жилищные споры



Судья Гельфенштейн В. П. 33-2864/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 сентября 2010 года г.Петрозаводск

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе председательствующего Рочевой Е.С.

судей Переплесниной Е.М., Злобина А.В.

при секретаре Климовиче С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истца на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 26 июля 2010 года по иску прокурора г. Костомукша Республики Карелия в интересах Жиленко З.И. к Администрации Костомукшского городского округа о признании незаконным отказа в постановке в очередь на улучшение жилищных условий и возложении обязанности по постановке на такой учет.

Заслушав доклад судьи Переплесниной Е.М., объяснения прокурора Миронова С.Ю., поддержавшего письменный отзыв кассационного представления, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Прокурор г. Костомукша обратился в суд с иском в интересах Жиленко 3.И. по тем основаниям, что 27.01.2010г. Жиленко 3.И. обратилась с заявлением в Администрацию Костомукшского городского округа о включении ее в очередь на улучшение жилищных условий, как вдовы инвалида Великой Отечественной Войны, по результатам рассмотрения которого 02.03.2010г. общественной комиссией по жилищным вопросам Администрации истице было отказано в постановке в очередь. Отказ комиссии обоснован тем, что Жиленко 3.И. считается обеспеченной жилой площадью сверх учетной нормы. Считая отказ Администрации в постановке Жиленко 3.И. в очередь на улучшение жилищных условий незаконным, прокурор обжаловал его в суд. Просил признать незаконным отказ в постановке Жиленко 3.И. в очередь на улучшение жилищных условий и обязать ответчика поставить истицу в очередь на улучшение жилищных условий, как вдову инвалида Великой Отечественной Войны.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования и пояснил, что с учетом состояния здоровья и проживания в однокомнатной квартире с разнополым членом семьи истица, как вдова инвалида Великой Отечественной Войны должна быть поставлена в очередь на улучшение жилищных условий.

Представители ответчика по доверенностям Тимофеева А.А. и Гузь Т.И. исковые требования не признали и пояснили, что истица не может быть поставлена в очередь на улучшение жилищных условий, поскольку она обеспечена общей площадью жилого помещения сверх учетной нормы.

Представитель третьего лица ГУ социальной защиты «Центр социальной работы г. Костомукша» в судебное заседание не явился. Представили письменный отзыв, в котором иск поддержали.

Суд в удовлетворении иска отказал.

На решение суда поданы кассационное представление прокурора и кассационная жалоба истца.

От прокурора в суд кассационной инстанции поступило заявление о снятии с рассмотрения кассационного представления.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК от 21.09.2010 г. кассационное производство в части оспаривания решения суда прокурором прекращено в соответствии со ст. 345 ГПК РФ.

Истица в кассационной жалобе указывает на непредоставление ей государственных правовых гарантий социальной защиты ветеранов в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь. Считает, что действующее законодательство обеспечивает ей такую защиту, а администрация муниципального образования и суд нарушают гарантированное ей право быть обеспеченной жильём. Указывает, что судом не принято во внимание проживание в одной комнате трёх разновозрастных лиц, в том числе с взрослым разнополым членом семьи. Просит отменить решение суда и принять новое справедливое решение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995г. членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Указанным лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и вставшим на учёт до 01.01.2005 г. предоставляется жильё за счёт средств федерального бюджета. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны (ВОВ) обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Указ Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) говорит о необходимости завершения обеспечения жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ и членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Таким образом, как правильно указал суд в решении, совокупность названных нормативных правовых актов призвана обеспечить жильём граждан указанных категорий только в том случае, если эти лица признаны нуждающимися в получении жилых помещений.

Следовательно, при решении вопроса о предоставлении меры социальной поддержки в виде предоставления жилья, подлежит исследованию вопрос об их нуждаемости, который определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами об учётных нормах жилья, применяемых при постановке граждан на учёт.

Статья 51 ЖК РФ содержит основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, к которым, в том числе относятся граждане, не обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.

Согласно ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Костомукшского городского Совета от 26 апреля 2005 года № 394 ГС «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» с 01 марта 2005 года учетная норма площади жилого помещения для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составляет 10 кв.м общей площади.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Жиленко 3.И. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны Жиленко А.Г., что подтверждается удостоверением № 85604 от 02.10.2000г. Истец с 2000 года проживает в г. Адрес, куда она переехала из Адрес.

Жиленко 3.И. вместе с дочерью Жиленко Г.А. и внуком Жиленко А.В. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу Адрес, Адрес, Адрес, Адрес.

26 декабря 2001г. Жиленко Г.А. была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вынужденный переселенец. 19.03.2004г. за Жиленко Г.А. было зарегистрировано право собственности на вышеуказанное жилое помещение, в связи с чем Жиленко Г.А. и члены ее семьи, в том числе и истица, утратили статус вынужденных переселенцев и были сняты с очереди на улучшение жилищных условий. Истица Жиленко 3.И. с заявлением о постановке в очередь на улучшение жилищных условий, как вдова инвалида войны в Администрацию Костомукшского городского округа в тот момент не обращалась.

27.01.2010г. Жиленко 3.И. обратилась с заявлением в Администрацию Костомукшского городского округа о включении ее в очередь на улучшение жилищных условий, как вдовы инвалида Великой Отечественной Войны. По результатам рассмотрения заявления 02.03.2010г. общественной комиссией по жилищным вопросам Администрации истице Жиленко 3.И. было отказано в постановке в очередь на том основании, что она обеспечена жильем сверх учетной нормы.

Суд признал отказ в принятии Жиленко 3.И. на учет в качестве лица, нуждающегося в получении жилого помещения, законным и обоснованным.

Общая площадь квартиры, в которой проживает истица, составляет 38,9 кв. м., а общая площадь жилого помещения, определяемая в соответствии со ст. 15 ЖК РФ, составляет 35,2 кв.м., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права и техническим паспортом на жилое помещение, имеющимися в деле. Исходя из указанной площади жилого помещения, а также числа лиц, в нем проживающих, на каждого проживающего приходится 11,7 кв.м. общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму, установленную органом местного самоуправления.

Таким образом, вывод суда о том, что Жиленко З.И. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, основан на совокупности исследованных в суде доказательств и на нормах материального права, подлежащего применению при разрешении настоящего спора. В связи с этим суд правомерно отказал в иске.

Решение суда является законным и обоснованным.

Доводы жалобы о том, что при разрешении спорного вопроса следовало принять во внимание проживание истицы в однокомнатной квартире с разнополым взрослым членом семьи и состоянием ее здоровья, являлись предметом исследования в суде первой инстанции и мотивированно опровергнуты в судебном решении, как не основанные на законе.

Иные доводы жалобы, в том числе о нарушенных жилищных правах истицы, её состоянии здоровья, нуждаемости в личном жилом пространстве, поддержке со стороны органов социальной защиты, не носят правового характера и не свидетельствуют о неправильно постановленном по делу судебном решении. В удовлетворении жалобы Жиленко З.И. с учётом вышеизложенного следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 26 июля 2010 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу Жиленко З.И. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи



-32300: transport error - HTTP status code was not 200