отказ в признании противоречащим федеральному законодательству Генерального плана города Петрозавод



Судья Овчинникова О.В.

№ 33 – 2542-2010

24 августа 2010г.

г.Петрозаводск

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Сильченко Р П

и судей: Королевой С В, Леоновой Л П

при секретаре Бингачовой Е М

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационному представлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора на решение Петрозаводского городского суда от 07 июня 2010 года по заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, о признании Генерального плана города Петрозаводска, утвержденного решением сессии Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 года № XXVI/XX-361, противоречащим федеральному законодательству, в части допускающей осуществление строительной деятельности в районах Студенческого городка, Сайнаволока, расширения 2-ой площадки ОТЗ, Кукковки со стороны Карельского проспекта, п.Томицы при наличии сведений о произрастании объектов, занесенных в Красную книгу Республики Карелия и Красную книгу Российской Федерации, без проведения исследований.

Заслушав доклад судьи Королевой С В, объяснения прокурора Колотенко Р В и представителя РОПО «СПОК» Марковской Н В, поддержавших доводы кассационного представления, объяснения представителей Петрозаводского городского Совета по доверенности Бурлаковой В Л, Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия Дмитриева А.А., полагавших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Иск предъявлен по тем основаниям, что в соответствии с распоряжением Главы местного самоуправления города Петрозаводска от 04 июля 2005 года №355-р «О подготовке проекта изменения (корректировки) генерального плана города Петрозаводска применительно к территории Петрозаводского городского округа» и муниципальным контрактом № 239, заключенным с ФГУП «Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики», были проведены работы по корректировке Генерального плана города Петрозаводска применительно к территории Петрозаводского городского округа.

Решением сессии Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 года №XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» Генеральный план утвержден в новой редакции.

Согласно Генеральному плану районы Студенческого городка, Сайнаволока, расширения 2-ой площадки ОТЗ, район Кукковка со стороны Карельского проспекта, п. Томицы относятся к районам планируемой застройки (жилой, производственной).

Так, в соответствии с п.п. 9.3, 3.2.2, 3.2.3, 2.2, 3.2.3.5 Генерального плана в районе Студенческого городка планируется строительство офисов врачей общей практики, в районе Сайнаволока - индивидуальная жилая застройка, в районе Кукковка со стороны Карельского проспекта - строительство общественно-торговых центров, в районе п. Томицы - строительство по российско-финляндскому проекту «Карельская технологическая деревня», в районе расширения 2-ой площадки ОТЗ -создание новой ТЭЦ.

В ходе обследования, проведенного Институтом Леса КарНЦ РАН, на вышеуказанных территориях выявлены факты произрастания объектов растительного мира, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Республики Карелия.

Так, в районе Студенческого городка, в районе Сайнаволока, в районе расширения 2-ой площадки ОТЗ, планируемой застройки в районе Кукковка установлен факт произрастания Неккеры перистой, занесенной в Красную книгу Республики Карелия. Согласно заключению заместителя директора по научной работе Института КарНЦ РАН в настоящее время ареал Неккеры перистой в Европе резко сократился из-за вырубленных лесов.

В соответствии с заключением научного сотрудника лаборатории лесной микологии и энтомологии Института Леса КарНЦ РАН Руоколайнен А.В. произрастание кратереллуса рожковидного обнаружено в районе 2-ой площадки ОТЗ. К необходимым мерам охраны относится сохранение без изменений естественных условий местообитания. Рубки леса, проведение городских коммуникаций изменяют условия увлажнения почвы, освещенности напочвенного покрова, температурный режим в лесу, что приведет к гибели популяции.

Местонахождение гриба юнгхунии Зилинга ложной зафиксировано в районе Технологической деревни. Изменение условий местообитания, рубка леса (выборочные, санитарные), удаление старых осин и валёжных стволов угрожают благополучному развитию этого вида. Сохранение вида обеспечит своевременное обнаружение и сохранение его местообитаний, а также выделение потенциально возможных для развития вида участков лесных массивов при планировании застройки территории Петрозаводского городского округа.

В ходе обследования местечка Сайнаволок, планирующегося под коттеджную застройку, обнаружена ценнопопуляция Венерина башмачка настоящего. Для сохранения данной ценнопопуляции необходимо сохранение условий местообитания в неизменном виде. Рубка леса и застройка территории приведут к необратимым изменениям условий местообитания.

Согласно заключению Института Леса Карельского научного центра РАН от 30 июля 2009 года на участке планируемой застройки лесного массива, примыкающего к жилому микрорайону Кукковка со стороны Карельского проспекта, обнаружено произрастание лобарии легочной. Данная популяция представляет интерес, связанный с фактом выживания вида практически в городской среде и рекреационных лесах. При условии полного сохранения окружающего массива леса данный вид может существовать неопределенно долго.

Ссылаясь на положения п. 3 ст. 4, ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, п.10 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 44, 60 ФЗ «Об охране окружающей среды», постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.1996г. № 158, ст. 11 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» прокурор просил признать противоречащим федеральному законодательству Генеральный план города Петрозаводска, утвержденный 11.07.2008г. решением сессии Петрозаводского городского Совета, поскольку положения, содержащиеся в настоящее время в Генеральном плане Петрозаводского городского округа, при осуществлении застройки приведут к уничтожению как местообитания краснокнижных видов, так и самих объектов, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Республики Карелия. Полагает, что перевод лесных территорий, необходимых для сохранения местообитания краснокнижных видов, из зон застройки в рекреационные зоны позволит сохранить ценные виды объектов, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Республики Карелия.

В судебном заседании старший помощник прокурора Иванова Н В заявление поддержала.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа Ульянова Ю В, действующая на основании доверенности, заявление не признала. Пояснила, что в настоящее время отсутствуют основания для внесения изменений в Генеральный план города, поскольку целенаправленные исследования не проводились, считает обращение прокурора преждевременным. Кроме того, определение особо охраняемых природных территорий в городе находится в компетенции Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия, а таких обращений не поступало.

Представитель Петрозаводского городского Совета по доверенности Бурлаковой В Л заявление не признала. Указала, что в заявлении не содержится четких границ обитания ареала, нет экспертного заключения для принятия мер по охране краснокнижных видов, просила в удовлетворении заявления отказать.

Представители Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия по доверенности Дмитриева А А и Кипрухин И В с заявлением не согласны. Указали, что позиция прокурора неубедительная, исследования не проводились. Экземпляры видов, занесенных в Красную книгу Республики Карелия, обитают на всей территории Карелии, указанные в заявлении территории не отнесены к особо охраняемым природным территориям, поэтому полагают, что отсутствуют основания для удовлетворения заявления.

Представитель Региональной общественной природоохранной организации «СПОК» по доверенности Марковской Н В заявление поддержала. Пояснила, что указанные территории являются ценными лесами, необходимы более подробные исследования, для чего следует приостановить выдачу разрешений на строительство, поскольку строительство приведет к уничтожению ценных видов.

Решением суда в удовлетворении заявления отказано. С решением суда не согласен прокурор.

В кассационном представлении просит решение отменить. Указывает, что судом не учтено, что обследования земельных участков были проведены институтом Леса КарНЦ в 2009 году и соответственно факты произрастания видов, занесенных в Красные книги РФ и Республики Карелия, выявлены уже после внесения изменений в Генеральный план города Петрозаводска и на момент проведения публичных слушаний не могли быть представлены замечания относительно планируемой застройки вышеуказанных земельных участков. С учетом изложенного Генеральный план в настоящее время противоречит действующему федеральному законодательству. Судом также не учтено, что в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга РФ и красные книги субъектов РФ. Растения животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов, ухудшающая среду их обитания.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Здания строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды. Виды, занесенные в Красную книгу РК и РФ, повсеместно подлежат изъятию из их хозяйственного использования, установлены меры по их охране. В целях охраны видов, занесенных в Красную книгу РФ и РК, возможно установление не только особо охраняемых природных территорий, но и зон рекреационного назначения.

В настоящее время положения, содержащиеся в Генеральном плане Петрозаводского городского округа, при осуществлении застройки приведут к уничтожению как местообитания краснокнижных видов, так и самих объектов, занесенных в Красную книгу РК и РФ, что подтверждается актами КарНЦ. Перевод лесных территорий из зон застройки в рекреационные зоны позволит сохранить ценные виды объектов, занесенных в Красные книги РК и РФ. Настаивают на отмене решения и вынесении нового решения об удовлетворении заявления.

В возражениях на кассационную жалобу Петрозаводский городской совет согласен с решением суда, в отзыве ссылается на доводы, изложенные представителем при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Проверив дело, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст.25 Градостроительного кодекса РФ согласование проекта генерального плана при определенных условиях осуществляется с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится городской округ.

Пунктом 8 ст.25 Градостроительного кодекса РФ определено, что в случае не поступления в установленный срок главе городского округа заключений на проект генерального плана от вышеуказанных органов данный проект считается согласованным с такими органами.

Судом установлено, что Генеральный план города принят и действует в новой редакции с 11 июля 2008 года. Подготовка Генерального плана проведена с соблюдением необходимых процедур (согласование с уполномоченными органами, проведение публичных слушаний и др.).

Проект Генерального плана Петрозаводского городского округа был в установленном порядке направлен на согласование в Правительство Республики Карелия. Министерство строительства РК по поручению Правительства РК организовало рассмотрение и согласование в органах исполнительной власти Республики Карелия проекта Генерального плана, в том числе с Министерством сельского, рыбного хозяйства и экологии РК, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды (письмо Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии РК от 04 декабря 2007 года №08-06/1204/11190).

В обращении от 12 мая 2008 года №001/05 Региональной общественной природоохранной организации «СПОК» к Главе Петрозаводского городского округа, представленного в порядке п. 10 ст.24 Градостроительного кодекса РФ, содержались предложения по зеленым насаждениям, терминологии, правовому статусу земель, регулированию использования зоны зеленых насаждений и рекреационных зон, количеству зеленых насаждений, функциональному зонированию, примеры территорий, ценных для создания внутриквартального озеленения, предложения по изменению функционального зонирования г.Петрозаводска, предложения по ценным природным участкам на территории г.Петрозаводска, нуждающихся в проведении первоочередных обследованиях и разработке мер охраны.

При этом в указанном обращении не была представлена информация о нахождении на территории «Технологической деревни» и в жилом районе Кукковка видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Карелия, в том числе лобарии легочной и неккеры перистой.

Все предложения и замечания участников публичных слушаний были включены в протокол публичных слушаний.

В установленный Градостроительным кодексом РФ трехмесячный срок каких-либо замечаний не поступило, что подтверждает согласование Генерального плана в установленном порядке, в полном соответствии с процедурами, предусмотренными Градостроительным кодексом РФ.

Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли населенных пунктов; земли особо охраняемых территорий и объектов и т.д.

Вся территория Петрозаводского городского округа относится к категории земель населенных пунктов.

Согласно п.1 ст.83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В соответствии с п. 10 ст.85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

В Генеральном плане предусмотрены необходимые территориальные зоны рекреационного и природоохранного значения. Указанные в заявлении территории не относятся к зонам особо охраняемых территорий в составе земель населенных пунктов на территории Петрозаводского городского округа.

Пунктом 8.3 Приказа Госкомэкологии РФ от 03 октября 1997 года №419-а «Об утверждении Порядка ведения Красной книги Российской Федерации» определено, что организация особо охраняемых природных территорий, в целях охраны объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В настоящее время данные территории уполномоченным органом не организованы.

Согласно п.6.7 вышеуказанного приказа решение о занесении в Красную книгу Российской Федерации того или иного объекта животного или растительного мира принимает и утверждает Госкомэкологии России по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Федеральной службой лесного хозяйства России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Российской академией наук.

Пунктом 5 Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Карелия от 30 декабря 2003 года №118 «Об утверждении Порядка ведения Красной книги Республики Карелия» предусмотрено, что ведение Красной книги Республики Карелия включает в себя подготовку предложений по специальным мерам охраны, включая организацию особо охраняемых природных территорий и генетических банков с целью сохранения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Карелия, и их реализацию.

Пунктом 20 вышеуказанного приказа решение о занесении в Красную книгу Республики Карелия того или иного объекта животного или растительного мира принимает Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Карелия по согласованию с государственными органами и учреждениями (Государственного комитета Республики Карелия по рыбному хозяйству и по согласованию с Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия, Карельским научным центром Российской академии наук в лице его научно-исследовательских учреждений, ФГУ «Карельское бассейновое управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства»).

Данные меры охраны реализуются путем установления в границах городского округа охраняемых природных территорий, которые имеются на территории Петрозаводского городского округа. Упомянутые в заявлении территории не являются и не признаны таковыми в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

Работы по образованию новых особо охраняемых природных территорий регионального значения ведутся в рамках утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 06 июля 2007 года №102-П Схемы территориального планирования Республики Карелия и реализации указанной схемы.

По информации Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия (письмо от 05 ноября 2009 года № 01-21/5159), согласно Перечню планируемых к созданию до 2025 года особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения, представленному в Положении о территориальном планировании Схемы, на территории Петрозаводского городского округа образование региональных ООПТ не предусмотрено.

Таким образом, наличие видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Карелия на указанных прокурором территориях и перечень мер по их охране (в том числе установление ООПТ) не определены органом, в полномочия которого относится охрана окружающей среды. Следовательно, на сегодняшний день отсутствует нарушение федерального законодательства, и суд обоснованно оставил без удовлетворения заявление прокурора.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.

Оснований для отмены решения суда по доводам кассационного представления судебная коллегия не усматривает, поскольку они были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и, по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.

Руководствуясь ст.ст. 361-367 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Петрозаводского городского суда от 07 июня 2010 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационное представление прокурора без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200