Дела возникающие из публичных правоотношений



Судья Макарова О.И.

№ 33-992/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 апреля 2011 года

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Рочевой Е.С.

и судей Сильченко Р.П., Тарасовой Р.П.

при секретаре Спиридоновой И.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Кондопожского муниципального района на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 02 марта 2011 года по заявлению Илющенко В.А. об оспаривании постановления Администрации Кондопожского муниципального района.

Заслушав доклад судьи Сильченко Р.П., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Илющенко В.А. обратился в суд с заявлением по следующим основаниям. Он является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного в районе деревни (...). ХХ.ХХ.ХХ. г. около деревни, в том числе и около его участка, ООО ПО «Севзапэлектрострой» была построена линия электропередачи ВЛ 10 кВ при отсутствии к тому какого-либо разрешения на строительство и оформления соответствующих для этого документов, а также при отсутствии согласия заявителя на такие действия. Выяснилось, что Главой Кондопожского муниципального района издано постановление от ХХ.ХХ.ХХ. г. № ..., которым утверждена схема расположения земельного участка ООО ПО «Севзапэлектрострой» для строительства ВЛ 10 кВ в районе деревни и предварительно согласовано размещение линии электропередач и трансформаторной подстанции. Из схемы расположения линии, являющейся приложением к акту выбора, следует, что предоставление такого земельного участка и строительство на нем линии электропередач повлечет нарушение и ограничение прав заявителя по использованию принадлежащего ему земельного участка, поскольку охранная зона линии электропередач составляет по 10 метров от крайнего провода в обе стороны, т.е. будет проходить, по мнению заявителя, и по его участку. Полагая такое постановление незаконным, нарушающим его права как собственника земельного участка, ссылаясь на существенные нарушения, допущенные при решении вопроса о предоставлении земельного участка для строительства ЛЭП, заявитель просил признать незаконным постановление Администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ. г. № ....

Илющенко В.А. в судебное заседание не явился, извещен о дне рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель Илющенко В.А. - Жмурин А.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал.

Представитель Администрации Кондопожского муниципального района РК Крюковцова О.Л., действующая по доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, ссылаясь на законность оспариваемого постановления.

ООО ПО «Севзапэлектрострой» своего представителя в судебное заседание не направило, извещены.

Решением суда требования удовлетворены. Признано незаконным постановление Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ. года № ... об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительном согласовании размещения линии электропередач ВЛ 10 кВ и трансформаторной подстанции в районе деревни. На Администрацию Кондопожского муниципального района возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение закона, а также взысканы в пользу заявителя расходы по госпошлине в сумме ... руб.

С таким решением не согласна Администрация Кондопожского муниципального района. В кассационной жалобе представитель Администрации Кондопожского муниципального района Крюковцова О.Л. просит решение суда отменить, ссылаясь на законность оспариваемого постановления, которое, по их мнению, не нарушает права и законные интересы граждан, в том числе и права заявителя. Полагает, что при рассмотрении заявления ООО ПО «Севзапэлектрострой» Администрация действовала в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. Указывает, что обязанность по доведению до населения соответствующей информации именно Администрацией муниципального района действующим законодательством не предусмотрена, такая обязанность возложена на органы местного самоуправления городских или сельских поселений. Считает, что население должно быть информировано не о предоставлении земельного участка, а о предстоящем строительстве на таком участке. Также полагает, что заявителем пропущен срок на обжалование Постановления. Ссылается на то, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, неверно определены имеющие значение для дела обстоятельства, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

В отзыве на кассационную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Илющенко В.А. имеет на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный в районе деревни (...). Постановлением Администрации Кондопожского муниципального района от 10.06.2010 г. № 617 утверждена в соответствии с актом выбора и обследования земельного участка от 31.03.2010 г. схема расположения земельного участка на кадастровом плане в кадастровом квартале ... площадью ... га, расположенного в районе деревни; разрешенное использование земельного участка - для строительства линии электропередач ВЛ 10 кВ и трансформаторной подстанции, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения и предварительно согласовано ООО ПО «Севзапэлектрострой» размещение линии электропередач ВЛ 10 кВ и трансформаторной подстанции на земельном участке площадью ... га в районе деревни. Согласно акта выбора и обследования земельного участка от ХХ.ХХ.ХХ. г. комиссия считает возможным предоставление данного земельного участка для строительства линии электропередач 10 кВ и установки трансформаторной подстанции.

Согласно ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст.31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст.32 ЗК РФ.

В соответствии с ч.2 ст.31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

В силу ч.3 ст.31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Частью 5 ст.31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Согласно ч.6 ст.31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Проанализировав в совокупности указанные нормы права, суд первой инстанции правильно указал, что обязанность информирования населения возникает у органов местного самоуправления, до составления акта выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с целью выяснить, не повлекло ли выделение земельного участка нарушения прав других лиц.

Установив, что в нарушение данного требования закона население о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства линии электропередач ВЛ 10 кВ и трансформаторной подстанции до составления акта выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта проинформировано не было, суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемым постановлением Администрации Кондопожского муниципального района нарушены права заявителя на получение информации о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства линии электропередач ВЛ 10 кВ и трансформаторной подстанции, поэтому постановление Администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ. г. № ... об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительном согласовании размещения линии электропередач ВЛ 10 кВ и трансформаторной подстанции в районе деревни является незаконным, и правомерно удовлетворил требования Илющенко В.А.

С учетом положений ст.258 ГПК РФ суд правильно обязал Администрацию Кондопожского муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение закона.

Доводы кассационной жалобы аналогичны тем, которые являлись предметом исследования в суде первой инстанции, им дана должная оценка, которую судебная коллегия с учетом вышеизложенного находит правильной.

Решение суда в части взыскания судебных расходов соответствует ст. 98 ГПК РФ и статье 333.19 Налогового кодекса РФ.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 02 марта 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Кондопожского муниципального района – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200