Судья Вакуленко Л.П.,
№ 33 – 3466-2010
26 ноября 2010 г. г. Петрозаводск
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Карелия
в составе: председательствующего Кузьминой Н.П.
и судей: Королевой С.В., Леоновой Л.П.
при секретаре Климовиче С.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 15 октября 2010 года по иску прокурора (...) в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «(...)» о создании нормативного запаса топлива.
Заслушав доклад судьи Королевой С.В., объяснения прокурора Соболевой Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
Установила:
Прокурор города (...) обратился в суд с иском по тем основаниям, что прокуратурой проведена проверка соблюдения МУП «(...)» законодательства, регламентирующего вопросы проведения отопительного сезона 2010-2011гг.. Согласно положений п.п. 1,39 Инструкции об организации работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных в Минэнерго России, утвержденной Приказом Минэнерго Российской Федерации от 04.09.2008г. №66, норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ННЗТ на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств. НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы электростанций и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической или тепловой энергии. Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток; по жидкому топливу - 30 суток.
Согласно требований п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003г., готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого -по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
Котельные МУП «(...)» являются теплоисточниками для объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сфер (...) поселения. В нарушение приведенных требований законодательства предприятием не принято должных мер к поддержанию в период отопительного сезона 2010-2011гг. нормативного запаса топлива на складах предприятия.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения теплоснабжения, снабжения населения топливом. В соответствии с п.п. 2.6.3, 2.6.5. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления.
Поставки мазута в период отопительного сезона 2010 - 2011г.г. не позволили создать нормативный запас топлива. Отсутствие нормативного запаса топлива не позволит предприятию обеспечить бесперебойную работу котельных и поддерживать в жилых помещениях температуру, соответствующую требованиям Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», принятым постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19.06.2000 г. № 158-ст (п.п. З.1., 4.1., 4.16.2).
Бездействие МУП «(...)», Администрации (...) поселения является незаконным, нарушает права и интересы потребителей коммунальной услуги теплоснабжения.
Ссылаясь на положения ст. 45 ГПК РФ, прокурор просил: признать незаконным бездействие МУП «(...)», Администрации (...) поселения, выразившееся в непринятии мер к созданию нормативного запаса жидкого топлива (мазута) в период отопительного сезона 2010-2011гг.
Обязать МУП «(...)», Администрацию (...) поселения создать на котельных по (...), центральной котельной неснижаемые запасы жидкого топлива - мазута в объеме не менее 30-суточной потребности, позволяющей обеспечить бесперебойную работу теплоисточников при максимальной нагрузке.
К участию в деле в качестве соответчика по делу привлечено МУП «(...)».
В процессе рассмотрения дела прокурор отказался от требований о признании незаконным бездействия Администрации (...) поселения, МУП «(...)» в непринятии мер к созданию запаса топлива (мазута) в период отопительного сезона 2010-2011 гг. и об обязании создать 30-дневный запас топлива (мазута) на котельных. В этой части определением суда производство по делу прекращено.
Просил обязать МУП «(...)» создать на предприятии запасы жидкого топлива - мазута для обеспечения бесперебойного теплоснабжения жителей (...) поселения в объеме не менее 30-суточной потребности, на отопительный период 2010-2011 гг..
В судебном заседании прокурор данные требования поддержал. Срок для исполнения просил установить минимальный, поскольку от начала отопительного сезона зависит обеспечение нормальной деятельности предприятий социального обслуживания населения и здоровье населения.
Представитель МУП «(...)» по доверенности Кабаев В.А. требования признал частично. Не отрицал необходимость обеспечить нормативный запас топлива, так как это предусмотрено законом. Вместе с тем пояснил, что в настоящее время предприятие не может обеспечить 30-суточный запас в силу объективных причин. Для создания указанного в иске запаса топлива необходимо 1891 тонна мазута. У предприятия не имеется емкостей для хранения такого количества мазута, так как часть переданных емкостей находятся в состоянии не пригодном для использования. Кроме того, предприятие занимается непосредственно уставной деятельностью после передачи имущества 21 сентября 2010 года. Распоряжением Главы (...) поселения от 01.10.2010 года начало отопительного сезона установлено с 01.10.2010 года. Однако до настоящего времени не утверждены тарифы на теплоснабжение. Денежных средств у предприятия не имеется. Предприятие закупило мазут в пределах 7-суточного запаса за счет заемных средств.
Решением суда требования прокурора удовлетворены. Суд обязал Муниципальное унитарное предприятие «(...)» создать на котельных (...), (...) запасы жидкого топлива - мазута в объеме не менее 30-суточной потребности, позволяющей обеспечить бесперебойную работу теплоисточников при максимальной нагрузке до (...) года. Взыскал с ответчика госпошлину по делу.
С решением суда не согласен ответчик. В кассационной жалобе просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение. Ссылается на доводы, изложенные в судебном заседании, а именно на отсутствие складов для хранения нормативного эксплуатационного запаса топлива, денежных средств, а также времени для реконструкции резервуаров. Кроме того, указывает, что ответчик не признавал исковые требования, в то время как в решении суд указывает на признание иска. Представитель ответчика лишь ссылался на необходимость создания нормативного запаса топлива, но при этом указывал на невозможность его создания в силу объективных причин. Также указывают на допущенные судом, по мнению ответчика, нормы процессуального права: рассмотрение дела с самого начала не производилось, не было назначено предварительное судебное заседание.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор города (...) согласен с решением суда, полагая, что отсутствуют нарушения норм процессуального права, поскольку в основу решения суда не положено признание иска ответчиком, суд постановил решение на основании представленных доказательств. Нарушений норм ст. 40 ГПК РФ также не имеется, поскольку проведение предварительного судебного заседания является правом, а не обязанностью суда. Отсутствие необходимых резервуаров для хранения топлива не освобождает ответчика соблюдать требования действующего законодательства. Вопрос ремонта, замены, реконструкции существующих, постройка новых емкостей для хранения жидкого топлива должны решаться предприятием в рамках осуществления хозяйственной деятельности и не влияют на существо спора.
Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно положениям п.п. 1, 39 Инструкции об организации работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных в Минэнерго России, утвержденной Приказом Минэнерго Российской Федерации от 4 сентября 2008 года №66 (далее Инструкция) норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее НЭЗТ). ННЗТ на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива. НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы электростанций и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической и (или) тепловой энергии. Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой электростанции и котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток; по жидкому топливу - 30 суток.
Согласно требований п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27 сентября 2003г., готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого -по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
В соответствии с п. 7 Распоряжения Правительства РК о мерах по подготовке объектов жизнеобеспечения к работе в осенне-зимний период 2009-2010 гг. от 16.02.2009 г. № 51р-П организациям, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, обеспечивающим электро-, тепло-, водо- и газоснабжение населенных пунктов РК, рекомендовано. ..обеспечить создание нормативных запасов топлива к началу отопительного сезона и создать неснижаемые запасы материалов и оборудования для проведения аварийно-восстановительных работ.
Распоряжением Главы (...) района от 23.09.2010 года № 430-О «Об организации теплоснабжения» функции по организации теплоснабжения на территории (...) поселения возложены на МУП «Теплоснабжение г. Сортавала» с 01.09.2010 года.
Распоряжением № 446-0 Главы (...) поселения от 01.10.2010 г. «О начале отопительного сезона на территории (...) поселения» МУП «(...)», предоставляющему услуги по теплоснабжению населению, учреждениям и организациям, находящимся на территории (...) поселения предписано начать отопительный сезон с 01.10.2010 года.
Судом установлено, что на основании решения Совета (...) поселения от 28.04.2009 г. № 322 создано МУП «(...)». Согласно п.2.1., п.2.2. Устава МУП «(...)» предприятие создано в целях решения социальных задач и получения прибыли, и осуществляет виды деятельности: производство, преобразование, выработка распределение и отпуск тепловой энергии по договорам с юридическими и физическими лицами, эксплуатация объектов котлонадзора; ремонт и эксплуатация теплотехнического оборудования, аварийный ремонт оборудования; хранение продуктов нефтепереработки.
На основании договора безвозмездного пользования от 21.09.2010 года Администрация муниципального образования «(...) поселение» передала в безвозмездное пользование МУП «(...)» имущество, согласно Приложения №2, являющегося неотъемлемой частью договора, для обеспечения выполнения полномочий по организации в границах (...) поселения теплоснабжения населения.
Таким образом, ответчик взял на себя обязательства по предоставлению услуги по теплоснабжению населения, учреждений и организаций, находящихся на территории (...) поселения. Соответственно, в силу вышеприведенного законодательства обязан создать запас жидкого топлива-мазута в объеме не менее 30-суточной потребности, позволяющей обеспечить бесперебойную работу теплоисточников при максимальной нагрузке.
Разрешая спор по существу, суд, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, который подлежит применению по данному делу, правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о невозможности в настоящее время в силу финансового положения предприятия, а также отсутствия емкостей для хранения количества мазута (1891 тонна) приобрести необходимое количество топлива, не является основанием для отмены решения суда, поскольку требования о создании запасов жидкого топлива в объеме не менее 30-суточной потребности, позволяющей обеспечить бесперебойную работу топлоисточников при максимальной нагрузке, установлены действующим законодательством.
Суд правильно указал, что отсутствие нормативного запаса топлива не позволяет предприятию обеспечить бесперебойную работу котельных и поддерживать в жилых помещениях температуру, соответствующую требованиям Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», принятого постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19.06.2000 г. №158-ст(п.п. 3.1.,4.1., 4.16.2).
Нарушений норм процессуального права, на которые истец ссылается в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает, поскольку проведение предварительного судебного заседания является правом суда, решение постановлено на исследованных судом доказательствах, признание иска ответчиком в части не положено в основу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Сортавальского городского суда от 15 октября 2010 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи