Судья Снигур Е.А.,
№ 33 – 3630-2010
14 декабря 2010 г. г. Петрозаводск
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Карелия
в составе: председательствующего Кузьминой Н.П.
и судей: Королевой С.В., Леоновой Л.П.
при секретаре Климовиче С.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе истцов на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 08 ноября 2010 года по заявлению Химич Э.Б., Химич А.Н. к Администрации (...) городского округа о признании незаконным решения об исключении семьи из списков и восстановлении в списках участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
Заслушав доклад судьи Королевой С.В., судебная коллегия,
Установила:
Иск предъявлен по тем основаниям, что в сентябре 2010 года семья истцов была исключена из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Ранее 04.04.2008 года Химич Э.Б., Химич А.Н. обратились в Администрацию (...) городского округа с заявлением о признании семьи истцов нуждающейся в улучшении жилищных условий и о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Заявление и документы были приняты и, согласно уведомлению Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации (...) от ХХ заявление было удовлетворено. Семья была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
Уведомлением ХХ от ХХ.ХХ.ХХ. года семье Химич было отказано в участии в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», в связи с тем, что молодые семьи-участники подпрограммы могут быть включены в списки претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, если возраст супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения не достиг 36 лет.
В связи с тем, что заявление об участии в подпрограмме было подано заявителями в соответствии с Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы (на день подачи заявления возраст супругов не превышал 35 лет), истцы просили признать решение Управления жилищного хозяйства Администрации (...) городского округа ХХ от ХХ.ХХ.ХХ. года незаконным и обязать восстановить семью заявителей в списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» по (...).
В качестве заинтересованного лица судом к участию в деле привлечено Министерство строительства (...).
В судебном заседании заявители, представитель Химич Э.Б. по доверенности Зиновкина Н.П., заявленные требования уточнили. Просили признать незаконным решение Администрации (...) городского округа об исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 год, восстановить семью в составе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 год. Пояснили, что на момент подачи заявления об участии в подпрограмме супругам не исполнилось 36 лет, следовательно, они имеют право быть участниками подпрограммы на весь период ее действия.
Представитель Администрации (...) городского округа в суд не явился. Ранее в судебных заседаниях иск не признал, полагал решение об исключении семьи Химич из списков участников подпрограммы правомерным. Пояснил, что на основании заявлений Администрация (...) округа формирует списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Семья Химич была включена в состав участников подпрограммы, поскольку являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, и возраст каждого из супругов на момент подачи заявления не превышал 36 лет. Заказчиками подпрограммы и распорядителями денежных средств является Министерство строительства (...), которое из общих списков формирует списки претендентов на получение социальных выплат. Администрация (...) округа не распоряжается денежными средствами и не является органом исполнительной власти, который должен принять решение о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.
Представитель Министерства строительства (...) Банковский П.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал. Указал, что в соответствии с п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года №285, участницей подпрограммы может стать молодая семья, возраст каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году. Однако на момент утверждения списка претендентов Министерством строительства (...), а именно на 09 июня 2010 года, Химич Э.Б. было более 36 лет.
В сводный список лиц, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2009 году, было включено 1224 молодых семьи, в том числе семья Химич за ХХ. ХХ.ХХ.ХХ. года Министерство строительства (...) утвердило список претендентов на получение социальной выплаты в 2009 году, в который вошло 22 семьи, из них 11 семей в (...). На основании приказа ХХ от ХХ.ХХ.ХХ. года Министерства Регионального развития Российской Федерации «О распределении субсидий их федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в 2010 году Республике Карелия выделено (...) тыс. руб. Приказом Министерства строительства (...) ХХ от ХХ.ХХ.ХХ. года утвержден список претендентов на получение социальных выплат в 2010 году по Республике Карелия в количестве 42 молодых семей.
Таким образом, решения о включении семьи Химич в список претендентов на получение социальных выплат органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерством строительства (...) принято не было. Поскольку в список претендентов не могут быть включены семьи, в которых возраст каждого из супругов превышает 36 лет, следовательно, Администрация (...) городского округа, обоснованно исключила из списка участников подпрограммы семью заявителя.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
С решением суда не согласны Химич А.Н. и представитель истцов Зиновкина Н.П. В кассационной жалобе просят решение отменить. Настаивают на своих доводах о том, что правомерно были включены в список участников подпрограммы на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., и на основании данного списка должны быть включены в сводный список молодых семей-участников подпрограммы. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка. Соответственно, семья должна была быть включена в список молодых семей-претендентов в 2008 году, и получить социальную выплату в планируемом 2009 году. Тем не менее Министерством строительства (...) семья не была включена в список претендентов в 2008 году, что противоречит Правилам и как следствие уже в 2010 году семья была исключена из списков участников подпрограммы, что является неправомерным, суд неправильно истолковал п. 26 Правил.
Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 год, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года №675, в целях предоставления государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предусматривает в своем составе подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" (далее также - Подпрограмма). Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Правила).
В соответствии с абз.3 раздела 3 Подпрограммы участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Абзацем «а» п. 5 Правил определено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая определенным условиям, в том числе возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
В соответствии с п.21 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п.23 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, которым в настоящее время является Министерство регионального развития Российской Федерации (п.23 Правил).
В силу п.20 Правил государственный заказчик подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, проводит конкурсный отбор (конкурсные отборы) субъектов Российской Федерации для участия в реализации подпрограммы в соответствии с условиями участия и оценочными критериями, определенными подпрограммой. После чего государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявок и сводных списков, определяет для каждого субъекта Российской Федерации предварительные контрольные цифры в отношении бюджетных средств и доводит их в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, до органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (п.25 Правил).
Согласно п.26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр, определенных в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих такие жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств.
Таким образом, только после распределения Министерством регионального развития Российской Федерации контрольных цифр бюджетных средств, планируемых в бюджете Российской Федерации для Республики Карелия на реализацию Подпрограммы, Министерством строительства (...) утверждается список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации №274 от 07.06.2010 года были распределены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию Подпрограммы в 2010 году. Республике Карелия было выделено (...) тысяч рублей.
Министерством строительства (...) в соответствии с п.26 Правил приказом от ХХ.ХХ.ХХ. года ХХ был утвержден список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по Республике Карелия в количестве 22 семей. Приказом от ХХ.ХХ.ХХ. года ХХ был утвержден список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2010 году, в который вошли 42 семьи по Республике Карелия.
Судом установлено, что Химич Э.Б., ХХ года рождения и его супруга Химич А.Н., ХХ года рождения, обратились в Администрацию (...) городского округа с заявлением о включении в состав участников подпрограммы и 11.04.2008 года их семья была включена в список молодых семей -участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом 2009 году. В список претендентов на получение социальных выплат по Республике Карелия вошло 22 семьи, согласно выделенным средствам, семья заявителей не была включена в списки претендентов на получение социальной выплаты в 2009 году. На момент утверждения Министерством строительства (...) списка претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году, то есть на 09 июня 2010 года, возраст Химич Э.Б. превышал 36 лет (Химич Э.Б. исполнилось 36 лет ХХ года). По этим основаниям Министерство строительства (...) не могло включить семью Химич в список претендентов на получение социальной выплаты как в 2009 году, так и в 2010 году, как несоответствующую критериям, предъявляемым законодателем к молодым семьям. В связи с чем семья обоснованно была уведомлена об исключении их из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Доводы кассационной жалобы о том, что семья была правомерно включена в состав участников подпрограммы в 2008 году, должна была получить социальную выплату в 2009 году, соответственно необоснованно исключена из списков участников подпрограммы, не могут быть приняты во внимание, поскольку законодатель установил, что возрастной критерий участников подпрограммы на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не может превышать 36 лет, тогда как возраст Химич Э.Б. составлял более 36 лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия
Установила:
Решение Петрозаводского городского суда от 08 ноября 2010 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи