Судья Тимонен Н.М. | № 33–87/2011 |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«14» января 2011 года | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Карелия
в составе: председательствующего Фаткуллиной Л.З.,
судей Злобина А.В. и Леоновой Л.П.,
при секретаре Петровой С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Костомукшского городского округа на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 09 ноября 2010 года по заявлению Раснера Михаила Иосифовича о признании нормативно-правовых актов недействующими в части,
Заслушав доклад судьи Злобина А.В., объяснения представителей заинтересованного лица – Тимофеевой А.А. и Козловой А.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения заявителя Раснера М.И., возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :Раснер М.И. обратился в суд с названным заявлением по тем мотивам, что проживает в пятиэтажном жилом доме с закрытой системой горячего водоснабжения. Постановлением от 24.11.2009 г. № 1370 администрация Костомукшского городского округа (далее также Администрация) приняла нормативный правовой акт «Об утверждении тарифов на услуги горячего водоснабжения с 1 января 2010 года». Согласно пункту 1.3.3 указанного акта тариф на услугу горячего водоснабжения установлен в размере 126,60 руб./м3 против 102,19 руб./м3, действовавших в 2009г. Индекс роста составил 123,9 %. Решением Совета Костомукшского городского округа от 21.01.2010 г. «Об утверждении нормативов на услуги холодного и горячего водоснабжения для населения, проживающего в жилищном фонде Костомукшского городского округа» № 492-СО с 01.03.2010 г. введены в действие новые нормативы потребления горячей воды, которые для домов пятиэтажной группы составили 3,65 м3/мес. на человека (вместо 3,04 м3/мес. в 2009 г.). В результате размер платы за услугу горячего водоснабжения возрос с 01 марта 2010 г. по сравнению с 2009 г. с 310,66 руб. до 462,09 руб. или на 48,7 %. Такое повышение привело к фактическому росту индекса платы за коммунальные услуги до 127,75 %. Между тем, такая величина находится в противоречии с постановлением Госкомитета РК по энергетике и регулированию тарифов от 13.10.2009 г. № 127 «Об утверждении на территории Республики Карелия предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год», согласно которому предельный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги по Костомукшскому городскому округу на 2010 год установлен в размере 125 %. Таким образом, превышение фактического индекса в сравнении с установленным предельным индексом составляет 2,75%. Заявитель полагал, что при установлении оспариваемого тарифа заинтересованное лицо заложило в расчетах завышенное количество тепловой энергии на подогрев 1 м3 холодной воды, что обусловило необоснованный рост указанного тарифа. Таким образом, заявитель считал, что п. 1.1.3 оспариваемого нормативного правового акта противоречит пп. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», п. 48 Основ ценообразования и п. 3 приложения к Постановлению Госкомитета РК по энергетике и регулированию тарифов от 13.10.2009 г. № 127. Ссылаясь на данные обстоятельства, Раснер М.И. просил признать недействующим с 01.01.2010 г. пункт 1.1.3 Постановления администрации Костомукшского городского округа от 24.11.2009 г. «Об утверждении тарифов на услуги горячего водоснабжения с 01.01.2010 г.» № 1370 и обязать администрацию Костомукшского городского округа опубликовать решение суда в газете «Новости Костомукши» в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
09 июля 2010 г. заявитель обратился в суд с заявлением, в котором указал, что администрация Костомукшского городского округа постановлением от 27.07.2010 г. № 944 приняла нормативный правовой акт «Об утверждении тарифов на услуги горячего водоснабжения с 1 апреля 2010 года». Одновременно пунктом 4 постановления № 944 администрация признала утратившим силу, постановление от 24.11.2009 г. № 1370 «Об утверждении тарифов на услуги горячего водоснабжения с 1 января 2010 г.» без указания конкретной даты наступления этого события. Поскольку новый тариф введен в действие с 1 апреля, то и постановление № 1370 утратило силу с 1 апреля. Заявитель считал, что Постановление № 1370, в частности оспариваемый пункт 1.1.3 должен быть признан недействующим не с 1 апреля, а с 1 января 2010 г. по причинам, приведённым в первоначальном варианте заявления. Согласно пункту 1.1.1 и приложению 1 Постановления № 944 тариф на услугу горячего водоснабжения установлен в размере 121,59 руб./ м3 (с учетом НДС) против 126,6 руб./м3, действовавших с 1 января 2010 г., т.е. тариф на оспариваемую услугу снижен на 4 %. Заявитель указал, что данное снижение не устраняет нарушений, допущенных при принятии постановления № 1370. Величина оспариваемого тарифа продолжает оставаться незаконно завышенной, фактический индекс роста платы за коммунальные услуги хоть и снизился, но продолжает находиться в противоречии с постановлением Госкомитета РК по энергетике и регулированию тарифов от 13.10.2009 г. «Об утверждении на территории Республики Карелии предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год» № 127. Согласно пп. 7 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 210-ФЗ заинтересованное лицо должно было обеспечить доступность информации для потребителей о формировании оспариваемого тарифа, но никакой информации о проведенных расчетах этого тарифа представлено не было. Администрация округа установила новый тариф с 1 апреля без утвержденного расчёта количества тепловой энергии на подогрев 1 м3 холодной воды с использованием завышенных значений ряда параметров, входящих в теплотехническую формулу. Ссылаясь на данные обстоятельства, заявитель просил признать недействующим с 01.01.2010 г. пункт 1.1.3 Постановления администрации Костомукшского городского округа от 24.11.2009 г. «Об утверждении тарифов на услуги горячего водоснабжения с 01.01.2010 г.» № 1370, устанавливающий тариф на услугу горячего водоснабжения для домов с закрытой системой горячего водоснабжения; с 01.04.2010 г. пункт 1.1.1 Постановления администрации Костомукшского городского округа от 27.07.2010 г. «Об утверждении тарифов на услуги горячего водоснабжения с 1 апреля 2010 года» № 944 и обязать администрацию Костомукшского городского округа опубликовать решение суда в газете «Новости Костомукши» в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании заявитель Раснер М.И. требования поддержал.
Представители заинтересованного лица администрации Костомукшского городского округа Тимофеева А.А. и Козлова А.В. в судебном заседании требования не признали, пояснив, что оспариваемые акты приняты в соответствии с действующим законодательством, рост тарифа на горячее водоснабжение не превысил предельного индекса, предельные индексы роста платы граждан за коммунальные услуги являются средней величиной и не подлежат применению в отношении конкретного гражданина.
Суд требования удовлетворил. Признаны недействующими с 01.01.2010 г. пункт 1.1.3 постановления Администрации Костомукшского городского округа от 24.11.2009 г. № 1370 «Об утверждении тарифов на услуги горячего водоснабжения с 1 января 2010 года», с 01.04.2010 - пункт 1.1.1 постановления Администрации Костомукшского городского округа от 27.07.2010 г. № 944 «Об утверждении тарифов на услуги горячего водоснабжения с 1 апреля 2010 года». На Администрацию возложена обязанность опубликовать решение суда в газете «Новости Костомукши» в течение 10 дней со дня его вступления в законную силу. С Администрации в пользу заявителя взыскана госпошлина в сумме 200 руб.
С таким решением суда не согласно заинтересованное лицо - Администрация Костомукшского городского округа, в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что судом необоснованно сделан вывод относительно того, что превышение размера платы заявителя предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги обусловлено исключительно установленным оспариваемыми постановлениями тарифом на горячее водоснабжение. Ссылаются на нарушение прав ресурсоснабжающей организации на получение платы за предоставленную коммунальную услугу ввиду признания недействующими оспариваемых постановлений Администрации. Суд необоснованно не принял во внимание изменение норматива потребления горячей воды с 01.03.2010, в то время как предельные индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг.
В возражениях на кассационную жалобу Раснер М.И. просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 251 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органом государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Обстоятельства дела установлены судом правильно и полно изложены в решении, соответствуют представленным доказательствам.
При разрешении данного спора суд правильно применил положения Постановления Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов № 127 от 13.10.2009 г. «Об утверждении на территории Республики Карелия предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год» с учетом Постановления Госкомитета РК от 28.03.2008 г. № 16 «Об утверждении порядка пересмотра размера платы граждан за жилое помещение и (или) размера платы граждан за коммунальные услуги», а также нормы ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», верно истолковав положения данного закона о предельных индексах роста платы граждан за коммунальные услуги именно в контексте роста совокупного платежа каждого гражданина по сумме коммунальных услуг. Не подвергая сомнению право ресурсоснабжающей организации и органа местного самоуправления самостоятельно определять количество тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 м3 холодной воды, суд верно указал, что таковое не является абсолютным и ограничивается при установлении тарифов на коммунальные услуги, предоставляемые населению, обязанностью обеспечить соответствие роста тарифов изменению размера платы граждан в пределах максимального индекса изменения размера платы за коммунальные услуги. При таких обстоятельствах с учетом ст. 253 ГПК РФ судом постановлено обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований. При этом, учитывая, что согласно п. 2 постановления Администрации Костомукшского городского округа от 27.07.10 г. № 944, изменившего известный тариф, действие постановления распространено лишь на правоотношения, возникшие с 01.04.10 г., то суд правомерно признал недействующим п. 1.1.3 постановления Администрации Костомукшского городского округа от 24.11.09 г. № 1370 с 01.01.10 г., имея ввиду, что постановлением от 27.07.10 г. № 944 действие тарифа, установленного постановлением от 24.11.09 г. № 1370, до 01.04.10 г. не было отменено.
Доводы кассационной жалобы относительно необоснованности вывода суда о том, что превышение размера платы заявителя предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги обусловлено исключительно установленным оспариваемыми постановлениями тарифом на горячее водоснабжение, а также ссылки на изменение норматива потребления горячей воды с 01.03.2010 г., не могут быть приняты во внимание по изложенным выше основаниям. Данные доводы аналогичны тем, которые являлись предметом исследования в суде первой инстанции, им дана должная оценка, которую судебная коллегия с учетом вышеизложенного находит правильной.
Ссылки заинтересованного лица в жалобе на нарушение прав ресурсоснабжающей организации на получение платы за предоставленную коммунальную услугу ввиду признания недействующими оспариваемых постановлений Администрации также являются несостоятельными, поскольку не имеют правового значения применительно к рассматриваемой ситуации, имея ввиду установление факта несоответствия оспариваемого нормативно-правового акта (его части) другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Костомукшского городского суда РК от 09 ноября 2010 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Костомукшского городского округа – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи