Дела, возникающие из публичных правоотношений



Судья Щепалов С.В. № 33-123/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 января 2011 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Рочевой Е.С.,

судей Леоновой Л.П., Коваленко С.В.

при секретаре Шишкаревой И.А.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе заявителей на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 18 ноября 2010 года по заявлению Радюн А.А., Герасимова Р.С. об оспаривании действий Администрации Челмужского сельского поселения, Администрации Муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район».

Заслушав доклад судьи Леоновой Л.П., объяснения представителя заявителей Радюн А.А., Герасимова Р.С.- Кутузовой С.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заявление подано в порядке гл. 25 ГПК РФ по тем основаниям, что за заявителями как детьми-сиротами постановлением Администрации поселения от 31.03.2008 №7 закреплено жилое помещение по адресу: (...). Данное помещение не признано непригодным для проживания, однако оно не соответствует санитарным и техническим требованиям. Оно выделялось без согласования с заявителями. 15.06.2010 Герасимов Р.С. и Радюн А.А. обратились в Администрацию района с заявлениями о постановке их в очередь детей-сирот для получения жилого помещения. Письмом от 06.07.2010 Администрация района отказала Герасимову Р.С. в этом, ссылаясь на наличие у него закрепленного за ним жилья ; на обращение Радюн А.А. ответа не поступило. Заявители просили признать постановление Администрации поселения №7 от 31.03.2008 незаконным, признать незаконным отказ Администрации района от 06.07.2010 в постановке в очередь Герасимова Р.С. на получение жилья, признать незаконным бездействие Администрации района по аналогичному заявлению Радюн А.А. Также просили обязать Администрацию района поставить их в очередь как детей-сирот на получение жилья в г.Медвежьегорске.

В последующем требования неоднократно изменялись.

В судебном заседании представитель заявителей по доверенности Кутузова С.В., заявитель Радюн А.А. уточнили требования в части обязания заинтересованных лиц по устранению нарушения прав. Просили обязать Администрации района и поселения поставить заявителей в очередь на внеочередное получение жилья как детей-сирот; включить заявителей в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилой площадью по договорам социального найма, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств субвенций из бюджета РК (далее Реестр) с приобретением каждому из заявителей жилого помещения за счет субвенции из бюджета РК.

Представитель заинтересованного лица - Администрации поселения Данильев С.А. возражал против требования о включении заявителей в Реестр с приобретением жилья, так как это входит в компетенцию Администрации района, а не поселения. В остальной части согласился с заявлением. Пояснил о том, что выделенное постановлением от 31.03.2008 заявителям жилье не принадлежит поселению, право муниципальной собственности на него не признавалось, неясны основания закрепления данного жилого помещения за заявителями. Полагал, что указанное постановление подлежит отмене, фактически заявители не обеспечены жильем, имеются основания для постановки их в очередь на получение жилого помещения и улучшение жилищных условий, которая ведется в Администрации поселения.

Представитель заинтересованного лица - Администрации района Войткявичене Л.К. возражала против требования о постановке заявителей на очередь на внеочередное получение жилья как детей-сирот, так как это входит в компетенцию Администрации поселения; решение от 15.06.2010 по заявлению Герасимова Р.С. было принято в соответствии с представленными документами. Не возражала против остальных заявленных требований.

Заявитель Герасимов Р.С. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Решением суда заявление удовлетворено частично. Суд признал незаконным решение Администрации Муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» об отказе в постановке Герасимова Р.С. в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилой площадью по договорам социального найма, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств субвенций из бюджета Республики Карелия, оформленное письмом от 06.07.2010 № 1380-Г, по заявлению Герасимова Р.С.; признал незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район», заключающееся в непостановке Радюн А.А. в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилой площадью по договорам социального найма, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств субвенций из бюджета Республики Карелия, по заявлению Радюн А.А от 15.06.2010; обязал Администрацию Муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» поставить Герасимова Р.С. и Радюн А.А. в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилой площадью по договорам социального найма, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств субвенций из бюджета Республики Карелия, с приобретением жилых помещений за счет субвенций; признал незаконным постановление Администрации Челмужского сельского поселения № 7 от 31.03.2008 в части выделения Герасимову Р.С. и Радюн А.А. квартиры по адресу: (...), и обязал Администрацию Челмужского сельского поселения отменить постановление в данной части; обязал Администрацию Челмужского сельского поселения поставить Герасимова Р.С. и Радюн А.А. на очередь на получение гражданами жилого помещения и улучшение жилищных условий. Взыскал в пользу Герасимова Р.С. с Администрации Челмужского сельского поселения, Администрации Муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» расходы по государственной пошлине в размере по .... рублей с каждой; взыскал в пользу Радюн А.А. с Администрации Челмужского сельского поселения, Администрации Муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» расходы по государственной пошлине размере по .... рублей с каждой.

С таким решением не согласны заявители. В кассационной жалобе просят отменить решение суда в части отказа в постановке на очередь на внеочередное получение жилья как детей-сирот в г. Медвежьегорск и постановке их на очередь на получение жилья в Челмужском поселении, принять в указанной части новое решение об обязании Администрации Муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» поставить Герасимова Р.С. и Радюн А.А. на очередь на внеочередное получение жилых помещений в г. Медвежьегорске. В обоснование ссылаются на положения пункта 1 статьи 20 ГК РФ, а также указывают, что заявители преимущественно проживали в г. Медвежьегорске, что дает им право на постановку в очередь в г.Медвежьегорске, кроме того, в п.Огорелыши отсутствуют места трудоустройства, строительство жилья не ведется.

В возражениях на кассационную жалобу Администрация Муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» считает доводы кассационной жалобы необоснованными.

Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Материалами дела установлено, что заявители Радюн А.А. и Герасимов РС. являются детьми-сиротами. Согласно постановлению Челмужского сельского поселения от 31.03.2008 №7 заявителям было выделено жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: (...). Договор найма с заявителями не заключался.

Также установлено, что Администрация Челмужского сельского поселения, предоставившая указанное жилое помещение заявителям, не имела права распоряжаться им, поскольку данное жилье отсутствует в собственности Челмужского сельского поселения, Администрацией не принимались какие-либо меры по признанию права муниципальной собственности на данный объект недвижимости.

Основываясь на представленных доказательствах, положениях ст.ст. 2, 7, 14 и 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое постановление Администрации от 31.03.2008 №7 в части выделения Герасимову Р.С. и Радюн А.А. вышеуказанной квартиры является незаконным, и обоснованно удовлетворил требования заявителей в этой части, обязав при этом Администрацию Челмужского сельского поселения отменить данное постановление в соответствующей части.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственное обеспечение и социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), а также обеспечение жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, установленные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Республики Карелия.

Статья 4 данного Закона РК, Приказ Министерства образования РК от 03.03.2009 № 150 наделяет указанными государственными полномочиями органы местного самоуправления муниципальных районов, которые ведут Реестр. Полномочия обеспечиваются за счет субвенций бюджетам муниципальных районов из бюджета Республики Карелия.

Установлено, 15.06.2010 Герасимов Р.С. и Радюн А.А. обратились в Администрацию района с заявлениями, из содержания которых следует, что заявители просили поставить их в Реестр. Решением Администрации района, оформленным письмом от 06.07.2010 №1380-Г, Герасимову Р.С. отказано в постановке в Реестр по тем мотивам, что за ним закреплена жилплощадь по адресу: (...), и эта жилплощадь не признана непригодной для проживания. Сведений о направлении Администрацией района заявителю Радюн А.А. ответа на его заявление не представлено.

Суд правомерно признал необоснованным вывод Администрации района об обеспеченности заявителей жилплощадью, поскольку Администрация района не выяснила, каким правом обладают заявители на выделенное им жилье, в чьей собственности оно находится, и также правомерно, с учетом вышеприведенных норм закона и положений статей 5, 10, 22 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», признала незаконными решение Администрации района от 06.07.2010 об отказе в удовлетворении заявления Герасимова Р.С. и бездействие Администрации района в отношении Радюн А.А. по невключению заявителей в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилой площадью по договорам социального найма, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет субвенций из бюджета Республики Карелия.

Законность и обоснованность судебного решения в данной части, а равно в части удовлетворения требований заявителей об обязании Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» поставить Герасимова Р.С. и Радюн А.А. в вышеуказанный реестр сторонами не оспаривается. Правовых оснований для отмены решения суда в данной части не имеется.

Вместе с тем коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения обязанности по постановке заявителей в очередь на получение гражданами жилого помещения и улучшения жилищных условий на Администрацию Челмужского сельского поселения.

Как следует из материалов дела, ранее за заявителями, после смерти их матери, постановлением Главы местного самоуправления Медвежьегорского района от 04.02.2003 №60 была закреплена жилплощадь по адресу: (...), до их совершеннолетия. Герасимов Р.С. и Радюн А.А. были определены в детский дом школьного возраста, и впоследствии в пос.Огорелыши не проживали. Закрепленное за ними жилое помещение по адресу: (...), находится в нежилом состоянии, частично разобран, что подтверждено актом обследования жилищно-бытовых условий за сентябрь 2007 года (т.2,л.д.44).

Согласно справке от 03.11.2010 №732 (т.2,л.д.7) Радюн А.А. в период с 01.09.2005 по 30.06.2007 проживал в общежитии ГОУ «П» г.Медвежьегорска РК. В 2009-2010 гг. проходил срочную службу в ВС РФ; в настоящее время женат, имеет несовершеннолетнего ребенка, проживает в (...) в квартире супруги без регистрации (т.2,л.д.10, 12,16-18). Зарегистрирован по адресу: (...), по месту жительства бывшего опекуна ФИО 1.

Заявитель Герасимов Р.С. обучается в ГОУ «П» с 01.09.2008 по настоящее время, проживает и зарегистрирован в общежитии по адресу: (...), (...), (...) ( т.2,л.д. 8-9, 40).

При указанных обстоятельствах, в силу вышеназванных правовых норм, а также положений п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, предусматривающих предоставление означенной в данном пункте категории граждан жилых помещений вне очереди, с учетом требований ч.3 ст. 196 ГПК РФ, коллегия полагает, что обязанность по постановке заявителей на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и получение жилого помещения вне очереди как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть возложена на Администрацию Муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район».

В связи с изложенным решение суда подлежит изменению в соответствующей части на основании п.4 ч.1 ст. 362 ГПК РФ (неправильное применение норм материального права).

Руководствуясь ст. ст. 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 18 ноября 2010 года по настоящему делу изменить.

Абзац 6 резолютивной части изложить в следующей редакции : «Обязать Администрацию Муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» принять Герасимова Руслана Сергеевича и Радюн Александра Алексеевича на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и получение жилого помещения во внеочередном порядке как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200