Судья Орлова А.А. № 33-1129/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 апреля 2011 года г.Петрозаводск
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе председательствующего Рочевой Е.С.
судей Переплесниной Е.М., Колбасовой Н.А.
при секретаре Зариповой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 февраля 2011 года по иску Борщевского А.А. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании к выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Переплесниной Е.М., объяснения истца, возражавшего по доводам жалобы, судебная коллегия
установила:
Борщевский А.А. обратился в суд с иском к ответчику об обязании продолжить выплату ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы к трудовой пенсии по старости с 1 января 2011 года в размере 64 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и северной надбавки, возмещении вреда, причиненного ее невыплатой с 16.06.2010 г., взыскании с ответчика неустойки и компенсации морального вреда в размере ХХ рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что 14.08.2001г. он вышел в добровольную отставку с муниципальной службы. При этом ему была назначена доплата к пенсии до размера 64% месячного должностного оклада. Считает, что прекращение ее выплаты ответчиком с октября 2010 года нарушает его конституционные права.
В судебном заседании Борщевский А.А. и его представитель Бордановский В.Л. уточненные исковые требования поддержали.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа по Черепова И.С. иск не признала, сославшись на доводы, изложенные в отзыве.
Решением суда иск удовлетворен частично.
Суд обязал Администрацию Петрозаводского городского округа продолжить, начиная с 01 октября 2010 года, выплату Борщевскому А.А. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы, рассчитываемой таким образом, чтобы сумма доплаты составляла 64 процента месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи).
В удовлетворении остальной части иска отказано.
С таким решением не согласна Администрация Петрозаводского городского округа. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что Законом Республики Карелия от 28.05.2010 № 1388-3PK были внесены изменения в статью 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия». Новой редакцией данной статьи органам местного самоуправления предоставлено право в уставах муниципальных образований за счет средств местного бюджета предусматривать муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости. В соответствии с требованиями закона размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В целях приведения Устава Петрозаводского городского округа в соответствие с Законом Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» Решением Петрозаводского городского Совета от 02.09.2010 № 26/44-875, вступившим в силу 10 сентября 2010 года, в статью 56 Устава были внесены изменения. Действующей редакцией статьи 56 Устава ни размер, ни порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не установлены. При этом определено, что порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается решением Петрозаводского городского Совета. До настоящего времени Петрозаводским городским Советом такой порядок не установлен, что не позволяет в настоящее время производить такие выплаты. При таких обстоятельствах ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 12 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих, так же, как и на государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 11 Закона Республики Карелия от 24 июля 2007 года № 1107-ЗРК в редакции Закона РК от 28.05.2010 № 1388-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) (далее также - ежемесячная доплата). Размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Уставом муниципального образования может предусматриваться минимальный размер ежемесячной доплаты. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено установление ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (инвалидности) за счет средств местного бюджета лицам, занимавшим должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 1 января 1997 года и проживающим на территории Республики Карелия. Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Борщевский А.А., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, 14 августа 2001 года уволен с муниципальной службы в связи с выходом в отставку, и, исходя из имеющегося стажа муниципальной службы получал ежемесячную доплату к пенсии по старости, установленную распоряжением главы самоуправления города от 19.09.2001г. № 548-рк в общей сумме государственной пенсии и доплаты к ней в размере 64 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Доплата производилась в соответствии с порядком, установленным Уставом Петрозаводского городского округа. С 01 октября 2010 года доплата ответчиком не выплачивается.
В обоснование отказа выплаты такой доплаты администрация Петрозаводского городского округа ссылается на отсутствие специальных муниципальных правовых актов, обосновывающих расходные обязательства округа.
Удовлетворяя исковые требования в части обязания возобновления выплаты доплаты с 1 октября 2010 года, то есть с момента прекращения выплаты, но на новых условиях – в соответствии с новой редакцией ст. 11 Закона РК «О муниципальной службе в РК» и в соответствии с новой редакцией п. 56 Устава Петрозаводского городского округа, суд первой инстанции правомерно исходил из гарантированного права истца на получение данной доплаты. Такое право вытекает из действующего в системной связи законодательства Российской Федерации и субъекта РФ – Республики Карелия.
Суд подробно проанализировал подлежащее применению к спорным правовым отношениям законодательство о муниципальной службе, соотнеся его с законодательством, регулирующим сходные правоотношения по государственной службе. О необходимости единообразного подхода к рассмотрению данных вопросов неоднократно говорил Конституционный Суд РФ в своих решениях, на что также указано в решении суда.
В частности, суд правильно указал, что, имея в виду закрепленный п. 1 ст. 3 Закона РФ «О системе государственной службы в РФ» принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, проявляющийся согласно п. 6 ст. 5 Закона РФ «О муниципальной службе в РФ» в соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, суд усматривает основания для применения обозначенных Конституционным Судом РФ подходов при разрешении настоящего спора.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 1 декабря 1999 г.
№ 189-О по жалобе гражданина В.Т. Клинцова на нарушение его конституционных прав положениями ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Закона Республики Коми «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми «О государственной службе Республики Коми», предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается. Таким образом, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие государственные должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции РФ. Это, однако, не означает, что при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях данной статьи Конституции РФ.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 г. № 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой ст. 1 и ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
Приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ корреспондирует позиция Европейского Суда по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме не относится к правам и свободам, гарантируемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и государство может корректировать соответствующее законодательство, в том числе путем уменьшения размеров пенсий, однако при этом должен соблюдаться справедливый баланс интересов государства и имущественных интересов личности (Постановления от 18 ноября 2004 года по делу «Праведная против Российской Федерации» и от 25 октября 2005 года по делу «Юрий Романов против Российской Федерации»).
Статьей 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петросовета от 19.10.1999 г. № XXIII-XXVI/418 (в редакции от 04.03.2008) в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.
После принятия 28.05.2010 г. действующей в настоящее время редакции ст. 11 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» Решением Петросовета от 02.09.2010 N 26/44-875 в ст. 56 Устава внесены изменения, вступившие в силу с 10.09.2010г., согласно которым, при сохранении права на получение доплаты, определено, что порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается решением Петрозаводского городского Совета.
Такое решение до настоящего времени не принято, в связи с чем истцу не выплачивается доплата к трудовой пенсии. Отсутствие надлежащего регулирования порядка расчета и выплаты доплаты к пенсии нарушает заработанное право Борщевского А.А. на получение дополнительной гарантии, которая предоставлялась ему в соответствии с ранее действовавшим законодательством и подлежит предоставлению в соответствии с действующим.
Учитывая вышеприведенные нормы материального права, правовые позиции Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека, Борщевский А.А. не может быть лишен данного права, в связи с чем суд правомерно удовлетворил его иск в данной части.
Поскольку истцу, исходя из стажа муниципальной службы, полагалась доплата в общей сумме с выплачиваемой государственной пенсией по старости в размере 64% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и северной надбавки, суд правильно обязал ответчика возобновить ее выплату с момента прекращения, с 1 октября 2010 года, но в ином размере. С учетом нового законодательного регулирования размер ежемесячной доплаты Борщевскому А.А. должен составлять 64% месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, занимаемой им на момент выхода на пенсию с начислением районного коэффициента и северной надбавки. Обязанностью ответчика является начисление и выплата данной доплаты с 1 октября 2010 года и возобновление ее ежемесячной выплаты в указанном размере с последующим ее перерасчетом в случае изменения должностного оклада муниципального служащего по должности, которую занимал истец на момент увольнения.
Решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам кассационной жалобы, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 февраля 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: