пенсионное



Судья Тимонен Н.М. № 33-3631/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 декабря 2010 года г. Петрозаводск

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе председательствующего Михиляйнен И.И.

судей Савина А.И., Колбасовой Н.А.

при секретаре Бездворных М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от
29 октября 2010 года по иску Ефимовой Е.Н. к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в г. (...) о признании незаконным отказа в назначении пенсии и возложении обязанности по ее назначению.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

Ефимова Е.Н. предъявил иск по тем основаниям, что ответчик отказал в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением в течение 25 лет педагогической деятельности, указав, что работа истицы в должности учителя - логопеда в муниципальном учреждении «Центр» не является педагогической деятельностью, поскольку указанные учреждения не предусмотрены постановлениями Правительства РФ № 463 от 06 сентября 1991 года, № 1067 от 22 сентября 1999 года и
№ 781 от 29 октября 2002 года. Также ответчик не учел период пребывания истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста в период с
01 декабря 1990 года по 06 октября 1992 года. Просила зачесть в специальный педагогический стаж периоды с 1 декабря 1990 года по 06 октября 1992 года, с 21 августа 1998 года по 20 августа 2004 года, с 21 августа 2004 года по 08 сентября 2010 года, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения.

В судебном заседании истица и ее представитель Сеняткин Ю.И., действующий по устному ходатайству, уточнили исковые требования в части зачета отпуска по уходу за ребенком с 11 декабря 1991 года по 06 октября 1992 года. Истица пояснила, что имеет высшее педагогическое образование, занимается педагогической деятельностью с детьми. До 1998 года работала в общеобразовательной школе, должности учителей-логопедов были выведены для централизованной работы при управлении образования, затем был создан Центр, в котором она продолжает работать в настоящее время учителем-логопедом.

Представитель ответчика Грамович М.Д, действующая на основании доверенности от имени ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. (...), иск не признала. Указала, что отпуск до достижения ребенком возраста трех лет не подлежал включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, учреждение, в котором истец работает в качестве учителя-логопеда, не предусмотрено законом.

Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд постановил зачесть в стаж работы, дающей право Ефимовой Е.Н. на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды с 11 декабря 1991 года по 06 октября 1992 года, с 21 августа 1998 года по
20 августа 2004 года и с 21 августа 2004 года по 08 сентября 2010 года. Суд обязал ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. (...) назначить Ефимовой Е.Н. досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 09 сентября 2010 года. С ответчика взыскано в возврат государственной пошлины в пользу Ефимовой Е.Н. ... рублей.

С решением суда не согласен ответчик, просит его отменить по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, полагает, что решение необоснованно и принято с существенным нарушением норм материального права, суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. В жалобе указывает, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с работой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. Утвержденные постановлениями Правительства РФ списки дают конкретный, исчерпывающий перечень учреждений и должностей, применяются буквально и расширительному толкова­нию не подлежат. Логопедические пункты и «Центр» в списках не предусмотрены.

В представленных возражениях относительно жалобы истица просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поступившие возражения относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия назначается женщинам по достижении возраста 55 лет.

В силу подп. 19 п. 1 ст. 27 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 закона возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что 09 сентября 2010 года Ефимова Е.Н. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. (...) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в УПФР г. (...) от 21 сентября 2010 года заявителю отказано в назначении досрочной пенсии в виду недостаточности специального стажа. Основанием для принятия решения явилось то, что в период с
11 декабря 1991 года по 10 июня 1993 года Ефимова Е.Н. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, в период с 21 августа 1998 года по
20 августа 2004 года работала в школьно-дошкольном логопедическом пункте, с
21 августа 2004 года по день обращения за назначением пенсии - в Муниципальном учреждении образования «Центр» в должности учителя - логопеда. Учреждения, в которых работала и работает Ефимова Е.Н., не предусмотрены разделом «Наименование учреждений», утвержденных постановлениями Правительства РФ
№№ 463, 1067 и 781.

В соответствии с частью 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября
1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв. Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463. За данными педагогическими работниками согласно п. 3 постановления сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения в действие Закона РСФСР « О государственных пенсиях» в РСФСР».

В период работы истца по 20 августа 2004 года действовали постановления Правительства РФ № 1067 от 22 сентября 1999 года и № 781 от 29 октября 2002 года, согласно которым должность учителя-логопеда в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, включалась в стаж педагогической деятельности.

В трудовой книжке истицы имеются записи о том, что 21 августа 1998 года Ефимова Е.Н. принята по переводу в Управление образования г. (...) учителем-логопедом в городской школьно-дошкольный логопедический пункт. Из Положения, утвержденного директором МУО «Центр», следует, что логопедическая служба состоит в структуре центра, задачами которого, в том числе, является выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования, содействие реализации права ребенка на обучение в соответствии с его потребностями. Обеспечение диагностико-коррекционного процесса осуществляется педагогическими работниками: специалистами в области коррекционной педагогики, дефектологии в том числе. В должностные обязанности учителя-логопеда входят регулярные занятия в течение учебного года.

20 августа 2004 года Ефимова Е.Н. уволена в порядке перевода в муниципальное учреждение образования «Центр», 21 августа 2004 года принята на должность учителя логопеда. Ефимова Е.Н. имеет высшее педагогическое образование по специальности педагогика и методика начального обучения, что подтверждается дипломом об окончании в 1983 году Карельского ордена «Знак Почета» государственного педагогического института и по специальности олигофренопедагогика, квалификацию учителя дефектолога учреждений для детей с задержками психического развития, логопед. С 1998 года по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность, что подтверждаются Уставом муниципального образовательного учреждения дополнительного образования (повышения квалификации) «Центр», задачами которого, в том числе, является организация коррекционного сопровождения детей, имеющих отклонения в речевом развитии, организация индивидуального сопровождения детей с отклонениями в развитии и т.д; свидетельствами о внесении записей в Единый государственный реестр юридических лиц, трудовым договором ХХ от 20 августа 2004 года между МОУ «Центр» и истицей, приказами о предоставлении отпуска, должностной инструкцией учителя -логопеда, предусматривающей осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников), реализацию образовательных программ, обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта и ответственность за их реализацию. Истцу выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции, продолжительность отпуска соответствует отпуску, предоставляемому педагогическому работнику.

Всестороннее и полно проанализировав вышеназванные нормативные правовые акты в их совокупности, исследовав представленные доказательства, а также характер и условия деятельности истицы, выполняемые ею функций, принимая во внимание правовые позиции Конституционного Суда РФ и положения постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», суд с учетом конкретных обстоятельств дела пришел к обоснованному выводу о том, что в период с 21 августа 1998 года по 08 сентября 2010 года истица осуществляла педагогическую деятельность в муниципальных образовательных учреждениях для детей, и эти периоды подлежат включению в специальный стаж.

Судом правильно указано, что до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 « О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Начало отпуска по уходу за ребенком имело место у истицы до вступления в силу вышеназванного Закона.

Кроме того, согласно Постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС от
22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Судом обоснованно признаны несостоятельными доводы ответчика о том, что Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, позволяют засчитывать в специальный стаж лишь периоды отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, поскольку не могут рассматриваться отдельно от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 6 октября 1992 возможность включения времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в т.ч. и для случаев назначения пенсии на льготных условиях

При таких обстоятельствах суд законно удовлетворил требования истца, признав отказ в назначении пенсии Ефимовой Е.Н. противоречащим закону и нарушающим право истца на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ, и постановив, что заявленные истцом периоды подлежат включению в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии, а пенсия истице должна быть назначена со дня обращения, с 09 сентября 2010 года.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.

Руководствуясь ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Костомукшского городского суда от 29 октября 2010 года по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200