предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство



Судья Лисовская О.Б.,

№ 33 – 3617-2010

14 декабря 2010 г. г. Петрозаводск

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Кузьминой Н.П.

и судей: Королевой С.В., Леоновой Л.П.

при секретаре Климовиче С.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе истца на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 29 сентября 2010 года по иску Искендерова С.Д.О. к Администрации муниципального образования «(...) муниципальный район» об обязании предоставить в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

Заслушав доклад судьи Королевой С.В., судебная коллегия

Установила:

Иск предъявлен по тем основаниям, что 09.06.2010 года в соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного Кодекса РФ истец обратился к ответчику с заявлением о выделении ему в аренду земельного участка (...) Республики Карелия площадью 1500 кв. м. для индивидуального жилищного строительства. Однако в предоставлении земельного участка было отказано 01.07.2010 года в связи с тем, что предоставление земельного участка возможно исключительно на торгах.

Истец не согласен с отказом Администрации, поскольку нарушаются его права и законные интересы. Ответчиком при рассмотрении заявления истца необоснованно применено постановление ХХ года «Об установлении перечня случаев, когда предоставление земельных участков для строительства на территории (...) муниципального района осуществляется исключительно на торгах» и не учтен п. 8 ст. 31 и п. 2 ст. 32 Земельного Кодекса РФ.

Истец просил признать указанное решение ХХ от ХХ. незаконным, обязать ответчика предоставить ему в аренду земельный участок (...) площадью 1500 кв. м. по (...) для индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании истец Искендеров С.Д.О. иск поддержал. Пояснил суду, что считает отказ ответчика в предоставлении ему в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства необоснованным. По его мнению, с учетом подачи им заявления ответчику 09.06.2010г., оно должно было быть рассмотрено исходя из положений п. 8 ст. 31, п. 2 ст. 32 Земельного Кодекса РФ, которые не были ответчиком применены. На возникшие правоотношения не распространяется примененное Администрацией постановление ХХ., так как вступило оно в силу только с момента опубликования, состоявшегося 16.06.2010г., то есть уже после подачи заявления о выделении в аренду земельного участка.

Кроме того, заявление истца принято ответчиком фактически 10.06.2010г., зарегистрировано лишь 11.06.2010г., отказ датирован 01.07.2010г., то есть ответчиком нарушен двухнедельный срок рассмотрения его заявления, установленный Земельным Кодексом РФ, что является безусловным основанием для признания отказа незаконным и удовлетворения заявленных им требований о выделении в аренду испрашиваемого им земельного участка.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Лучникова В.Т. заявленные истцом требования не признала. Пояснила суду, что в соответствии с Земельным Кодексом РФ не предусмотрено выделение земельных участков в аренду без аукциона, п. 3.1. ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ установлено, что указанное предоставление может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в его предоставлении. Вместе с тем на орган местного самоуправления не возложена обязанность принять решение об опубликовании сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков. В соответствии с п. 1.2 ст. 30 Земельного Кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Постановлением Администрации ХХ года «Об установлении перечня случаев, когда предоставление земельных участков для строительства на территории (...) муниципального района предоставляется исключительно на торгах», установлено, что земельные участки, расположенные на территории г. (...), предоставляются для строительства исключительно на торгах. Истребуемый истцом земельный участок находится в г. (...)

До подачи истцом заявления ответчиком уже был заключен ранее договор на выполнение работ по территориальному землеустройству шести земельных участков, в том числе и на истребуемый истцом, с целью постановки их на кадастровый учет, оценки и выставления на торги. Предварительно 08.02.2010г. были составлены акты выбора и обследования земельных участков, в том числе и на спорный участок. Ранее имели место в 2007г. публичные слушания по вопросу предполагаемой застройки земельного участка жилыми домами вдоль проектируемой (...) В настоящее время утверждена схема расположения спорного земельного участка, землеустроительное дело на него передано для постановки на кадастровый учет. Относительно нарушения срока рассмотрения заявления истца о выделении ему земельного участка, представитель ответчика указала, что в соответствии с п. 8.12 Инструкции по делопроизводству в исполнительных органах местного самоуправления (...) района срок обращения исчисляется с даты его регистрации. Истцу ответ дан на зарегистрированное 11.06. 2010г. заявление в двухнедельный срок. Просила в иске отказать.

В судебное заседание представители третьих лиц (...) городского поселения и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (...) не явились, о рассмотрении дела извещены, возражений по заявленным требованиям не представили.

Решением суда в иске отказано.

С решением суда не согласен истец. В кассационной жалобе просит решение отменить и принять новое решение. Указывает, что постановление ХХ., опубликовано в печати 16.06.2010г., следовательно, вступило в законную силу с 17.06.2010г. На основании изложенного, ссылаясь на ст. 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полагает, что суд в своем решении применил обратную силу закона.

Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.ст. 29, 30 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9,10 и 11 настоящего Кодекса.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

В соответствии с п. 3 ст. 30-1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади разрешенного использования в периодическом печатном издании….

Судом установлено, что истец 09.06.2010г. обратился с заявлением в Администрацию (...) муниципального района о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1500 кв. м. для индивидуального жилищного строительства по адресу: г. (...) приложив к нему копию паспорта и копию схемы размещения участков по (...), заказчиком которой указана администрация МО «(...) муниципальный район». Заявление зарегистрировано 10.06.2010г. Иных документов истец не представлял. Истцу письмом от 01.07.2010г. было отказано в предоставлении земельного участка, поскольку земельный участок формируется и будет выставлен на торги.

Как следует из материалов дела и установлено судом, испрашиваемый земельный участок расположен на территории г. (...) городского поселения, ответчик формирует земельный участок для выставления на торги, в связи с чем принято решение районной комиссии по отводу земельных участков от 19.02.2007 г., заключен договор ХХ на выполнение работ (оказание услуг) по территориальному землеустройству с приложениями от 26.04.2010 г., издано постановление ХХ от 05.07. 2010 г. об утверждении акта выбора и обследования земельного участка администрации МО «(...) муниципальный район» под ИЖС на землях населенного пункта в г. (...). утвержден акт выбора и обследования земельного участка от 08.02.2010 г., постановлением ХХ. утверждена схема расположения земельного участка и акт согласования местоположения границы земельного участка.

Кроме того, ранее были проведены публичные слушания по поводу предполагаемой застройки земельного участка жилыми домами вдоль проектируемой (...) (протокол проведения публичных слушаний от 13.06.2007 г.), в состав которого входит испрашиваемый истцом земельный участок. Постановлением ХХ., опубликованного в газете «(...)» ХХ от 16.06. 2010 г., администрацией муниципального образования «(...) муниципальный район» установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «(...) муниципальный район», а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства исключительно на торгах, в том числе при расположении земельных участков на территории г. (...) городского поселения.

При таких обстоятельствах оснований для предоставления истцу земельного участка в аренду под ИЖС, не установлено, поскольку Администрация муниципального образования ранее, чем было подано заявление истцом, приступила к формированию земельного участка для продажи с аукциона, а в силу положений п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка.

При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду. Кроме того, орган местного самоуправления не публиковал сообщение о приеме заявлений о предоставлении испрашиваемого земельного участка в печати, что является обязательным при решении вопроса о предоставлении земельного участка в аренду.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, полагая его законным и обоснованным.

Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия также не находит, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права. Истцу отказано в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку в силу положений п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ администрация муниципального образования приняла решение о проведении аукциона по продаже, в том числе испрашиваемого земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Медвежьегорского районного суда от 29 сентября 2010 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200