Судья Лаврешина С.А. | № 33-266/2011 |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 февраля 2011 г. | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Карелия
в составе: председательствующего Стракатовой З.Е.,
судей Леоновой Л.П. и Коваленко С.В.,
при секретаре Кузнецовой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 декабря 2010 г. по иску Исаченковой Л.И. к Министерству (...) об установлении права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии.
Заслушав доклад судьи Коваленко С.В., объяснения представителя Министерства (...) Буш В.Е., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения Исаченковой Л.И. и представителя Управления (...) Пивненко А.В., полагавших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:Исаченкова Л.И. обратилась в суд с названным иском по тем основаниям, что с (...) по (...) гг. замещала государственные должности. В (...) г. поступила на гражданскую службу в (...), в (...) г. переведена в (...), в (...) г. - в (...), в (...) г. - в (...). В (...) г. (...) был реорганизован в (...), в (...) г. переименован в (...), а в (...) г. - в Управление (...). В (...) г. работала в (...). Полагая, что до (...) г. Управление (...) фактически являлось органом исполнительной власти Республики Карелия, то есть надлежащим органом исполнительной власти для принятия решения на установление доплаты к трудовой пенсии, истица просила установить ее право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии.
В судебном заседании истица поддержала заявленные исковые требования, дополнив, что решение об установлении ежемесячной надбавки к пенсии было принято руководителем Управления (...) (...) г., доплата установлена с (...) г. в размере (...) руб. (...) коп. Министерство (...) (...) г. отказало в назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, поскольку решение на ее установление было принято руководителем территориального представительства федерального органа исполнительной власти, а не руководителем органа государственной власти, в котором лицо, претендующее на доплату, замещало государственную должность Республики Карелия или должность государственной гражданской службы Республики Карелия.
Представитель ответчика Буш В.Е. в судебном заседании, не оспаривая размер установленной решением доплаты, иск не признала, указав, что решение о назначении ежемесячной доплаты было принято территориальным органом федерального органа исполнительной власти, который не наделен полномочиями на его принятие. Данное решение не порождает прав и обязанностей граждан и не может являться основанием для рассмотрения Министерством вопроса о возможности принятия в отношении истицы решения о размере ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Управления (...) Пивненко А.В. считала иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Указала, что правовой пробел, не регламентирующий процедуру установления надбавки лицам, имеющим право на получение указанной ежемесячной доплаты к пенсии, в случае реорганизации органа государственной власти Республики Карелия либо его ликвидации, не может служить основанием для умаления прав истицы на пенсионное обеспечение, в частности на получение ежемесячной доплаты к пенсии.
Суд удовлетворил иск, обязал Министерство (...) принять решение в отношении истицы об установлении права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии как лицу, замещавшему государственную должность, с (...) г. в размере (...) руб. (...) коп. Взыскал с Министерства (...) государственную пошлину в доход Бюджета Петрозаводского городского округа в размере (...) руб.
С таким решением не согласен ответчик. В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда и приведены те же доводы, что и в суде первой инстанции. Указано также, что в силу пункта 19 части первой статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации с Министерства (...), являющегося исполнительным органом государственной власти Республики Карелия, недопустимо взыскание государственной пошлины.
Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда по существу законным и обоснованным.
Порядок установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Республики Карелия, регулируется Законом Республики Карелия от 10.01.1997 № 167-ЗРК «О государственной службе Республики Карелия», постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 19.04.2001 № 85 «Об утверждении Порядка установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия».
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона Республики Карелия «О государственной службе Республики Карелия» лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Республики Карелия категории «Б» и «В» и должности государственной гражданской службы Республики Карелия (далее - государственные служащие), имеющим стаж государственной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, получаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Ежемесячная доплата устанавливается в размере 20 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При превышении указанного стажа государственной службы на один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять и более полных лет размер ежемесячной доплаты составляет соответственно 23, 27, 32, 38, 45, 53, 62, 72 и 80 процентов месячного должностного оклада государственного служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно части 6 статьи 21 названного Закона лица, замещавшие государственные должности категории «А», государственные должности Республики Карелия, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости независимо от продолжительности занятия государственной должности.
Пунктом 3 Порядка установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, утвержденного постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 19.04.2001 № 85, установлено, что лица, имеющие право на получение ежемесячной доплаты к пенсии, подают заявление об ее установлении в орган государственной власти Республики Карелия, в котором они замещали государственную должность государственной службы.
В силу пункта 9 названного Порядка ежемесячная доплата к пенсии устанавливается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее дня, следующего за днем освобождения от государственной должности, государственной должности государственной службы и назначения трудовой пенсии.
Судом установлено, что Исаченкова Л.И. с (...) г. находилась на государственной службе в (...), в (...) г. переведена в (...), в (...) г. - в (...), в (...) г. - в (...).
Со (...) г. Исаченкова Л.И. замещала должность (...), положение о котором утверждено (...) г. Постановлением (...) № (...).
С (...) г. в связи с реорганизацией (...) на основании Постановления (...) от (...) № (...) «(...)» Исаченкова Л.И. стала замещать государственную должность государственной службы Республики Карелия (...).
С (...) г. на основании постановления (...) от (...) № (...) «(...)» (...) был передан в ведение федерального органа исполнительной власти - (...), в результате чего стал территориальным органом федерального органа исполнительной власти.
С (...) г. в соответствии с Указом (...) от (...) № (...) «(...)», во исполнение приказа (...) от (...) № (...) «О (...)» Исаченкова Л.И. была назначена на государственную должность государственной службы (...).
Впоследствии (...) был упразднен с передачей функций (...), а также переименован в (...) г. в (...) - территориальный орган (...), в (...) г. - в Управление (...).
С (...) г. Исаченкова Л.И. замещала государственную должность государственной службы - (...), с (...) г. переведена на должность федеральной государственной гражданской службы - (...), а со (...) г. истица была освобождена от занимаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы по собственной инициативе.
С (...) по (...) Исаченкова Л.И. замещала государственную должность - (...).
На основании Указа (...) от (...) № (...) «(...)» (...) было упразднено, его функции были переданы (...). Аналогичная ситуация произошла и с территориальными органами (...).
(...) г. во исполнение приказа (...) от (...) № (...) «(...)» к (...) присоединилось (...), после чего (...) было переименовано в Управление (...).
Пенсия по старости Исаченковой Л.И. назначена с (...) г. С заявлением об установлении ежемесячной доплаты к получаемой трудовой пенсии по старости истица обратилась (...) г.
Установив, что на момент подачи истицей заявления об установлении ежемесячной доплаты к пенсии Управление (...) не являлось органом государственной власти Республики Карелия и что истица замещала должности государственной службы Республики Карелия, суд первой инстанции сделал правильный вывод о недопустимости умаления и дискриминации прав истицы на пенсионное обеспечение, правомерно признав за ней право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии.
Довод ответчика о том, что решение об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии вправе принимать только орган государственной власти Республики Карелия, при отсутствии решения которого доплата не может быть установлена, несостоятелен. Неурегулированность порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, в данной ситуации не является основанием для неприменения статьи 21 Закона Республики Карелия «О государственной службе Республики Карелия», устанавливающей дополнительные гарантии и права для истицы.
Расчет размера доплаты, не оспоренный ответчиком и принятый судом, исходя из стажа государственной службы истицы (...) лет (...) дня и применения (...) процентов должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, является правильным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда по существу постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права. Оснований к отмене правильного по существу решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
При этом судебная коллегия полагает решение суда в части взыскания с Министерства (...) государственной пошлины в размере (...) руб. подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Указом (...) от (...) № (...) «(...)» и постановлением (...) от (...) № (...) «(...)» установлено, что Министерство (...) является исполнительным органом государственной власти Республики Карелия.
Таким образом, на Министерство (...) в полной мере распространяются положения подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов, выступающих в качестве ответчиков по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 декабря 2010 г. по настоящему делу по существу оставить без изменения, а кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Отменить решение суда от 17 декабря 2010 г. в части взыскания с Министерства (...) государственной пошлины в доход бюджета Петрозаводского городского округа в сумме (...) рублей.
Председательствующий
Судьи