прочие исковые



Судья Орлова А.А. № 33-1113/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 апреля 2011 года г.Петрозаводск

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе председательствующего Рочевой Е.С.

судей Переплесниной Е.М., Королевой С.В.

при секретаре Зариповой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 марта 2011 года по иску Петровой Т.Н. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании к выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы, взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Переплесниной Е.М., объяснения представителя ответчика Карповой Ж.В., поддержавшей жалобу; Петровой Т.Н., возражавшей по доводам жалобы, судебная коллегия

установила:

Петрова Т.Н. обратилась в суд с иском к ответчику об обязании продолжить выплату ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы к трудовой пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХ. в размере 80% месячного должностного оклада с обеспечением перерасчета при увеличении месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и северной надбавки, а также о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере ХХХХХХ рублей, причиненного незаконным бездействием.

Заявленные требования мотивированы тем, что ХХ.ХХ.ХХ. она вышла в добровольную отставку с муниципальной службы. При этом ей была назначена доплата к пенсии до размера 80% месячного должностного оклада, предусмотренная ст. 17 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия». Ее выплата прекращена ответчиком с ХХ.ХХ.ХХ. в связи с достижением суммы пенсии и доплаты установленного процента, дальнейшая невыплата в ответе на заявление истицы мотивирована ответчиком тем, что новая редакция Устава Петрозаводского городского округа не содержит порядка назначения, перерасчета и выплаты такой доплаты. Истица считает, что подобный подход неправомерен, поскольку противоречит Конституции Российской Федерации и умаляет ее право на социальное обеспечение, равное, по аналогии, объему пенсионного обеспечения государственных служащих, в связи с чем просила суд удовлетворить уточненные исковые требования.

В судебном заседании Петрова Т.Н. заявленные исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.

Решением суда иск удовлетворен частично.

Суд взыскал с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Петровой Т.Н. ХХ рублей недополученной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. включительно. Обязал Администрацию Петрозаводского городского округа с ХХ.ХХ.ХХ. производить выплату Петровой Т.Н. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере 80% должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В удовлетворении остальной части иска отказано.

С таким решением не согласна Администрация Петрозаводского городского округа. В жалобе она ссылается на то, что законом Республики Карелия от 28.05.2010
№ 1388-3PK были внесены изменения в статью 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 г. № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия». Новой редакцией данной статьи органам местного самоуправления предоставлено право в уставах муниципальных образований за счет средств местного бюджета предусматривать муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости. В соответствии с требованиями закона размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В целях приведения Устава Петрозаводского городского округа в соответствие с Законом Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» Решением Петрозаводского городского Совета от 02.09.2010 № 26/44-875, вступившим в силу 10 сентября 2010 года, в статью 56 Устава были внесены изменения. Действующей редакцией статьи 56 Устава ни размер, ни порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не установлены. При этом определено, что порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается решением Петрозаводского городского Совета. До настоящего времени Петрозаводским городским Советом порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности не установлен. Таким образом, с момента внесения изменений в Устав Петрозаводского городского округа, у Администрации отсутствуют законные основания для осуществления выплаты доплаты истице, в связи с чем Петровой Т.Н. было сообщено о приостановлении выплат. При таких обстоятельствах просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В части отказа в удовлетворении иска о взыскании компенсации морального вреда решение суда не обжаловано, в силу положений ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно пункту 12 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 11 Закона Республики Карелия от 24 июля 2007 года № 1107-ЗРК в редакции Закона РК от 28.05.2010 № 1388-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) (далее также - ежемесячная доплата). Размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Уставом муниципального образования может предусматриваться минимальный размер ежемесячной доплаты. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено установление ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (инвалидности) за счет средств местного бюджета лицам, занимавшим должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 1 января 1997 года и проживающим на территории Республики Карелия. Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Петрова Т.Н., ХХ.ХХ.ХХ., ХХ.ХХ.ХХ. уволена с муниципальной службы в связи с выходом в отставку. Имея стаж муниципальной службы ХХ полных лет, в соответствии со ст. 17 действовавшего в тот период времени Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» № 160-ЗРК от 05.12.1996 г. через Администрацию Петрозаводского городского округа получала ежемесячную доплату к пенсии по старости, установленную Распоряжением главы самоуправления города от 25.01.1999г. № 15-рк в суммарном размере с учетом государственной пенсии по старости 80 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Доплата производилась на основании распоряжений главы самоуправления города в соответствии с порядком, установленным Уставом Петрозаводского городского округа, ее размер для истицы на ХХ.ХХ.ХХ. составлял ХХ рубля ХХ копеек. С ХХ.ХХ.ХХ. доплата ответчиком не выплачивается.

В обоснование отказа выплаты такой доплаты администрация Петрозаводского городского округа ссылается на отсутствие специальных муниципальных правовых актов, обосновывающих расходные обязательства округа.

Удовлетворяя исковые требования в части обязания возобновления производства таких выплат с ХХ.ХХ.ХХ. и взыскания недовыплаченных сумм за период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. включительно, суд первой инстанции правомерно исходил из гарантированного права истца на получение данной доплаты. Такое право вытекает из действующего в системной связи законодательства Российской Федерации и субъекта РФ – Республики Карелия.

Суд первой инстанции подробно проанализировал подлежащее применению к спорным правовым отношениям законодательство о муниципальной службе, соотнеся его с законодательством, регулирующим сходные правоотношения по государственным служащим. Об единообразном подходе к рассмотрению данных вопросов неоднократно говорил Конституционный Суд РФ в своих решениях, на что также указано в решении суда.

В частности, суд правильно указал, что, имея в виду закрепленный п. 1 ст. 3 Закона РФ «О системе государственной службы в РФ» принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, проявляющийся согласно п. 6 ст. 5 Закона РФ «О муниципальной службе в РФ» в соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, суд усматривает основания для применения обозначенных Конституционным Судом РФ подходов при разрешении настоящего спора.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 1 декабря 1999 г. № 189-0 по жалобе гражданина В.Т. Клинцова на нарушение его конституционных прав положениями ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Закона Республики Коми «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми «О государственной службе Республики Коми», предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.

Таким образом, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие государственные должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции РФ.

Это, однако, не означает, что при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях данной статьи Конституции РФ.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 г. N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой ст. 1 и ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ корреспондирует позиция Европейского Суда по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме не относится к правам и свободам, гарантируемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и государство может корректировать соответствующее законодательство, в том числе путем уменьшения размеров пенсий, однако при этом должен соблюдаться справедливый баланс интересов государства и имущественных интересов личности (Постановления от 18 ноября 2004 года по делу «Праведная против Российской Федерации» и от 25 октября 2005 года по делу «Юрий Романов против Российской Федерации»).

Статьей 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петросовета от 19.10.1999 № XXIII-XXVI/418 (в редакции от 04.03.2008) в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.

После принятия 28.05.2010 г. действующей в настоящее время редакции ст. 11 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» Решением Петросовета от 02.09.2010 N 26/44-875 в ст. 56 Устава внесены изменения, вступившие в силу с 10.09.2010г., согласно которым, при сохранении права на получение доплаты, определено, что порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается решением Петрозаводского городского Совета.

Такое решение до настоящего времени не принято, в связи с чем истцу не выплачивается доплата к трудовой пенсии. Отсутствие надлежащего регулирования порядка расчета и выплаты доплаты к пенсии нарушает право Петровой Т.Н. на получение дополнительной гарантии, которое было ею заработано и предоставлялось в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Учитывая вышеприведенные нормы материального права, правовые позиции Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека, Петрова Т.Н. не может быть лишена данного права, в связи с чем суд правомерно удовлетворил ее иск в данной части.

Решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам кассационной жалобы, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

При расчете подлежащей взысканию выплаты суд применил механизм расчета, имеющийся в ст. 21 Закона Республики Карелия от 10.01.1997 № 167-ЗРК (в ред. от 12.10.2009 г.) «О государственной службе Республики Карелия». Согласно указанной норме права ежемесячная доплата устанавливается в размере 20 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При превышении указанного стажа государственной службы на один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять и более полных лет размер ежемесячной доплаты составляет соответственно 23, 27, 32, 38, 45, 53, 62, 72 и 80 процентов месячного должностного оклада государственного служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Учитывая, что истица имеет необходимый стаж муниципальной службы для получения доплаты в размере 80% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и северной надбавки (ХХ лет ХХ месяца ХХ дня), суд определил размер ежемесячной доплаты в ХХ руб.: с учетом оклада по должности, занимаемой на день прекращения муниципальной службы (специалиста второй категории отдела социально - бытовой помощи комитета социальной защиты населения администрации города) - ХХ рублей х 80% х 1,65. Исходя из этого определил подлежащую ко взысканию сумму за период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. – ХХ руб.

Вместе с тем в материалах дела отсутствуют сведения о размере в ХХ.ХХ.ХХ. – ХХ.ХХ.ХХ. должностного оклада муниципального служащего по занимаемой истцом должности на момент выхода на пенсию, в связи с чем, во избежание арифметической ошибки при расчете задолженности за указанный период времени судебная коллегия полагает необходимым изменить формулировку резолютивной части решения, обязав Администрацию Петрозаводского городского округа рассчитать и выплатить Петровой Т.Н. ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы за период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. включительно из расчета 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, которую Петрова Т.Н. занимала на день прекращения муниципальной службы.

Период, с которого подлежит начислению и взысканию рассматриваемая доплата к трудовой пенсии, правильно определен с ХХ.ХХ.ХХ. - с учетом принятия в ХХ.ХХ.ХХ. новой редакции п. 56 Устава Петрозаводского городского округа, где в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.

Исходя из формулировки новой редакции ст. 11 Закона РК «О муниципальной службе в Республике Карелия», согласно которой «размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», судебная коллегия полагает, что районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях уже включена в максимально допустимый размер доплаты – 80 процентов от оклада муниципального служащего. В связи с этим судебная коллегия считает необходимым изменить третий абзац резолютивной части решения, сформулировав его следующим образом: «Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа с ХХ.ХХ.ХХ. возобновить выплату Петровой Т.Н. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы, рассчитываемый таким образом, чтобы сумма доплаты с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляла 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, которую Петрова Т.Н. занимала на день прекращения муниципальной службы».

В связи с изложенным, жалоба ответчика подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Петрозаводского городского суда РК от 18 марта 2011 года по настоящему делу по существу оставить без изменения, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:

«Иск Петровой Т.Н. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа с ХХ.ХХ.ХХ. возобновить выплату Петровой Т.Н. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы, рассчитываемый таким образом, чтобы сумма доплаты с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляла 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, которую Петрова Т.Н. занимала на день прекращения муниципальной службы.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа рассчитать и выплатить Петровой Т.Н. ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы за период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. включительно из расчета 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, которую Петрова Т.Н. занимала на день прекращения муниципальной службы.

В остальной части иска отказать.».

Кассационную жалобу Администрации Петрозаводского городского округа оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200