об оспаривании действий должн. лиц.



Судья Емельянова Е.Б. № 33-3152/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 октября 2010 года г. Петрозаводск

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе председательствующего Стракатовой З.Е.

судей Михиляйнен И.И., Коваленко С.В.

при секретаре Бездворных М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Ефимова А.В. на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 сентября 2010 года по заявлению Ефимова А.В. об оспаривании действий должностного лица.

Заслушав доклад судьи Михиляйнен И.И., объяснения заявителя Ефимова А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия
Поляковой Т.Н., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

Ефимов А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения государственного регистратора Костомукшского отдела Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия об отказе в государственной регистрации договора дарения квартиры по адресу: (...), заключенного между Е. и Ефимовым А.В., и перехода права собственности на указанную квартиру на Ефимова А.В., мотивируя требование тем, что 13.05.2010 г. он совместно со своим отцом Е. обратились с заявлением о регистрации договора дарения квартиры и перехода права собственности.

Одновременно Е. Ефимову А.В. по акту приема-передачи были переданы: квартира, ключи и технический паспорт на квартиру. Е. умер 18 мая 2010 г. в (...).

Государственным регистратором было отказано в совершении действий по государственной регистрации со ссылкой на п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок» в связи с тем, что представленные документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Заявитель считает отказ в государственной регистрации договора дарения и перехода права собственности незаконным, так как между сторонами договора в надлежащей форме было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, и поэтому договор считается заключенным. Дарителем обязательство по передаче имущества было исполнено до прекращения правоспособности.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия.

Заявитель Ефимов А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, указал, что 13.05.2010 г. он с отцом обратился в ... отдел за регистрацией договора дарения. Документы регистрирующим органом были приняты, о чем есть соответствующие расписки. 18.05.2010г. его отец умер. Просил признать незаконным отказ в регистрации и обязать регистрирующий орган совершить действия по регистрации договора.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия Полякова Т.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, указывая на то, что отказ в совершении государственной регистрации договора дарения и перехода права собственности был произведен на законном основании, так как даритель квартиры до заключения договора дарения умер, в связи с чем утратил правоспособность.

Представитель ... отдела Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия в суд не явился, заинтересованное лицо о дне рассмотрения заявления извещено надлежащим образом, возражений не представило.

Решением суда от 15 сентября 2010 года в удовлетворении заявления Ефимова А.В. отказано.

С решением суда не согласен заявитель, просит его отменить по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, полагает, что в соответствии с требованиями ст. 131 ГК РФ и Федерального закона от 21.07.1997г. №122 ФЗ» О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» присутствие лица, который обратился с заявлением о регистрации сделки и перехода права собственности на недвижимое имущество в регистрирующий орган не требуется. Волеизъявление дарителя изложено в договоре дарения. Считает, что смерть дарителя не является основанием для отказа в государственной регистрации договора дарения и перехода права собственности, поскольку сделка была совершена при жизни дарителя в период его правоспособности.

В представленных относительно жалобы возражениях Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, указывает, что момент заключения сделки – это момент ее государственной регистрации, а не момент ее подписания или нотариального удостоверения. На момент внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество гражданин должен обладать правоспособностью.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

В соответствии со ст.35 Конституций Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В силу ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

На основании ст. 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества должен быть совершен в письменной форме и подлежит государственной регистрации.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок» участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него.

Статьей 16 Закона установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя с приложением документов, необходимых для ее проведения.

В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона государственная регистрация договора об отчуждении объекта недвижимости и последующего перехода права на данный объект недвижимости при одновременной подаче заявления и документов, необходимых для государственной регистрации указанного договора и перехода прав, проводится не позднее чем в месячный срок со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

Пунктом 3 ст.2 Закона установлено, что датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

Судом установлено, что 19 августа 1998 г. за Е. было зарегистрировано право собственности на квартиру по адресу: (...), на основании договора купли-продажи.

13 мая 2010 г. Е. и Ефимов А.В. в письменной форме заключили договор дарения указанной квартиры. По акту приема-передачи квартира, ключи и технический паспорт на квартиру были переданы одаряемому.

В тот же день Е. и Ефимов А.В. обратились в ... отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия с заявлениями о государственной регистрации договора дарения спорной квартиры, перехода права собственности Ефимова А.В. на указанную квартиру.

Таким образом, требование ст. 574 ГК РФ, в соответствии с которым договор дарения недвижимого имущества должен быть совершен в письменной форме и подлежит государственной регистрации, сторонами по договору соблюдено.

18 мая 2010 г. Е. умер. На день смерти Е. государственная регистрация прав не была проведена.

27 мая 2010 г. в проведении государственной регистрации договора дарения и перехода права собственности было отказано на основании абзаца 4 п.1 ст.20 Закона, с учетом того обстоятельства, что Е., являющийся дарителем квартиры, умер до заключения договора.

Основанием для отказа в государственной регистрации, на которое указывает регистрирующий орган, является предписание абз. 4. п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которому в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Вместе с тем единственным обстоятельством, повлекшим отказ в государственный регистрации, как следует из материалов дела, явилась утрата Е. правоспособности в результате наступления смерти до внесения записи в Единый государственный реестр прав.

В то же время в ст. 20 вышеназванного Федерального закона, предусматривающий исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, подобное основание отсутствует.

Кроме того, все предусмотренные законом действия, связанные с волеизъявлением правообладателя, а именно, совершение сделки с соблюдением требования к ее форме, предусмотренное ст.ст. 158, 160 и 161 ГК РФ, подача заявления и необходимых для государственной регистрации документов в регистрирующий орган правоспособными лицами, были совершены.

В силу п. 3 ст. 165 ГК РФ, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки.

Таким образом, совершение всех необходимых действий управомачивает заинтересованное лицо требовать регистрации сделки даже помимо воли другой стороны, сознательно отказывающейся от регистрации.

Длительность процесса проверки и оформления документов регистрирующим органом в пределах предусмотренного законом срока, результатом которого является юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, по общему правилу не зависит от воли заявителей. Если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления заявителей, в том числе по причине смерти одного из них, невозможно, регистрирующий орган обязан завершить начатую процедуру регистрации. Иное было бы несовместимо с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 35 (части 1) Конституции Российской Федерации.

Судом оценены доводы заинтересованного лица о том, что, право собственности на объект недвижимого имущества сохраняется за Е. ввиду утраты Е. правоспособности до момента государственной регистрации договора дарения и перехода права собственности, а также о том, что договор дарения квартиры является незаключенным, поскольку не соблюдено требование государственной регистрации, однако данные обстоятельства не имеют существенного значения для разрешения настоящего дела ввиду незаконного отказа должностного лица в государственной регистрации данного договора дарения.

Действительность совершенной сделки не может быть поставлена в зависимость от срока совершения действий должностных лиц по государственной регистрации.

При указанных обстоятельствах решение суда нельзя признать обоснованным, и оно в силу п. 4 ст. 361 ГК РФ подлежит отмене. Принимая во внимание, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении требований заявителя.

Руководствуясь ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Петрозаводского городского суда от 15 сентября 2010 года по настоящему делу отменить и принять новое решение.

Удовлетворить заявление Ефимова А.В..

Обязать государственного регистратора ... отдела Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия осуществить государственную регистрацию договора дарения и перехода Ефимову А.В. права собственности на квартиру, расположенную по адресу: (...)

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200