отпуск по уходу за ребенком



Судья Емельянова Е.Б.

№ 33-2552/2010г.

“24” августа 2010 года

город Петрозаводск

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего

Сильченко Р.П.

судей:

Савина А.И., Королевой С.В.

при секретаре

Бингачовой Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда РК от 21 июля 2010 года по иску БОДРЯКОВОЙ О.М. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске РК о назначении трудовой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Савина А.И., объяснения представителя ответчика Кинёвой М.А., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истица обратилась в суд по тем основаниям, что ответчик отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, за которой она обратилась 14.09.2009. Отказ мотивирован тем, что у неё недостаточен стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Истица полагала, что ответчик при исчислении стажа, необоснованно исчислил в календарном порядке периоды нахождения её в отпусках по беременности и родам и уходу за ребенком с 05.07.1982 по 22.09.1982, 23.09.1982 по 02.01.1983, с 06.08.1990 по 25.11.1990, с 26.11.1990 по 07.04.1992, с 01.06.1992 по 17.06.1992, несмотря на то, что в указанные периоды она работала в Калевальской ЦРБ. Ответчик необоснованно не включил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации, семинарах, в командировках, т.к. в данные периоды за ней сохранялось рабочее место, начислялась средняя заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд. Также необоснованно в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не были включены периоды работы истицы в МП «Д» и ООО «О», т.к. в указанные периоды она осуществляла лечебную деятельность.

В судебном заседании истица иск поддержала.

Представитель ответчика Пошарина Д.Н. с иском не согласилась и пояснила, что на момент обращения истицы в Управление Пенсионного фонда у нее не имелся необходимый специальный стаж.

Суд иск удовлетворил. Обязал ответчика назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения с 14.09.2009, включив в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной работы по охране здоровья населения, спорные периоды работы в льготном и календарном исчислении соответственно. Взыскал с ответчика в пользу истицы расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.

С таким решением не согласен ответчик. В кассационной жалобе указывает, что периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, дородовом и послеродовом отпуске не должны засчитываться в стаж из расчета 1 год и 3 мес. за 1 год, поскольку в спорные периоды истица не работала. Кроме того, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком после достижения им полутора лет с 01.06.1992 по 17.06.1992 не может быть учтен при подсчете стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости ни в календарном, ни в льготном порядке исчисления. Считает, что ответчиком правомерно не учтены в стаж медицинской деятельности спорные периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации, семинарах, в командировках, в учебных отпусках, поскольку законом не предусмотрена возможность зачета этих периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Также считает обоснованным не включение в стаж медицинской деятельности периоды работы истца в МП «Д» и в ООО «О» по тем основаниям, что согласно законодательству РФ Муниципальные предприятия и Общества с ограниченной ответственностью не относятся к некоммерческим организациям, соответственно работа в указанных коммерческих организациях не дает права истцу на досрочное назначение пенсии. Просит решение суда отменить и в иске отказать.

Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Обстоятельства дела судом установлены правильно и полно изложены в решении, соответствуют представленным доказательствам.

При разрешении данного спора суд правильно применил положения п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которому трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.

Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 №1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464. Согласно Списку, утвержденному данным Постановлением, право на включение периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности, предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке. При этом наличие в наименовании учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

По делу установлено, что истица с 05.07.1982 по настоящее время осуществляет лечебную деятельность. Суд правомерно признал незаконными действия пенсионного органа по не включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения истицы на курсах повышении квалификации, на семинарах, в командировках, учебных отпусках. При этом суд правильно обосновал свою позицию положениями ст.ст.167, 173, 187 ТК РФ, а так же тем, что в указанные периоды уплачивались страховые взносы.

Учитывая, что периоды отпусков по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, имели место до 06.10.1992, суд правильно включил эти периоды работы в специальный стаж.

Правомерно признал суд незаконным отказ ответчика о включении в льготный стаж периодов работы в Муниципальном предприятии «Д» и в ООО «О», поскольку согласно Уставам этих предприятий и лицензиям данные организации относятся к учреждениям здравоохранения. Таким образом, в указанные периоды истица осуществляла лечебную деятельность.

При этом согласно п.10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 N25, ранее действовавший Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

На основании изложенного, суд правильно пришел к выводу о том, что истица на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, имела необходимый стаж лечебной деятельности, а потому обязал назначить истице трудовую пенсию с 14.09.2009, т.е. со дня обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости.

Доводы кассационной жалобы аналогичны тем, которые являлись предметом исследования в суде первой инстанции, им дана правильная оценка, которую судебная коллегия с учетом вышеизложенного находит правильной. При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда РК от 21 июля 2010 года по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200