Судья Савельева Н.В. | № 33-411/2011 |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 февраля 2011 г. | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Карелия
в составе: председательствующего Фаткуллиной Л.З.,
судей Роговой И.В. и Коваленко С.В.,
при секретаре Спиридоновой И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 03 ноября 2010 г. по иску Маркова В.В. к Государственному учреждению (...) о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и назначении пенсии.
Заслушав доклад судьи Коваленко С.В., объяснения представителя ответчика Киневой М.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения Маркова В.В., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:Марков В.В. обратился в суд с названным иском по тем основаниям, что решением комиссии (...) от (...) г. ему отказано в удовлетворении заявления от (...) г. о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Отказ мотивирован недостаточным стажем работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, в данный стаж не включены периоды работы истца в (..1..) и (..2..) со ссылкой на то, что данные организации в указанные периоды хозяйственную деятельность не осуществляли и уплату страховых вносов в пенсионный фонд не производили, а вкладыш к трудовой книжке оформлен ненадлежащим образом, так как не указана полная дата (день и месяц) рождения работника. Те же спорные периоды не включены и в страховой стаж истца. Полагая решение пенсионного органа незаконным, истец просил обязать ответчика учесть спорные периоды работы в стаж и назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, полагая исключение из его стажа спорных периодов работы необоснованным, так как эти периоды подтверждены записями в трудовой книжке. Его вины в неуплате работодателем страховых взносов нет.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
Суд удовлетворил иск частично, обязал ГУ (...) назначить Маркову В.В. досрочную трудовую пенсию по старости с (...) г. в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», включив в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы: с (...) по (...) в (..1..); с (...) по (...); с (...) по (...); с (...) по (...); с (...) по (...); с (...) по (...), с (...) по (...); с (...) по (...) в (..2..). В удовлетворении остальной части иска отказал. Взыскал с ГУ - Управление (...) в пользу истца расходы по государственной пошлине в сумме (...) руб.
С таким решением не согласен ответчик. В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда и указано, что периоды работы истца в (..2..) не могут быть учтены в стаж работы и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца, а у истца в нарушение Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях во вкладыше в трудовую книжку не указана дата его рождения. Дополнительных документов, подтверждающих стаж работы, не представлено. Сведения индивидуального персонифицированного учета после регистрации истца в качестве застрахованного лица ((...) г.) страхователем не представлены, в оспариваемые периоды (..2..) финансово-хозяйственную деятельность не осуществляло.
Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 28 названного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Судом установлено, что Марков В.В., (...) г. рождения, обратился (...) г. в ГУ (...) с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением ГУ (...) от (...) г. № (...) истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с недостаточным требуемым для установления досрочной трудовой пенсии стажем работы в районах Крайнего Севера, с учетом периодов работы в приравненных к ним местностях.
Согласно Протоколу заседания Комиссии (...) № (...) от (...) г. страховой стаж истца был определен в размере (...) лет (...) месяца (...) дней, при требуемом 25 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера, с учетом периодов работы в приравненных к ним местностях, составил (...) лет (...) месяцев (...) дней, что меньше требуемого 15-летнего стажа.
Указанным решением Комиссии в страховой стаж не зачтен период работы истца с (...) по (...) в (..1..), поскольку дата и номер приказа о приеме на работу в (..1..) (запись № (...) в трудовой книжке) дописаны; исправление не заверено в установленном порядке. В страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не зачтены периоды с (...) по (...) в (..1..); с (...) по (...); с (...) по (...); с (...) по (...); с (...) по (...); с (...) по (...), с (...) по (...); с (...) по (...) в (..2..), так как в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, однако (..1..) и (..2..) в указанные периоды финансово-хозяйственную деятельность не осуществляли, уплату страховых взносов не производили. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (иной) деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. За вышеуказанные периоды сведения индивидуального (персонифицированного) учета работодателями не представлены.
С учетом материалов выплатного и наблюдательного дела (..1..), письма председателя (...), положений пункта 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555, и пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, суд первой инстанции сделал правильный вывод о частичном включении, с (...) по (...), в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы истца в (..1..), поскольку в данный период предприятие осуществляло финансово-хозяйственную деятельность и уплачивало страховые взносы.
Удовлетворяя требования истца о включении в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов работы в (..2..) с (...) по (...); с (...) по (...); с (...) по (...); с (...) по (...); с (...) по (...), с (...) по (...); с (...) по (...), суд первой инстанции с учетом представленных доказательств, показаний свидетелей (...), (...), правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 № 9-П, правильно установил, что в данные периоды работы истца предприятие вело финансово-хозяйственную деятельность; неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Доводы кассационной жалобы о неуказании во вкладыше в трудовую книжку даты рождения истца, непредставлении дополнительных документов, подтверждающих стаж работы, непредставлении страхователем сведений индивидуального персонифицированного учета, неосуществление (..2..) в оспариваемые периоды финансово-хозяйственной деятельности являются несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела, недопустимо умаление и дискриминация прав истца на пенсионное обеспечение.
Дата возникновения права истца на назначение досрочной трудовой пенсии с учетом правомерно включенных периодов работы в (..1..) и (..2..) в стаж работы истца в районах Крайнего Севера, с учетом периодов работы в приравненных к ним местностях, является правильной.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 03 ноября 2010 г. по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи