пенсионное



Судья Орлова А.А. № 33-2799/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2010 года г. Петрозаводск

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе председательствующего Стракатовой З.Е.

судей Михиляйнен И.И., Тарасовой Р.П.

при секретаре Бездворных М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 июля 2010 года по иску Л. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске о включении периодов работы в трудовой стаж для назначения пенсии и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Михиляйнен И.И., объяснения истца Л., возражавшей против кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Л. обратилась в суд с требованием обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске включить спорные периоды в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, начислить и выплатить трудовую пенсию с момента обращения в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением, то есть с 01.03.2010 г. Иск мотивирован тем, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске от ... ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с недостаточным для установления досрочной пенсии по старости стажем работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. В льготный стаж не включены периоды работы с 01.01.1991 г. по 31.12.1992 г. в должности продавца в МУП ..., с 01.01.1994 г. по 31.12.1994 г. в должности продавца в ТОО... по причине того, что в трудовой книжке в записи об увольнении имеются расхождения в дате увольнения и дате приказа об увольнении, а данные о стаже не подтверждены документами, выданными работодателем в установленном порядке.

Считает отказ в досрочном назначении пенсии неправомерным, поскольку все указанные периоды осуществляла работу в вышеназванных организациях, лицевые счета за 1991, 1992, 1994 гг. не сохранились, неверная запись и утрата документов работодателем не является ее виной, стаж ее работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет свыше 17 лет, что достаточно для назначения пенсии.

В судебном заседании заявленные требования Л. поддержала, пояснила, что указанные периоды работала в МУП ... и ТОО... в должности продавца. В настоящее время данные юридические лица уже не существуют. Отсутствующие лицевые счета утрачены в результате залива магазина в 1997-1998 гг.

Представитель ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске
И., действовавшая на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что на момент обращения истца с заявлением ее стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составлял 14 лет 01 месяц 18 дней, что меньше требуемого стажа – 17 лет. При принятии решения об исключении ряда периодов из подсчета стажа ответчик руководствовался расхождениями в записи в трудовой книжке в дате увольнения и дате приказа. Имевшихся лицевых счетов для подтверждения стажа недостаточно.

Решением суда от 29 июля 2010 года иск удовлетворен, суд обязал ответчика включить Л.в трудовой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, спорные периоды и назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с 01 марта 2010 года.

С решением суда не согласен ответчик, считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, полагает, что истцом не предоставлено документов, подтверждающих утрату или уничтожение документов о работе, в связи с чем свидетельские показания являются недостаточным доказательством по делу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Судом установлено, что Л. 01 марта 2010 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 2
ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ по РК от ... ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости за недостаточностью стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Не включив ряд периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, ответчик установил, что вместо требуемого стажа работы 17 лет, истец имеет стаж – 14 лет 01 месяц 18 дней. Спорными являются периоды работы с 01.01.1991 г. по 31.12.1992 г. в должности продавца в МУП ..., с 01.01.1994 г. по 31.12.1994 г. в должности продавца в ТОО....

Ответчиком принято решение об исключении из льготного стажа указанных периодов работы истца по причине расхождения записи ... об увольнении в трудовой книжке с датой приказа об увольнения. Так, дата увольнения в трудовой книжке значится 02.04.1996г., а приказ ..., на основании которого внесена запись, датирован 02.04.1993 г.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Согласно п 4. Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Кроме того, периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний.

В силу п.6 вышеназванных Правил при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Истицей предоставлены первичные документы – лицевые счета 1993, 1995,
1996 гг., свидетельствующие о работе в ТОО... в качестве продавца на условиях полного рабочего дня и начисления заработной платы.

Из ее объяснений, подтвержденных показаниями свидетелей К. и Б., следует, что она работала без перерывов в одном и том же магазине с 1989 по 1996 гг., в том числе в период его реорганизаций, сначала фасовщицей, затем продавцом. В 1997 г. или 1998 г. в магазине из-за таяния снега на крыше произошло залитие подсобного помещения, в результате чего часть документов пришла в негодность, впоследствии их ошибочно выбросили.

Пунктом 29 Правил установлено, что при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

Суд, установив неправильность даты приказа об увольнении в трудовой книжке истца, отсутствие первичных документов учета за спорные периоды, принимая во внимание невозможность устранения несоответствия в силу ликвидации организации – работодателя, с учетом выясненной причины утраты первичных документов, обоснованно признал свидетельские показания надлежащим и допустимым средством доказывания, спорные периоды работы истца подлежащими включению с ее стаж, а решение ответчика об исключении указанных периодов работы и отказе истцу в назначении пенсии незаконным.

Всесторонне и объективно выяснив все обстоятельства дела, учитывая, что с включением периодов, необоснованно признанных исключенными из подсчета стажа, а стаж истца на момент обращения к ответчику с заявлением составлял более 17 лет, что достаточно для назначения пенсии на льготных условиях, суд законно с учетом положений ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» удовлетворил исковые требования, обязав ответчика назначить пенсию с 01.03.2010 г.

Решение суда обоснованно, соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, оснований для его отмены судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 июля
2010 года по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200