дела, вытекающие из публичных правоотношений



Судья Карабанова Е.А. №33-2366/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 августа 2010 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Сильченко Р.П.

и судей Роговой И.В., Леоновой Л.П.

при секретаре Бингачовой Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Совета Калевальского муниципального района на решение Калевальского районного суда Республики Карелия от 9 июля 2010 года по заявлению Тумаш Анны Васильевны о признании недействующим Решения Совета Калевальского муниципального района от 30 декабря 2009 года № IV-II-47 «О внесении изменений в Решение Совета Калевальского муниципального района от 14.02.2006 года № XXIX-III-445 «О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальных учреждений Калевальского района».

Заслушав доклад судьи Роговой И.В., пояснения представителя Совета Калевальского муниципального района Кузьминой И.В., поддержавшей кассационную жалобу, прокурора Миронова С.Ю., возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Тумаш А.В. обратилась в суд с заявлением по следующим основаниям. До 01 января 2010 года в соответствии с Решением Совета Калевальского муниципального района от 14.02.2006 года № XXIX-III-445 «О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальных учреждений Калевальского района» медицинским работникам, работающим в муниципальном учреждении «Калевальская центральная районная больница» и проживающим в Калевальском районе, к числу которых относится и она, предоставлялись жилищно-коммунальные льготы в виде освобождения от оплаты жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и энергоснабжения в пределах социальной нормы площади жилья, нормативов потребления. 30 декабря 2009 года Совет Калевальского муниципального района принял Решение, которым лишил работников муниципальной системы здравоохранения права на бесплатное пользование жильем, что противоречит Конституции Российской Федерации, положениям Закона РК от 17.12.2004 г. № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан» и ставит в неравное положение в сравнении с другими медиками. Заявитель просила признать решение Совета Калевальского муниципального района от 30.12.2009 года незаконным.

Определением судьи от 15.06.2010 г. в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Совет Калевальского муниципального района, Глава Калевальского муниципального района.

В судебном заседании Тумаш А.В. заявленные требования поддержала. Пояснила, что оспариваемое решение в части отмены с 01 января 2010 года мер социальной поддержки врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием ухудшает материальное положение работников здравоохранения, не обеспечивает сохранение прежнего уровня их социальной защиты, нарушает конституционные принципы справедливости, равенства и ущемляет социальные права медицинских работников муниципального учреждения «Калевальская ЦРБ», работающих в сельской местности.

Представители Совета Калевальского муниципального района и Главы Калевальского муниципального района Кузьмина И.В. и Пиванкова Е.М., действующие на основании доверенностей, с заявленными требованиями не согласились. Пояснили, что в соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, медицинские работники государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, то есть до 01 января 2005 года право указанных лиц на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг гарантировалось государством и выполнялось федеральным законодателем. Федеральный закон № 122-ФЗ передал полномочия устанавливать льготы сельским специалистам в регионы. С 2005 года представительным органом местного самоуправления осуществлялось собственное правовое регулирование общественных отношений в области предоставления мер социальной поддержки в жилищно-коммунальной сфере. При этом денежные средства на покрытие расходов по предоставлению льгот выделялись из республиканского бюджета в виде субсидий и субвенций. На протяжении 2006 г., 2007 г., 2008 г., 2009 г. уровень обеспеченности данной льготой поддерживался местной властью за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета. С принятием Закона Республики Карелия № 1348-ЗРК от 10.12.2009 г. «О бюджете Республики Карелия на 2010 год» выделение субсидий муниципальным районам на оплату льгот работникам здравоохранения прекращено. Учитывая, что собственные доходы в бюджете Калевальского района составляют всего 19%, фактически бюджет района является дотационным, денежных средств на самостоятельное финансирование жилищно-коммунальных льгот для работников муниципальной системы здравоохранения не имеется.

Представитель МУ «Калевальская центральная районная больница» Степанов П.Я. указал о правомерности заявленных требований.

Прокурор полагал требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Решением суда заявление Тумаш А.В. об оспаривании нормативного правового акта удовлетворено. Признано недействующим Решение Совета Калевальского муниципального района от 30 декабря 2009 года № IV-II-47 «О внесении изменений в Решение Совета Калевальского муниципального района от 14.02.2006 года № XXIX-III-445 «О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальных учреждений Калевальского района» со дня его принятия.

С таким решением не согласен Совет Калевальского муниципального района. В кассационной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать, отменить решение и в части взыскания с Совета госпошлины в бюджет Калевальского района. В жалобе указано, что предоставление социальных льгот определенным категориям граждан, выражающихся в освобождении от оплаты жилой площади, коммунальных услуг, в соответствии со статьями 14, 15, 16 Федерального закона № 131-ФЗ не отнесено к вопросам местного значения муниципальных образований. Данные полномочия не являются отдельными государственными полномочиями, переданными органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Из смысла статей 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что решение вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, является правом органов местного самоуправления. Полагают, что статью 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», недопустимо рассматривать как норму, обязывающую орган местного самоуправления установить муниципальным нормативным правовым актом объем мер социальных гарантий и, следовательно, объем расходования средств местного бюджета в размере, определяемом федеральным законом, то есть, как норму, нарушающую требования Бюджетного кодекса. Считают, что решение Совета Калевальского района от 30.12.2009 г. «О внесении изменений в решение Совета Калевальского муниципального района от 14.02.2006 г. № ХХIХ-Ш-445 «О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальных учреждений Калевальского района» не содержит норм, противоречащих законодательству, так как установление, изменение, отмена социальных льгот, финансируемых за счет средств местного бюджета, равно как и определение объема их предоставления, находятся в компетенции органов местного самоуправления. Кроме этого, указали, что оспариваемое решение было признано утратившим силу решением Совета Калевальского муниципального района.

В возражениях на кассационную жалобу Тумаш А.В., прокурор считают решение суда законным и обоснованным, просят жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1, в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ был осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных по состоянию на 31 декабря 2004 года для различных категорий граждан. В частности, пунктом 50 статьи 35 названного Федерального закона решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения: для медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органам государственной власти субъектов Российской Федерации (часть пятая статьи 63 Основ), для медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения - органам местного самоуправления (часть шестая статьи 63 Основ).

Судом установлено, что в соответствии с Решением XXIX сессии Совета Калевальского муниципального района III созыва от 14 февраля 2006 года № 445 «О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальных учреждений Калевальского района» для врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием были введены жилищно-коммунальные льготы в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, независимо от вида жилищного фонда, одновременно предусматривалось, что данные меры социальной поддержки предоставляются за счет субсидий и субвенций, выделяемых из республиканского бюджета. В соответствии с Законом Республики Карелия от 10.12.2009г. № 1384-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2010 год» субсидии на оплату жилищно-коммунальных льгот работникам муниципальной системы здравоохранения Калевальского района из республиканского бюджета не предусмотрены.

Судом установлено, что в соответствии с указанным Решением заявительнице, работающей и проживающей в п.Калевала, данная льгота предоставлялась.

С 1 января 2010 года в результате отсутствия достаточного финансирования, а также в связи со снижением доходной части бюджета Муниципального образования «Калевальский национальный район», в соответствии с Решением IV сессии Совета Калевальского муниципального района II созыва от 30 декабря 2009 года № IV- II-47 «О внесении изменений в Решение Совета Калевальского муниципального района от 14.02.2006г. № XXIX-III-445 «О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальных учреждений Калевальского района» меры социальной поддержки ряда медицинских работников муниципальной системы здравоохранения Калевальского района отменены.

Однако, в соответствии со ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Анализ указанных выше правовых норм свидетельствует о том, что федеральное законодательство не допускает отмены мер социальной поддержки работников муниципальных учреждений здравоохранения.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2008 года № 383-О-П.

Кроме того, решение XXIX сессии Совета Калевальского муниципального района III созыва от 14 февраля 2006 года № 445 «О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальных учреждений Калевальского района» было принято во исполнение Закона РК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», который в настоящее время не отменен.

При таких обстоятельствах судом постановлено законное и обоснованное решение. Доводы кассационной жалобы были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, в т.ч. и в части фактического признания утратившим силу оспариваемого Решения, судом им дана надлежащая правовая оценка, с которой кассационная инстанция соглашается. В связи с чем они не могут явиться основанием к отмене судебного постановления. Выводы суда по настоящему спору являются мотивированными, соответствуют закону и обстоятельствам дела.

Оснований к отмене решения суда по существу по доводам кассационной жалобы не имеется. Вместе с этим, учитывая положения пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, исключению из решения суда подлежит указание на взыскание с Совета Калевальского муниципального района государственной пошлины в бюджет Калевальского муниципального района.

Руководствуясь ст.ст. 360, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Калевальского районного суда РК от 9 июля 2010 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу Совета Калевальского муниципального района- без удовлетворения.

Исключить из мотивировочной и резолютивной частей решения указание на взыскание с Совета Калевальского муниципального района государственной пошлины.

Председательствующий:

судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200