прочие исковые



Судья Ткачук Н.А.

№ 33-67/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 января 2011 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Рочевой Е.С.,

судей Колбасовой Н.А. и Коваленко С.В.,

при секретаре Шишкаревой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истца на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 02 декабря 2010 г. по иску Мухамадеева ФИО10 к Федеральному бюджетному учреждению «(...)» о взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Коваленко С.В., судебная коллегия

установила:

Мухамадеев Е.Р. обратился в суд с названным иском по тем основаниям, что отбывает наказание, назначенное по приговору суда, в местах лишения свободы. С (...) г. обращается в медицинскую часть Федерального бюджетного учреждения «(...)» (далее по тексту ФБУ (...)) за медицинской помощью по поводу лечения кариеса передних зубов. В (...) г. истцу поставили две пломбы, пояснив, что остальное лечение будет выполнено позднее. (...), (...), (...), (...), (...) г. получал отказы в лечении зубов с объяснениями, что помощь будет оказана лишь при острой боли. Истец полагает, что названные действия причинили ему нравственные страдания, за которые просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере (...) руб.

В судебном заседании заявитель не участвовал, отбывает наказание в исправительном учреждении.

Представитель ответчика Березина О.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что согласно Порядку организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 г. № 640/190, а именно пункта 43, профилактический медицинский осмотр проводится один раз в два года. Два раза в год проходят профилактические медицинские осмотры осужденные, отбывающие наказание в тюрьмах и других ИУ при камерном содержании. Согласно пункту 47 Порядка лицам, содержащимся в ШИЗО, ПКТ, медицинский осмотр и помощь проводятся на месте медицинскими работниками при ежедневной проверке санитарного состояния этих помещений, а также при обращениях. В случаях, когда имеется угроза здоровью или жизни лиц, содержащихся в указанных помещениях, медицинский работник принимает срочные меры к срочной доставке такого лица в медицинскую часть. (...) г. осужденному Мухамадееву Е.Р. были залечены 1 и 2 зубы, поставлен диагноз кариес, о чем имеется запись в медицинской карте Мухамадеева Е.Р. (...) г. от Мухамадеева Е.Р. поступило заявление с просьбой оказать ему стоматологическую помощь. Начальником медицинской части учреждения (...) был дан письменный ответ, что осужденным, содержащимся в ШИЗО-ПКТ, медицинская помощь оказывается по экстренным показаниям, при наличии таковых он будет принят врачом. (...) г. Мухамадеев Е.Р. был принят стоматологом. Согласно записи в медицинской карте Мухамадеева Е.Р. имела место жалоба на темное пятно на передних зубах. Врачом был установлен диагноз: изменение цвета пломбы. Оснований для оказания медицинской помощи осужденному не имелось, иных обращений от осужденного в медицинскую часть учреждения не поступало. Администрация считает, что не имеется оснований для взыскания компенсации морального вреда, так как никаких физических и нравственных страданий истцу не причиняли.

Суд отказал в удовлетворении иска.

С таким решением не согласен ответчик. В кассационной жалобе поставил вопрос об отмене решения суда с направлением дела на новое рассмотрение в ином составе и указал, что судебное разбирательство по причине невозможности его доставления в суд не было отложено, в результате чего Мухамадеев Е.Р. был лишен возможности участвовать в судебном заседании, задавать вопросы представителю ответчика и свидетелям, привлеченным по его ходатайству.

Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Судом установлено, что Мухамадеев Е.Р. отбывает наказание, назначенное по приговору суда в ФБУ (...). Постановлением № (...) от (...) г. осужденный Мухамадеев Е.Р. переведен в единое помещение камерного типа (ЕПКТ) сроком на (...) месяцев. За время отбывания наказания Мухамадеев Е.Р. дважды обращался в медицинскую часть ФБУ (...). Из медицинской карты осужденного Мухамадеева Е.Р. усматривается, что (...) г. ему были залечены 1 и 2 зубы, поставлен диагноз средний кариес.

(...) г. Мухамадеевым Е.Р. в адрес начальника медицинской части ФБУ (...) было направлено заявление о том, что его зубы нуждаются в лечении.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

При разрешении спора суд руководствовался частью 5 статьи 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации № 640, Минюста Российской Федерации № 190 от 17 октября 2005 г. «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу».

В соответствии с пунктом 43 данного Порядка профилактический медицинский осмотр проводится один раз в год. Два раза в год проходят профилактические медицинские осмотры осужденные, отбывающие наказание в тюрьмах и других ИУ при камерном содержании. Из пункта 47 Порядка следует, что лицам, содержащимся в ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ, запираемых помещениях, а также в карцерах следственных изоляторов, медицинский осмотр и помощь проводятся на месте медработниками при ежедневной проверке санитарного состояния этих помещений, а также при обращениях. В случаях, когда имеется угроза здоровью или жизни лиц, содержащихся в указанных помещениях, медицинский работник принимает меры к срочной доставке такого лица в медицинскую часть.

Оснований для предоставления медицинской помощи Мухамадееву Е.Р. не имелось, что подтверждается показаниями допрошенного в качестве свидетеля начальника медицинской части ФБУ (...), записей медицинской карты осужденного Мухамадеева Е.Р. от (...) г. об отсутствии у него жалоб и удовлетворительном состоянии здоровья.

Об отсутствии оснований для предоставления медицинской помощи Мухамадееву Е.Р. был дан письменный ответ. Необходимости в перелечивании вылеченных зубов нет. Острой патологии в полости рта нет. Компетентность врача-стоматолога и правильность лечения сомнений не вызывают, правильность лечения подтверждена показаниями допрошенными в судебном заседании в качестве свидетелей (...) (врач-стоматолог ФБУ (...)) и (...) (начальник медицинской части ФБУ (...)), которые дали пояснения, аналогичные записям, содержащимся в медицинской карте осужденного.

Учитывая изложенное, факт незаконного отказа медицинскими работниками ФБУ (...) в оказании медицинской помощи истцу подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашел.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права. Доказательства, на которые сослались стороны в обоснование своих требований и возражений на них, судом исследованы и им дана надлежащая оценка.

С ходатайством об ознакомлении с протоколом судебного заседания истец в суд первой инстанции не обращался. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы не предоставляют лицам, отбывающим по приговору суда наказание в исправительных учреждениях, право на личное участие в разбирательстве судами их гражданских дел.

Оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 02 декабря 2010 г. по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу истца - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200