Дела, вытекающие из публичных правоотношений



Судья Степанова Т.Г.

№ 33-3689/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 декабря 2010 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Рочевой Е.С.,

судей Сильченко Р.П. и Коваленко С.В.,

при секретаре Зариповой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Государственной инспекции труда в Республике Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 сентября 2010 г. по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Республике Карелия.

Заслушав доклад судьи Коваленко С.В., объяснения представителя ОАО «Ростелеком» Седовой А.Б., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

ОАО «Ростелеком» обратилось в суд с названным заявлением по тем основаниям, что по результатам проверки соблюдения трудового законодательства по обращению работника Территориального управления № 8 Северо-Западного филиала ОАО «Ростелеком» Давыдова М.Г. 12 августа 2010 г. Государственной инспекцией труда в Республике Карелия было вынесено предписание № 7-745-10-ОБ/80/3-665 об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно которому ОАО «Ростелеком» обязано в срок до 17 сентября 2010 г. считать должностной оклад Давыдова М.Г. после 01 апреля 2009 г. равным 6945 руб. 00 коп. и произвести перерасчет заработной платы работника за период с 01 апреля 2009 г. по 20 июля 2009 г., поскольку в нарушение статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем произведено изменение определенных сторонами условий трудового договора с Давыдовым М.Г. с 15 марта 2009 г. без предварительного уведомления работника о предстоящих изменениях условий договора и причинах изменения. ОАО «Ростелеком» указало, что с 15 марта 2009 г. никаких организационных или технологических мероприятий, которые могли бы послужить причиной для внесения изменений в трудовой договор, заключенный с Давыдовым М.Г., не проводилось. Таким образом, изменение условий трудового договора, заключенного с Давыдовым М.Г., произошло по соглашению сторон в соответствии со статьей 72 Трудового кодекса Российской Федерации, а не по инициативе работодателя или вследствие организационных или технологических условий труда, путем заключения 15 марта 2009 г. соглашения № 1 об изменении условий трудового договора № 27 от 15 сентября 2008 г. Трудовой кодекс Российской Федерации разрешает по взаимному согласию работника и работодателя вносить изменения в трудовой договор, определять размер заработной платы. Предписанием нарушены права и интересы ОАО «Ростелеком» на регулирование трудовых отношений в договорном порядке. Просило признать недействительным предписание Государственной инспекции труда в Республике Карелия № 7-745-10-ОБ/80/3-665 от 12 августа 2010 г. и обязать Государственную инспекцию труда в Республике Карелия отменить его.

В судебном заседании представитель заявителя Завьялова Т.В. заявленные требования поддержала. Государственный инспектор труда Красновский И.А. возражал относительно удовлетворения заявленных требований.

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Давыдов М.Г. в суд не явился, представил письменные возражения относительно заявленных требований.

Суд удовлетворил заявление, признал незаконным и отменил предписание Государственной инспекции труда в Республике Карелия № 7-745-10-ОБ/80/3-665 от 12 августа 2010 г.

С таким решением не согласна Государственная инспекция труда в Республике Карелия. В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда и указано, что судом неправильно применены нормы материального права. Уменьшение размера должностного оклада Давыдова М.Г. произошло не по инициативе работника, не по взаимной инициативе сторон, а по инициативе работодателя, следовательно, необходимо применять статью 74 Трудового кодекса Российской Федерации. В решении суда указано, что причины, побудившие работодателя уменьшить размер должностного оклада, носят экономический характер, то есть организационные или технологические причины в данной ситуации отсутствовали, что не позволяет работодателю выступать с инициативой уменьшения должностного оклада. Считает, что сроки, предусмотренные статьями 386 и 392 Трудового кодекса Российской Федерации, применяться не могут, поскольку адресованы исключительно комиссиям по трудовым спорам и судам для рассмотрения индивидуальных трудовых споров; Давыдов М.Г. в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров не обращался, в связи с чем индивидуальный трудовой спор между ОАО «Ростелеком» и Давыдовым М.Г. отсутствует; Государственная инспекция труда в Республике Карелия осуществляет надзорные функции и трудовые споры не разрешает.

В возражениях относительно кассационной жалобы Давыдов М.Г. выразил несогласие с решением суда, полагая, что суд дал неправильную оценку положениям Трудового кодекса Российской Федерации, не исследовал все представленные доказательства и аргументы сторон.

В возражениях относительно кассационной жалобы ОАО «Ростелеком» выразило несогласие с доводами жалобы, полагая решение суда неподлежащим отмене.

Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Судом установлено, что на основании обращения Давыдова М.Г. государственным инспектором труда Республики Карелия Красновским И.А. была проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Территориальном управлении № 8 Северо-Западного филиала ОАО «Ростелеком». По результатам проверки 12 августа 2010 г. был составлен акт, в соответствии с которым директору Территориального управления №8 Северо-Западного филиала ОАО «Ростелеком» Доморощину А.А. Государственной инспекцией труда в Республике Карелия выдано предписание №7-745-10-ОБ/80/3-665 от 12 августа 2010 г., устанавливающее обязанность в срок до 07 сентября 2010 г. устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: в соответствии со статьей 9, пунктом 1 части 2 статьи 22, статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации считать должностной оклад Давыдова М.Г. после 01 апреля 2009 г. равным 6945 руб.; в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 22 названного Кодекса произвести перерасчет заработной платы Давыдова М.Г. за период с 01 апреля по 20 июля 2009 г. Вынесение указанного предписания обусловлено тем, что в ходе проверки было выявлено нарушение обязательных требований, а именно, в нарушение статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем произведено изменение определенных сторонами условий трудового договора с Давыдовым М.Г. с 15 марта 2009 г. без предварительного (не позднее, чем за два месяца) уведомления работника о предстоящих изменениях условий договора и причинах изменения, в связи с чем дополнительное соглашение не может являться законным.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии оснований для признания незаконным и отмене предписания Государственной инспекцией труда в Республике Карелия от 12 августа 2010 г.

Давыдов М.Г. работал в Территориальном управлении № 8 Северо-Западного филиала ОАО «Ростелеком» с 15.09.2008 по 20.07.2009, с ним был заключен трудовой договор № 27 от 15 сентября 2008 г. Согласно приложению к трудовому договору Давыдову М.Г. была установлена заработная плата в размере 13890 руб. в месяц, в том числе оклад 6945 руб., ежемесячная премиальная выплата - 2976 руб., районный коэффициент в размере 40 % оклада - 3969 руб.

15 марта 2009 г. между ОАО «Ростелеком» и Давыдовым М.Г. заключено соглашение № 1 об изменении условий трудового договора № 27 от 15.09.2008 г., в соответствии с которым Давыдову М.Г. была установлена заработная плата в размере 13896 руб. в месяц, в том числе оклад 6485 руб., ежемесячная премиальная выплата - 2779 руб., районный коэффициент в размере 40 % оклада - 3706 руб., процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 10% оклада и премиальной выплаты - 926 руб.

В соответствии со статьей 72 Трудового кодекса Российской Федерации изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Статьей 74 названного Кодекса установлен порядок изменения по инициативе работодателя определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда.

Изменение размера заработной платы Давыдова М.Г. было обусловлено принятием мер экономического характера и не связывалось с изменением организационных или технологических условий труда в смысле, предусмотренном названной нормой. Однако, изменение с 15 марта 2009 г. условий трудового договора, заключенного с Давыдовым М.Г., не носило одностороннего характера и осуществлялось по правилам статьи 72 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть по соглашению сторон с внесением изменений в трудовой договор.

Учитывая изложенное, правильным является вывод, что изменение размера заработной платы Давыдова М.Г. было произведено ОАО «Ростелеком» в установленном законом порядке. Оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации не имелось, поскольку изменение размера заработной платы не осуществлялось работодателем в одностороннем порядке.

Кроме того, Давыдов М.Г. был уволен с должности электромонтера линейных сооружений телефонной связи и радиофикации ОАО «Ростелеком» с 20 июля 2009 г. В силу частей 1 и 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Из названной нормы следует, что вопрос о восстановлении указанных сроков находится в исключительной компетенции суда, лишь после восстановления судом сроков в пользу работника могут быть взысканы определенные денежные суммы. Иной орган, в том числе инспектор государственной инспекции труда, полномочий по восстановлению сроков не имеет. Так законодатель соблюдает баланс интересов всех участников трудовых отношений. Однако, предписание, выданное инспектором государственной инспекции труда и обязательное для исполнения, фактически дает возможность миновать установленные законом обязательные судебные процедуры, что является недопустимым. Работодатель лишается возможности доказывать отсутствие у работника уважительных причин пропуска установленного законом срока. При этом работник не лишен возможности обратиться в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, где и может быть разрешен вопрос о пропуске установленного срока.

С учетом изложенного, а также системного толкования вышеназванных норм, оспариваемое предписание не может быть признано законным.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права. Доказательства, на которые сослались стороны в обоснование своих требований и возражений на них, судом исследованы и им дана надлежащая оценка.

Оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 сентября 2010 г. по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной инспекции труда в Республике Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200