского озера является источником централизованного водоснабжения Петрозаводского городского округа. Поступление вредных веществ может повлечь за собой наступление неблагоприятных, чрезвычайных для населения последствий.

Прокурор просил обязать Администрацию Петрозаводского городского округа принять меры по ликвидации несанкционированных свалок коммунальных отходов (загрязненного снега), расположенных в следующих местах: от жилого дома №15 по ул.Вольной до автостоянки по ул.Ленинградской с двух сторон дороги (в районе ТЦ «Лента); на наб.Варкауса - ул. Мелентьевой у строящегося здания со стороны Онежского озера; ул.Федосовой в районе насосной станции. Обратить решение к немедленному исполнению.

Впоследствии прокурор неоднократно уточнял заявленные требования.

В судебном заседании представитель прокуратуры просил обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу несанкционированную свалку отходов (мусора, отвалов грунта), расположенную в водоохранной зоне Онежского озера: между улицами Федосова и Кирова в районе насосной станции и несанкционированную свалку отходов (строительного, бытового мусора), расположенную в водоохранной зоне Онежского озера: на наб.Варкауса - ул.Мелентьевой у строящегося здания со стороны Онежского озера.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился.

Представитель ООО «Дворец спорта», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явился, по имеющимся в материалах дела адресу организации отсутствует.

Представитель Министерства природных ресурсов РК ФИО8 в судебном заседании иск не признал. Пояснил, что Министерство природных ресурсов РК является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку наделение Министерства распорядительными полномочиями в отношении земельных участков Петрозаводского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, не подтверждает обязанности Министерства устранить последствия земельных правонарушений, совершенных хозяйствующими субъектами на территории Петрозаводского городского округа. Кроме того, земельные участки, на которых обнаружены несанкционированные свалки, Министерством природных ресурсов РК в пользование не предоставлялись, каких-либо договоров в отношении данных земельных участков не заключено.

Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27 апреля 2010 года заявление прокурора удовлетворено. Суд обязал Администрацию Петрозаводского городского округа в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов (мусора, отвалов грунта), расположенную в водоохраной зоне Онежского озера: между улицами Федосова и Кирова в районе насосной станции и несанкционированную свалку отходов (строительного, бытового мусора), расположенную в водоохраной зоне Онежского озера: наб.Варкауса - ул.Мелентьевой у строящегося здания со стороны Онежского озера. В иске к Министерству природных ресурсов РК отказано.

С таким решением суда не согласна Администрация Петрозаводского городского округа. Указывает, что в соответствии с Федеральном законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится организация сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов на территории городского округа, которая Администрацией Петрозаводского городского округа выполнена посредством создания МУП «Автоспецтранс». Считает, что каждая действующая на территории городского округа организация обязана самостоятельно производить сбор и утилизацию отходов, неисполнение хозяйствующими субъектами обязанности по утилизации отходов не свидетельствует о бездействии Администрации. Кроме того полагает, что предъявляя такого рода иски прокурор вмешивается в хозяйственную деятельность органа местного самоуправления, т.к. в силу Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. Просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления прокурору отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с требованиями ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. При этом запрещается сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии с пунктом 17 ст.65 Водного кодекса РФ в границах прибрежных защитных полос (ширина прибрежной защитной полосы Онежского озера - 200м) запрещается, в том числе: размещение отвалов размываемых грунтов.

Судом установлено, что в водоохраной зоне Онежского озера обнаружены несанкционированная свалка отходов - мусора, значительные отвалы размываемых грунтов между улицами Федосова и Кирова в районе насосной станции и несанкционированная свалка отходов - строительного, бытового мусора на наб.Варкауса - ул. Мелентьевой у строящегося здания со стороны Онежского озера.

Принимая во внимание, что обнаруженные несанкционированные свалки находятся в границах городского округа, земельные участки, на которых обнаружены свалки, не предоставлены в пользование юридическим или физическим лицам, лица, виновные в образовании свалок не установлены, а Администрация муниципального образования в силу ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязана организовать деятельность по работе с отходами на территории муниципального образования, суд правомерно обязал Администрацию Петрозаводского городского округа в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов (мусора, отвалов грунта), расположенную в водоохраной зоне Онежского озера: между улицами Федосова и Кирова в районе насосной станции и несанкционированную свалку отходов (строительного, бытового мусора), расположенную в водоохраной зоне Онежского озера: наб. Варкауса- ул. Мелентьевой у строящегося здания со стороны Онежского озера.

Решение суда постановлено на доказательствах, исследованных в судебном заседании. Судом дана надлежащая правовая оценка этим доказательствам.

Доводы кассационной жалобы о наличии непосредственных виновниках образования несанкционированных свалок не подтверждаются объективными доказательствами.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27 апреля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Петрозаводского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200