Судья Гудкова Г.В. № 33-887/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 апреля 2011 года г. Петрозаводск
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе председательствующего Стракатовой З.Е.,
судей Леоновой Л.П. и Переплесниной Е.М.
при секретаре Сидорове А.В.
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия на решение Петрозаводского городского суда РК от 14 февраля 2011 года по делу по иску Смирновой Ж.В. к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о понуждении к перечислению денежных средств.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития РК Буш В.Е., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Смирновой Ж.В.- Чуманевич Н.А., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Смирнова Ж.В. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о понуждении к перечислению денежных средств по тем основаниям, что .... между нею и С.., действующей от имени и в интересах К.., был заключен договор купли-продажи квартиры №..., находящейся по адресу: пос. Найстенъярви Суоярвского района РК, (...), которая была продана К. за ... руб. Данный договор был зарегистрирован .... в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации №... и на имя К. было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности .... Деньги за проданную квартиру должны были быть перечислены истице из средств федерального бюджета на основании свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение жилья № ..., выданного .... Министерством здравоохранения и социального развития РК на имя К.., в течение 30 дней. Главным распорядителем средств, выделяемых из Федерального фонда компенсаций на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определено Министерство здравоохранения и социального развития РК. Однако до настоящего времени деньги на счет истицы не поступили. .... К.. умерла. В связи с изложенным, истица просила обязать Министерство здравоохранения и социального развития РК перечислить на её счет, открытый на ее имя в филиале ... Карельского ОСБ Сбербанка России пос. Найстенъярви, ... руб.
В судебное заседание истица не явилась, извещена надлежащим образом о времени рассмотрения дела.
Представитель Смирновой Ж.В.- Чуманевич Н.А., действующая на основании ордера, поддержала заявленные исковые требования. Также просила взыскать с ответчика расходы на представителя в размере ... руб.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития РК Миммиева А.С. не признала исковые требования по мотивам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Указала, что отказ в перечислении денежных средств является обоснованным, поскольку при рассмотрении поступивших документов было установлено, что К.. была приобретена квартира в таком же доме, в каком она проживала, в связи с чем не было установлено улучшения её жилищных условий.
Представитель Управления Росреестра по РК, привлеченного в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился. Управление извещено о времени рассмотрения дела. Согласно поступившему письменному отзыву, Управление просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, указало, что удовлетворение исковых требований оставляет на усмотрение суда.
Представитель Администрации Найстенъярвского сельского поселения, привлеченной в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился. Администрация извещена о времени рассмотрения дела. В поступившем отзыве указала о том, что не возражает относительно удовлетворения заявленных требований.
К.Н.., привлеченный в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, извещен о времени рассмотрения дела. Согласно поступившему заявлению он не возражал относительно удовлетворения заявленных требований, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением Петрозаводского городского суда РК от 14.02.2011 г. исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия в пользу Смирновой Ж.В. денежные средства в размере ... руб. (путем зачисления на счет ..., открытый в филиале ... Карельского ОСБ Сбербанка России пос. Найстенъярви), расходы на представителя ... руб., расходы по оплате госпошлины ... руб.
С решением суда не согласно Министерство здравоохранения и социального развития РК.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что К. действительно обладала правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, однако считает, что данное право наряду с ее правоспособностью прекратилось с момента ее смерти, т.е. с .... Ссылаясь на Постановление Правительства РК от 23.06.2006 г. № 81-П «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ», считает, что реализация права, в том числе права на меру социальной поддержки, после смерти физического лица невозможна, в связи с чем невозможно и погашение обязательств. Полагает, что при рассмотрении дела не было дано правовой оценки доводам Министерства о том, что погашение несуществующих обязательств гражданина, которые прекратились с его смертью, противоречит законодательству. Также, по мнению Министерства, суд не принял во внимание то обстоятельство, что на момент рассмотрения Министерством заявления на перечисление средств субсидии, договора купли-продажи и свидетельства о праве собственности, на момент подачи искового заявления, а также при рассмотрении гражданского дела право собственности К.. прекратило свое существование в силу смерти правообладателя и прекращения его правоспособности. Таким образом, прекращение правоспособности физического лица, имевшего правовой статус ветерана, означает прекращение вещных прав и права на меры социальной поддержки. Со ссылкой на Федеральный закон от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» и распоряжение Правительства РФ от 31.03.2010 г. № 472-р, считает, что на момент предоставления меры социальной поддержки – перечисления денежных средств контрагенту ветерана должен быть объективно подтвержден факт улучшения жилищных условий ветерана. Однако в данной ситуации при рассмотрении документов достоверно было установлено, что получатель меры социальной поддержки скончалась, соответственно в рассматриваемый момент времени улучшение жилищных условий не могло быть достигнуто в принципе. Также судом не принято во внимание то, что потенциальным правообладателем жилого помещения является К.Н.., соответственно, в случае оставления решения суда без изменения, средства федерального бюджета в размере ... руб. фактически будут выделены в его пользу, то есть в пользу лица, не являющегося ветераном Великой Отечественной войны, что приведет к нецелевому расходованию средств федерального бюджета. Кроме того, полагают неправомерным взыскание с Министерства в пользу истца расходов по уплате государственной пошлины, поскольку истец в соответствии с законом должна быть освобождена от ее уплаты, однако оплатила ее в добровольном порядке, в связи с чем она могла претендовать только на её возврат, а не на взыскание её с ответчика. В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК Министерство освобождено от уплаты госпошлины.
В возражениях на кассационную жалобу истица указала о том, что согласна с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения. Полагает, что неисполнением обязательств Министерством нарушены ее права как собственника жилого помещения. Просит учесть, что правоустанавливающие документы были оформлены до момента смерти К.., когда ее правоспособность не была прекращена.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, по следующим основаниям.
Федеральным законом «О ветеранах» предусмотрено, что члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В Законе Республики Карелия от 28.07.2010 № 1414-ЗРК "Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов и членов семей погибших (умерших) ветеранов, проживающих на территории Республики Карелия" указано о том, что в соответствии с федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти Республики Карелия, переданным Российской Федерацией, относится обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, к которым относятся члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. Расходные обязательства Республики Карелия, возникающие при осуществлении органами государственной власти Республики Карелия указанных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Республики Карелия.
В соответствии с Постановлением Правительства РК от 23.06.2006 № 81-П (ред. от 16.03.2010) "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия определено главным распорядителем средств, выделяемых из Федерального фонда компенсаций на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Предоставление гражданину субсидии на приобретение жилья в собственность осуществляется после представления им документов, указанных в подпункте 5 пункта 8 настоящего Порядка и заявления. Субсидии на приобретение жилья в собственность предоставляются Министерством в безналичной форме путем перечисления средств: в случае приобретения гражданином жилья по договору купли-продажи - на счет продавца. Право на получение субсидии подтверждается выдачей гражданину свидетельства. Свидетельство выдается Министерством на основании документов, указанных в подпунктах 1-4 пункта 8 настоящего Порядка. Срок действия свидетельства составляет один год с момента его выдачи. Средства субсидии перечисляются в течение 30 дней со дня предоставления в Министерство документов, указанных в подпункте 5 пункта 8 настоящего Порядка, при наличии на счете органа Федерального казначейства средств субвенции из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Вышеперечисленными нормами предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В связи с этим при разрешении данного спора необходимо установление юридически значимого обстоятельства, произошло ли улучшение жилищных условий К.. в результате приобретения ею по договору купли-продажи квартиры № ... расположенной по адресу: Суоярвский район, п. Настенъярви, (...).
Удовлетворяя исковые требования истца и взыскивая с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия в пользу Смирновой Ж.В. денежные средства в размере ... руб., суд указал, что в результате заключения С.., действующей от имени и в интересах К.., ... года рождения, со Смирновой Ж.В. договора купли-продажи квартиры № ..., расположенной по адресу: Суоярвский район, п. Настенъярви, (...), были улучшены жилищные условия К. В обоснование этого вывода суд сослался на имеющиеся в деле акты обследования жилищных условий К. от .... по адресу: п. Настенъярви, (...) и Смирновой Ж.В. по адресу: п. Настенъярви, (...), указав, что дому, в котором проживала К.., требуется капитальный ремонт, а в доме, в котором она приобрела жилье, капитальный ремонт произведен.
Однако Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия оспаривался факт того, что, приобретая указанное жилье, К. улучшила свои жилищные условия (л.д.21), в связи с чем им было предложено в обоснование факта улучшения жилищных условий предоставить доказательства, указывающие на это обстоятельство.
Судебная коллегия находит вывод суда о том, что К.., приобретая указанное жилье, улучшила свои жилищные условия, преждевременным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ « О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из указанных фактов.
Однако суд не дал оценки тому, что дом, в котором проживала К.., и дом, в котором она приобрела жилое помещение, 1972 года постройки, обе квартиры являются неблагоустроенными, с печным отоплением.
Как усматривается из имеющихся в деле актов обследования жилищных условий, обе квартиры трехкомнатные, однако жилая и общая площади квартиры, в которой проживала К.., намного больше той, что в квартире, которую она приобрела.
Кроме того, в квартире, которую она приобрела по договору купли- продажи, зарегистрированы С.. и Смирнова Ж.В.
Указывая на то, что согласно акту от 06.07.2010г. в доме, в котором проживала К.., требуется ремонт кровли, суд не учел того, что этот акт подписан только комендантом, мастером и плотником, а других доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, в деле не имеется.
Также ссылаясь на акт обследования жилищных условий квартиры, которую приобрела К.., суд указал, что в этом доме произведен капитальный ремонт печей, кровли, полов, однако лица, подписавшие акт, не были допрошены судом. Также суд не установил, когда были произведены указанные в акте работы.
Кроме того, суд не учел того, что квартира, которую приобрела К.., находится в залоге у истицы, она по-прежнему проживает в ней.
При таких обстоятельствах дела решение суда нельзя признать законным, в связи с чем судебная коллегия находит его подлежащим отмене на основании п. 2 части 1 ст. 362 ГПК РФ.
Поскольку нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, то судебная коллегия находит необходимым направить данное дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенное, в случае необходимости следует предложить лицам, участвующим в деле, предоставить дополнительные доказательства в обоснование своих доводов и возражений, после чего в зависимости от собранных доказательств и требований закона суду следует разрешить данный спор.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 февраля 2011 года по настоящему делу отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий:
Судьи: