Судья Глушенко Н.О. | № 33-41/2011 |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 января 2011 г. | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Карелия
в составе: председательствующего Фаткуллиной Л.З.,
судей Злобина А.В. и Коваленко С.В.,
при секретаре Петровой С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Петрозаводского городского округа на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22 октября 2010 г. по заявлениям Синявского Андрея Викторовича, Захарова Владимира Анатольевича, Божьева Юрия Дмитриевича, Кошева Сергея Васильевича, Скороходовой Юлии Павловны, Калиникова Дениса Валерьевича, Филькина Вадима Борисовича, Митруковой Анны Владимировны, Королева Владимира Викторовича, Королевой Ольги Олеговны, Яковлевой Анастасии Владимировны, Яковлева Александра Олеговича, Яковлева Романа Олеговича, Яковлевой Олеси Николаевны, Михалевой Валентины Яковлевны, Титова Владислава Александровича, Денисова-Элерс Феликса Сергеевича, Хайгонен Алика Валерьевича, Шеверталова Дмитрия Николаевича, Ральман Дмитрия Борисовича, Аракелова Георгия Владимировича, Бабич Александра Николаевича, Гончарова Александра Дмитриевича, Гончаровой Елены Николаевны, Долинина Дмитрия Юрьевича, Долматова Юрия Александровича, Кабанен Николая Викторовича, Лазавик Руслана Ивановича, Меркуловой Ирины Львовны, Парамоновой Светланы Анатольевны, Пестрякова Дениса Владимировича, Простокишиной Надежды Анатольевны, Ральман Лидии Ивановны, Ральман Юлии Борисовны, Синевой Веры Викторовны об оспаривании бездействия Администрации Петрозаводского городского округа.
Заслушав доклад судьи Коваленко С.В., объяснения представителя заинтересованного лица Ульяновой О.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения заявителя Ральман Д.Б., представителей заявителей Ральман Д.Б. и Ермакова М.А., полагавших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:Заявители обратились в суд с заявлениями об оспаривании бездействия Администрации Петрозаводского городского округа, оспаривании предложений о предоставлении дополнительных документов. Требования мотивированы тем, что распоряжениями Министерства природных ресурсов Республики Карелия заявителям были предоставлены земельные участки ориентировочной площадью 1000 кв.м. в г. Петрозаводске из земель населенных пунктов в районе ул. Университетской и ул. Р.Рождественского для индивидуального жилищного строительства. Для целей формирования земельных участков они обратились в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлениям об утверждении схем расположения данных земельных участков. Схемы расположения земельных участков не были утверждены и выданы заявителям, предложено представить дополнительные документы, что заявители считают неправомерным. Просили признать незаконным бездействие Администрации Петрозаводского городского округа, выразившееся в неутверждении и невыдаче схем расположения земельных участков заявителями, признать требования Администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению документов, позволяющих определить местоположение испрашиваемых земельных участков, а также документации по планировке территории, изложенные в письмах, адресованных заявителям, незаконными. Заявители Ральман Д.Б., Аракелов Г.В., Бабич А.Н., Гончаров А.Д., Гончарова Е.Н., Долинин Д.Ю., Долматов Ю.А., Кабанен Н.В., Лазавик Р.И., Меркулова И.Л., Пармонова С.А., Пестряков Д.В., Простошкина Н.А., Ральман Л.И., Ральман Ю.Б., Синева В.В. просили обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в месячный срок утвердить и выдать в течение 30 дней схемы расположения земельных участков согласно заявлениям. Заявители Синявкий А.В., Захаров В.А., Божьев Ю.Д., Кошев С.В., Скороходова Ю.П., Калинников Д.В., Филькин В.Б., Митрукова А.В., Королев В.В., Королева О.О., Яковлева А.В., Яковлев А.О., Яковлев P.O., Яковлева О.Н., Михалева В.Я., Титов В.А., Денисов-Элерс Ф.С., Хайгонен А.В. просили обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в месячный срок согласовать схемы расположения земельных участков.
В последующем, 05 октября 2010 г., заявителями Синявким А.В., Захаровым В.А., Божьевым Ю.Д., Кошевым С.В., Схороходовым Ю.П., Калиниковым Д.В., Филькиным В.Б., Митруковой А.В., Королевым В.В., Королевой О.О., Яковлевой А.В., Яковлевым А.О., Яковлевым P.O., Яковлевой О.Н., Михалевой В.Я., Титовым В.А., Денисовым-Элерс Ф.С, Хайгонен А.В. были уточнены заявленные требования, они просили обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в месячный срок утвердить и выдать схемы расположения земельных участков согласно заявлениям.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФГУ «Земельная кадастровая палата», ГОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия.
В судебном заседании Ральман Д.Б., действующий в своих интересах и интересах заявителей, поддержал заявленные требования. Остальные заявители в суд не явились. Представитель заявителей Ермаков М.А. также поддержал заявленные требования. Представители заявителей пояснили, что разработка проекта планировки территории - это обязанность Администрации Петрозаводского городского округа, Правила землепользования были приняты после издания распоряжений, ссылка на них необоснованная, расположение земельных участков определяется по генеральному плану и кадастровой карте. Представитель Королевой О.О. Ермаков М.А. поддержал ходатайство о восстановлении срока подачи заявления.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа Ульянова О.В. в судебном заседании возражала против заявленных требований, указав, что требование о предоставлении дополнительных документов является законным, не были представлены документы по планировке территории, без которых утверждение схем земельных участков будет являться неправомерным; также необходимо соотнести истребуемые земельные участки с земельными участками, находящимися в федеральной собственности, что по представленным документам сделать невозможно; обращения Министерства природных ресурсов Республики Карелия по спорным земельным участкам не было, данный вопрос не был согласован, такие документы в Администрации Петрозаводского городского округа отсутствуют, распоряжения Министерства природных ресурсов Республики Карелия в Администрацию не поступали; бездействия со стороны Администрации Петрозаводского городского округа не было, так как ответ был дан; срок действия распоряжений истек; представила отзыв, в отношении заявителя Королевой О.О. полагает срок пропущенным, а заявленное ходатайство о восстановлении срока не подлежащим удовлетворению.
Представитель Министерства природных ресурсов Республики Карелия в суд не явился, представлен отзыв на заявления. Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица Калинин B.C. пояснил, что в настоящее время полномочия по распоряжению земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена, переданы от Министерства к Администрации Петрозаводского городского округа, до передачи указанных полномочий распоряжениями Министерства природных ресурсов Республики Карелия земельные участки были предоставлены заявителям в порядке статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, после поступления заявлений в Администрацию Петрозаводского городского округа был направлен запрос о возможности предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с генеральным планом, было положительное заключение Администрации Петрозаводского городского округа, в настоящее время документы изъяты по уголовному делу; полагает, что при предоставлении спорных участков заявителям утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровой карте соответствующей территории является обязанностью Администрации.
Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата по Республике Карелия» Денисова И.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, полагая правомерной позицию Администрации Петрозаводского городского округа, так как заявители обратились с заявлениями в отношении земельных участков, которые не могут быть идентифицированы, в постановке на кадастровый учет данных участков было отказано, кроме того, оспариваемый ответ не содержит отказа; полагает, что заявителем Королевой О.О. срок оспаривания пропущен.
Представитель Территориального управления Росимущества в Республике Карелия Михеева Н.А. в судебном заседании с заявлениями не согласилась, пояснив, что земельный участок с кадастровым номером 10:00:00:00600643 находится в государственной собственности Российской Федерации и относится к землям лесного фонда, границы данного участка при кадастровом учете были определены без проведения межевания ориентировочно, установить, входят ли испрашиваемые заявителями земельные участки в границы земель лесного фонда невозможно.
Представитель ГОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» в суд не явился, отзыв на иск не представлен.
Суд удовлетворил заявления частично, признал ответы Администрации Петрозаводского городского округа на обращения заявителей незаконными, обязал Администрацию Петрозаводского городского округа в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать заявителям схемы расположения земельных участков согласно их заявлениям, взыскал Администрации Петрозаводского городского округа в пользу каждого заявителя по 200 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
С таким решением не согласна Администрация Петрозаводского городского округа. В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда и указано, что на заявления граждан были направлены мотивированные ответы о необходимости предоставления документов, позволяющих определить местоположение испрашиваемых земельных участков, и документации по планировке территории. Спорные земельные участки на основании представленных схем и межевых планов, подготовленных ООО «Межевое бюро», идентифицировать невозможно. Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденные Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771, подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям. Схемы расположения земельных участков, не прошедшие установленную статьями 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедуру, не имеют обязательной силы для органа местного самоуправления. Применение положений пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации по аналогии недопустимо, поскольку необходим объект недвижимости в натуре. Работы по формированию земельного участка должны предшествовать принятию решения о предоставлении земельного участка для тех или иных целей его использования. Распоряжения Министерства природных ресурсов Республики Карелия приняты в нарушение порядка, установленного действующим законодательством в отношении несуществующего земельного участка, следовательно, правовых последствий в виде приобретения прав на землю для заявителей не влечет и не нарушает их прав. Кроме того, оспариваемые ответы Администрации не создают препятствий к осуществлению гражданами их прав и свобод, поскольку решением суда по другому делу суд обязал ФГУ «Земельная кадастровая палата» осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости в соответствии с заявлениями граждан, без утверждения схем расположения земельных участков органом местного самоуправления.
В возражениях относительно кассационной жалобы представители заявителей выразили несогласие с доводами жалобы, полагая решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Судом установлено, что на основании заявлений заявителей, обратившихся в Министерство природных ресурсов Республики Карелия в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, им были предоставлены из земель населенных пунктов в аренду земельные участки, расположенные в г. Петрозаводске в районе улиц Университетской и Р.Рождественского, ориентировочной площадью 1000 кв.м. для индивидуального жилищного строительства. В распоряжениях о предоставлении земельных участков в аренду, изданных в течение сентября и октября 2009 г., заявителям предписано в течение года обеспечить выполнение в отношении земельных участков кадастровых работ и кадастровый учет. Срок действия распоряжений 1 год.
На обращения заявителей об утверждении схем расположения земельных участков с приложением копий распоряжений и схем размещения участков на кадастровом плане Администрация Петрозаводского городского округа в течение мая-июня 2010 г. письменно сообщила о том, что для формирования и утверждения схем расположения земельных участков необходимо предоставить документы, позволяющие определить местоположение испрашиваемых земельных участков, а также документацию по планировке территории.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения требований заявителей, относительно которых принял соответствующее решение.
Распоряжения Министерства природных ресурсов Республики Карелия на момент обращения заявителей в орган местного самоуправления являлись действующими, не были оспорены, не отменены и не изменены. Оснований для вывода о незаконности этих распоряжений не имеется.
Довод кассационной жалобы о невозможности идентификации спорных земельных участков является несостоятельным, поскольку спорные земельные участки находятся в жилой зоне индивидуальной, блокированной и коттеджной застройки, что подтверждается Генеральным планом Петрозаводского городского округа, действующим на момент издания распоряжений, а также Генеральным планом города Петрозаводска, утвержденным решением Петрозаводского городского Совета 11 июля 2008 г. К заявлениям граждан были приложены схемы, в суд представлены межевые планы спорных участков, выполненные ООО «Межевое бюро».
С учетом требований правовых норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующих вопросы подготовки документации по планировке территории, отсутствие у заявителей проекта детальной планировки района не является законным основанием для отказа от исполнения обязанности по утверждению схем расположения спорных земельных участков.
Суду не представлено доказательств того, что выделенные заявителям земельные участки находятся в зоне федеральной государственной собственности и не входят в состав земель, выделенных ГОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет».
Таким образом, оспариваемые заявителями ответы Администрации Петрозаводского городского округа нельзя признать законными. В связи с тем, что статья 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации не регламентирует порядок оформления документов, необходимых для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, суд обоснованно применил по аналогии закона положения пункта 7 статьи 36 названного Кодекса.
Вопрос о восстановлении заявителю Королевой О.О. пропущенного срока обжалования судом разрешен правильно.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права. Представленным доказательствам суд дал надлежащую оценку.
Оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22 октября 2010 г. по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Петрозаводского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи