Судья Степанова Е.И. | № 33–425/2011 |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 февраля 2011 года | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Карелия
в составе: председательствующего Сильченко Р.П.
и судей Королевой С.В., Переплесниной Е.М.
при секретаре Кузнецовой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 ноября 2010 года по иску Алексеевой О.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ ... о перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад председательствующего, пояснения истца, возражавшей относительно доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алексеева О.В. обратилась в суд с иском по следующим основаниям. Во время трудовой деятельности в период с июля 1992 по февраль 2010 года ... в должностях продавца, ученицы проводника пассажирских вагонов, проводника пассажирских вагонов и выезжала в служебную командировку в районы Крайнего Севера, а именно в г. Кемь с 06 по 13 июля 2005 года и 24 - 25 июля 2006 года — в п. Нюхча Беломорского района. Полагает, что данное обстоятельство дает ей право на перерасчет базовой части трудовой пенсии в связи с Федеральным законом от 01 декабря 2007 года № 312-ФЗ, поскольку период командировки является периодом работы на Крайнем Севере. Ответчик отказал ей в перерасчете базовой части пенсии по старости в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт нахождения в командировке в районах крайнего Севера. Истец просила обязать ответчика произвести ей перерасчет размера базовой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала. Пояснила, что ездила в г. Кемь с 06 по 13 июля 2005 года и 24 -25 июля 2006 года — в п. Нюхча Беломорского района в связи с производственной необходимостью. Просила произвести перерасчет базовой части трудовой пенсии с 01 ноября 2010 года, поскольку обратилась в Пенсионный фонд с заявлением в октябре 2010 года.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Решением суда иск удовлетворен. Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ ... обязано произвести с 01 ноября 2010 года Алексеевой О.В. перерасчет размера базовой части трудовой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера, включив в стаж работы в районах Крайнего Севера период работы в г. Кемь с 06 по 13 июля 2005 года и на ст. Нюхча Беломорского района 24, 25 июля 2006 года. Взыскана с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ ... в бюджет Петрозаводского городского округа госпошлина в размере ... рублей.
С таким решением не согласен ответчик. В кассационной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда РФ ... Сахарова О.И. просит решение суда отменить и в иске Алексеевой О.В. отказать. Указывает, что в оспариваемый период истец работала в качестве проводника пассажирских вагонов, ввиду того, что ее профессия имела разъездной характер, указанные ею в исковом заявлении периоды командировками (в смысле, в котором данное понятие употребляется в статье 166 Трудового кодекса РФ) не являются.
Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рубля в месяц.
При этом законом предусмотрено, что лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, фиксированный размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3330 рублей 60 копеек в месяц (п. 11 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Таким образом, законодатель возможность осуществления указанного выше перерасчета стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и, как следствие, установления базовой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере для лиц, имеющих «смешанный» стаж, не ставит в зависимость от продолжительности имеющегося у такого лица стажа работы в районах Крайнего Севера.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Как установлено судом, истец является получателем трудовой пенсии по старости с 31 мая 2008 года. В период с июля 1992 по февраль 2010 года она работала ... в должностях продавца, ученицы проводника пассажирских вагонов, проводника пассажирских вагонов.
Факт выезда истца в районы Крайнего Севера в судебном заседании был подтвержден трудовой книжкой, справками ..., а также свидетельскими показаниями "А", "Б", "В", работавших вместе с истцом, и подтвердивших факт работы истицы в г. Кемь с 06 по 13 июля 2005 года и на ст. Нюхча Беломорского района 24, 25 июля 2006 года.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ истец как сторона по делу вправе ссылаться на любые доказательства в обоснование своих требований, отвечающие требованиям главы 6 ГПК РФ о допустимости, достоверности и относимости доказательств.
Согласно п. 1 ст. 55 ГПК РФ свидетельские показания являются одним из видов доказательств по делу.
Как следует из протокола судебного заседания, свидетели предупреждались об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 307, ст. 308 УК РФ, о чем у них были отобраны подписки.
Суду также представлены маршрутные листы, свидетельствующие о том, что истец в указанные периоды направлялась работодателем в командировки по указанным маршрутам.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что указанные выше доказательства являются допустимыми, они собраны по делу в установленном законом порядке, оснований не согласиться с оценкой, данной им судом первой инстанции, не имеется.
Также судом установлено, что согласно перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029 (с последующими изменениями), г. Кемь и Беломорский район Республики Карелия отнесены к районам Крайнего Севера.
Таким образом, судебная коллегия считает верным вывод суда о наличии оснований для понуждения ответчика произвести истице перерасчет размера базовой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера.
Довод жалобы о том, что работа истца имела разъездной характер, в связи с чем указанные в исковом заявлении периоды командировками не являются, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку, юридически значимыми обстоятельствами для исчисления повышенного размера базовой части пенсии для лиц, работавших в районах Крайнего Севера, в данном случае является осуществление гражданином обязанностей в рамках трудовых отношений в особых климатических условиях - местности, находящейся в районе Крайнего Севера, в независимости от продолжительности осуществления таких обязанностей в данной местности.
При указанных обстоятельствах, учитывая вышеприведенные законоположения, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца, обязав ответчика произвести Алексеевой О.В. перерасчет базовой части трудовой пенсии с 01 ноября 2010 года, то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято ее заявление пенсионным органом.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 ноября 2010 года по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: