пенсионное



Судья Данилов О.Е. N 33-2538/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2010 года г. Петрозаводск

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

составе председательствующего Стракатовой З.Е.

судей Михиляйнен И.И., Тарасовой Р.П.

при секретаре Сосновской О.Э.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия на решение Муезерского районного суда от 01 апреля 2010 года по делу по иску К. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики

Заслушав доклад судьи Михиляйнен И.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

К. обратился в суд по следующим основаниям. Решением комиссии ответчика ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.5 п.1
ст. 27 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федерального закона № 173-ФЗ), в связи с недостаточным льготным стажем. Ответчиком не включен в льготный стаж работ период работы истца в С. дистанции пути / на основании указа Министерства путей сообщения от 30.07.1986 г. № Г-23211 К. дистанции пути/ в качестве водителя дрезины с 20 апреля 1982 года по 21 октября 2000 года по тем основаниям, что должность «водитель дрезины» не дает права на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Истец полагает, что указанная в трудовой книжке должность «водитель дрезины», не соответствует действительности, т.к. фактически он занимал должность «машинист автомотрисы», и в соответствии со Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работникам отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, занятие данной должности дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Истец просил суд признать решение ответчика незаконным, обязать зачесть в льготный стаж период его работы в качестве машиниста автомотрисы с 20 апреля 1982 года по 21 октября 2000 года и обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию по старости в соответствии с п.п.5 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ с момента обращения, т.е. с 06 августа 2009 года.

Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил признать решение НОМЕР от
06 ноября 2009 года ГУ-УПФ РФ в Муезерском районе по РК незаконным; обязать ответчика в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ, период работы в качестве машиниста автомотрисы с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 24.04.1992 г. № 272 «Об утверждении списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда»
24 апреля 1992 года по 31 октября 2000 года, и с 1 ноября 2000 года по 13 февраля 2006 года и обязать ответчика назначить досрочную пенсию по старости в соответствии с п.п.5 п. 1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ с момента обращения с 06 августа 2009 года.

Решением Муезерского районного суда от 01 апреля 2010 года исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ комиссии ГУ-УПФ РФ в Муезерском районе РК от 06 ноября 2009 года НОМЕР

Ответчик с решением суда не согласен и считает, что вывод суда о работе истца в спорный период в качестве «машиниста автомотрисы» не основан на материалах дела. Так, в трудовой книжке истца указано, что он работал в должности «водитель дрезины». Из акта о результатах камеральной проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже ГУ-УПФ РФ в г. Костомукше НОМЕР

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене.

Судом установлено, что на момент обращения истца за пенсией его страховой стаж составляет 29 лет 11 месяцев 4 дня, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - 25 лет 23 дня, льготный стаж - 1 год 2 месяца / в должности «машинист автомотрисы»/. В связи с недостаточностью специального стажа истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ досрочная пенсия мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, назначается, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28.1 вышеназванного Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее
20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 указанного Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В Список № 2 Производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173, ни профессия «машинист автомотрисы», ни профессия «водитель дрезины» включены не были.

Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 г. № 272 был утвержден Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»/ в настоящее время ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»/, согласно которому в льготный Список включена и профессия «машинист автомотрисы».

Таким образом, с 24 апреля 1992 года (момента начала действия постановления Правительства РФ от 24.04.1992 г. № 272) в льготный Список профессий дающих право на досрочную пенсию включена только профессия «машинист автомотрисы».

Суд неправильно включил в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, период работы истца в должности «водитель дрезины» по следующим основаниям.

Во-первых, делая вывод о тождестве профессий ввиду отсутствия существенных отличий в характеристиках работ водителя дрезины и машиниста автомотрисы, суд не учел, что вопрос о тождественности выполняемых работником функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мог быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей работника, которые не содержатся в нормативных правовых актах /определение Верховного Суда РФ от 12.11.2009 г. № 49-В09-13/.

Согласно же Перечню работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 г. № 16, на железнодорожном транспорте существует и профессия «водитель дрезины» и « машинист автомотрисы».

Во-вторых, принимая данное решение, суд исходил из пояснений работодателя и свидетелей о том, что фактически истец выполнял работы по профессии «машинист автодрезины».

-

Так, из письма филиала ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога Петрозаводское отделение от ДАТА следует, что с 1982 года истец работал на транспортных средствах АС-1М, АС-3М и АГВ.

В письме от ДАТА г. НОМЕР указано, что автомотриса АС-1М НОМЕР находилась на балансе предприятия с октября 1972 г. по январь 2001 г., автомотриса АС-3м НОМЕР находилась на балансе с ноября 2000 г. по сентябрь 2007 г., автомотриса АГВ-685 принята на баланс в феврале 2004 года.

Между тем, в соответствии с Порядком пользования автомотрисами, мотовозами, несъемными и съемными дрезинами, путевыми вагончиками и другими съемными подвижными единицами и ограждение их сигналами, утвержденного Зам.министра путей сообщения РФ от 28.07.1998 г., транспортное средство АС-1М относится к дрезинам.

Транспортные средства АС-3М и АГВ относятся к автомотрисам, однако были приняты на баланс предприятия после 2000 г.

Также не представляется возможным при вынесении решения принять свидетельские показания за основу, поскольку они противоречат иным материалам дела.

Свидетель П., говорит о том, что на момент его прихода на работу на предприятии не было дрезин, что противоречит сведениям, представленным работодателем, и показаниям свидетеля М. Его пояснения о том, что транспортное средство АС-lМ является автомотрисой противоречит указанному выше Порядку.

Из показаний свидетеля М. нельзя сделать однозначный вывод о том, кем по факту работал истец, водителем дрезины или водителем автомотрисы.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что факт работы истца в должности машиниста автомотрисы в период с 24.04.1992 г. по 01.11.2004 г. не подтверждается объективными данными, поэтому у суда не было оснований для удовлетворения исковых требований. В связи с чем решение суда подлежит отмене в соответствии с п. 2 ст.362 ГПК РФ.

При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное, поставить на обсуждение сторон вопрос о проведении экспертизы условий труда истца за оспариваемый период, после чего разрешить вопрос по существу в соответствии с требованиями пенсионного законодательства.

Руководствуясь ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Муезерского районного суда от 01 апреля 2010 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200