пенсионные споры



Судья Орлова А.А. № 33-1108/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 апреля 2011 года г.Петрозаводск

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе председательствующего Рочевой Е.С.

судей Переплесниной Е.М., Королевой С.В.

при секретаре Зариповой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 31 января 2011 года по иску Александровой Р.Е. к Администрации Петрозаводского городского округа о возложении обязанности совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Переплесниной Е.М., объяснения представителя ответчика Карповой Ж.В., поддержавшей жалобу, судебная коллегия

установила:

Александрова Р.Е. обратилась в суд с иском к ответчику об обязании продолжить выплату ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы к трудовой пенсии по старости с 1 октября 2010 года в размере 80% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и северной надбавки, а также о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере ХХ рублей, причиненного необоснованным приостановлением выплаты ранее назначенной доплаты.

Заявленные требования мотивированы тем, что 17.12.2004 г. она вышла в добровольную отставку с муниципальной службы. При этом ей была назначена доплата в размере 80% месячного должностного оклада, предусмотренная ст. 17 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия». Ее выплата прекращена ответчиком с октября 2010 года в связи с тем, что новая редакция Устава Петрозаводского городского округа не содержит порядка назначения, перерасчета и выплаты такой доплаты. Истица считает, что подобный подход неправомерен, поскольку противоречит Конституции Российской Федерации и умаляет ее право на социальное обеспечение, равное, по аналогии, объему пенсионного обеспечения государственных служащих.

В судебном заседании Александрова Р.Е. заявленные исковые требования поддержала.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. Ранее в предварительном судебном заседании представитель Администрации Петрозаводского городского округа по доверенности Черепова И.С. иск не признала.

Решением суда иск удовлетворен частично.

Суд обязан Администрацию Петрозаводского городского округа с 01 февраля 2011 года возобновить выплату Александровой Р.Е. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы, рассчитываемой таким образом, чтобы сумма доплаты составляла 80 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Обязал Администрацию Петрозаводского городского округа выплатить Александровой Р.Е. неполученные ею суммы доплаты за период с 01 октября 2010 года по 31 января 2011 года из расчета 80 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Взыскал с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Александровой Р.Е. ХХ руб. в возмещение судебных расходов.

В удовлетворении остальной части иска отказал.

С таким решением не согласна Администрация Петрозаводского городского округа. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что Законом Республики Карелия от 28.05.2010 № 1388-3PK были внесены изменения в статью 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия». Новой редакцией данной статьи органам местного самоуправления предоставлено право в уставах муниципальных образований за счет средств местного бюджета предусматривать муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости. В соответствии с требованиями закона размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В целях приведения Устава Петрозаводского городского округа в соответствие с Законом Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» Решением Петрозаводского городского Совета от 02.09.2010 № 26/44-875, вступившим в силу 10 сентября 2010 года, в статью 56 Устава были внесены изменения. Действующей редакцией статьи 56 Устава ни размер, ни порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не установлены. При этом определено, что порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается решением Петрозаводского городского Совета. До настоящего времени такой порядок не установлен. Таким образом, с момента внесения изменений в Устав Петрозаводского городского округа, у Администрации отсутствуют законные основания для осуществления выплаты доплаты истице, в связи с чем Александровной Р.Е. было сообщено о приостановлении выплат. При таких обстоятельствах ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно пункту 12 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих, так же, как и на государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 11 Закона Республики Карелия от 24 июля 2007 года № 1107-ЗРК в редакции Закона РК от 28.05.2010 № 1388-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) (далее также - ежемесячная доплата). Размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Уставом муниципального образования может предусматриваться минимальный размер ежемесячной доплаты. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено установление ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (инвалидности) за счет средств местного бюджета лицам, занимавшим должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 1 января 1997 года и проживающим на территории Республики Карелия. Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Александрова Р.Е., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, 17 декабря 2004 года уволена с муниципальной службы в связи с выходом в отставку. На основании ст. 17 Закона Республики Карелия от 05.12.1996 г. № 160-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» через Администрацию Петрозаводского городского округа она получала ежемесячную доплату к пенсии по старости, установленную распоряжением главы самоуправления города от 20.12.2004г. № 463-рк в общей сумме с государственной пенсией в размере 80 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Доплата производилась в соответствии с порядком, установленным Уставом Петрозаводского городского округа. С 01 октября 2010 года доплата ответчиком не выплачивается.

В обоснование своей позиции Администрация Петрозаводского городского округа ссылается на то, что действующей с 10.09.2010г. редакцией статьи 56 Устава ни размер, ни порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не установлены.

Удовлетворяя исковые требования в части обязания возобновления производства таких выплат с 1 февраля 2011 года и выплаты сумм доплаты за период с 01 октября 2010 г. по 31 января 2011 года, исчислив ее в соответствии с новой редакцией ст. 11 Закона РК «О муниципальной службе» и п. 56 Устава Петрозаводского городского округа, суд первой инстанции правомерно исходил из гарантированного права истца на получение данной доплаты. Такое право вытекает из действующего в системной связи законодательства Российской Федерации и субъекта РФ – Республики Карелия.

Суд подробно проанализировал подлежащее применению к спорным правовым отношениям законодательство о муниципальной службе, соотнеся его с законодательством, регулирующим сходные правоотношения по государственной службе. Об единообразном подходе к рассмотрению данных вопросов неоднократно говорил Конституционный Суд РФ в своих решениях, в том числе, в определении Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 189-0 по жалобе гражданина В.Т. Клинцова на нарушение его конституционных прав положениями ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Закона Республики Коми «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми «О государственной службе Республики Коми».

Суд правильно указал в решении, что, имея в виду закрепленный п. 1 ст. 3 Закона РФ «О системе государственной службы в РФ» принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, проявляющийся согласно п. 6 ст. 5 Закона РФ «О муниципальной службе в РФ» в соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, суд усматривает основания для применения обозначенных Конституционным Судом РФ подходов при разрешении настоящего спора.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выработанной в указанном определении, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие государственные должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции РФ. Это, однако, не означает, что при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях данной статьи Конституции РФ.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 г. № 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой ст. 1 и ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ корреспондирует позиция Европейского Суда по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме не относится к правам и свободам, гарантируемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и государство может корректировать соответствующее законодательство, в том числе путем уменьшения размеров пенсий, однако при этом должен соблюдаться справедливый баланс интересов государства и имущественных интересов личности (Постановления от 18 ноября 2004 года по делу «Праведная против Российской Федерации» и от 25 октября 2005 года по делу «Юрий Романов против Российской Федерации»).

Статьей 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петросовета от 19.10.1999 № XXIII-XXVI/418 (в редакции от 04.03.2008) в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.

После принятия 28.05.2010 г. действующей в настоящее время редакции ст. 11 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» Решением Петросовета от 02.09.2010 N 26/44-875 в ст. 56 Устава внесены изменения, вступившие в силу с 10.09.2010г., согласно которым при сохранении права на получение доплаты определено, что порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается решением Петрозаводского городского Совета.

Такое решение до настоящего времени не принято. Отсутствие надлежащего регулирования порядка расчета и выплаты доплаты к пенсии нарушает право Александровой Р.Е. на получение законодательно установленной дополнительной гарантии. Такое право на получение доплаты к пенсии предоставлялось ей в соответствии с ранее действовавшим законодательством и не отменялось в последующем. Учитывая вышеприведенные нормы материального права, правовые позиции Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека, Александрова Р.Е. не может быть лишена данного права в связи с отсутствием подзаконного акта, регулирующего порядок предоставления соответствующей доплаты.

Учитывая, что истица имеет необходимый стаж муниципальной службы для получения доплаты в размере 80% месячного должностного оклада, как это предусмотрено новой редакцией ст. 11 Закона РК «О муниципальной службе в РК» и п. 56 Устава Петрозаводского городского округа, суд правомерно удовлетворил ее иск в данной части.

Решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам кассационной жалобы, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Вместе с тем, исходя из формулировки новой редакции ст. 11 Закона РК «О муниципальной службе в Республике Карелия», согласно которой «размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», судебная коллегия полагает, что районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях уже включена в максимально допустимый размер доплаты – 80 процентов от оклада муниципального служащего. В связи с этим судебная коллегия считает необходимым изменить формулировку абзаца 2 резолютивной части решения, изложив ее в следующей редакции: «Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа с 1 февраля 2011 года возобновить выплату Александровой Р.Е. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы, рассчитываемый таким образом, чтобы сумма доплаты с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляла 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, которую Александрова Р.Е. занимала на день прекращения муниципальной службы».

В связи с указанным, в абзаце втором резолютивной части решения следует исключить слова «с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 31 января 2011 года по настоящему делу по существу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Абзац 2 резолютивной части решения изложить в следующей редакции: «Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа с 1 февраля 2011 года возобновить выплату Александровой Р.Е. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы, рассчитываемый таким образом, чтобы сумма доплаты с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляла 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, которую Александрова Р.Е. занимала на день прекращения муниципальной службы».

В абзаце втором резолютивной части решения исключить слова «с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200