Судья Чеглаков Л.Л. № 33- 1101/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 апреля 2011 года г. Петрозаводск
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе: председательствующего Стракатовой З.Е.,
судей Колбасовой Н.А. и Савина А.И.
при секретаре Сидорове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца на решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 15 марта 2011 года по делу по иску Кузнецова С.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Олонец Республики Карелия о возложении обязанности произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Олонец РК Пантелеева А.В., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов С.И. обратился в суд с иском к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Олонец Республики Карелия о возложении обязанности произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости по тем основаниям, что 09 февраля 2011 года он подал в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Олонец РК заявление о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Письмом от 11.02.2011 г. ГУ - УПФ РФ в г. Олонец РК ему отказало в удовлетворении заявления в связи с тем, что он не предоставил документы, подтверждающие его работу в районах Крайнего Севера. Считая такой отказ незаконным, истец просил суд обязать ответчика произвести перерасчет базовой части трудовой пенсии по старости, поскольку в период работы в (...) в должности (...), он в августе 1980, 1981 г.г. ездил в командировки в г. Кемь, в 1986 году - в г.Костомукша в качестве тренера, представителя команды, футболиста, а в 1976 году -в г.Мурманск в качестве лыжника.
В судебном заседании Кузнецов С.И. поддержал заявленные требования, пояснил, что в период работы (...) в (...) с 14.08 по 15.08.1980 год и с 27.08 по 28.08.1981 год он направлялся в г. Кемь на первенство Карелии по футболу. С 05.08 по 06.08.1986 г. как представитель футбольной команды он выезжал в г.Костомукша, где решал все организационные вопросы. С 15.03 по 20.03.1976 года он выезжал в г. Мурманск в качестве лыжника на праздник Севера. Все поездки были оформлены как командировки.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Олонец РК Филатова Е.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что представленные истцом суду доказательства подтверждают лишь факт участия истца в соревнованиях, а не его работу в районах Крайнего Севера. В связи с этим считала, что факт работы истца в период командировок в районы Крайнего Севера документально не подтвержден, в связи с чем отсутствуют правовые основания для перерасчета размера базовой части трудовой пенсии по старости. Полагала, что Управление Пенсионного фонда является ненадлежащим ответчиком, поскольку не принимало решения о перерасчете или об отказе в перерасчете базовой части пенсии.
Решением Олонецкого районного суда Республики Карелия от 15 марта 2011 года суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласен Кузнецов С.И.
В кассационной жалобе он просит отменить решение. Он не согласен с выводами суда, изложенными в решении. Полагает, что его требования подлежат удовлетворению, поскольку выезжая в указанные в иске периоды в командировки в районы Крайнего Севера, он выполнял возложенные на него трудовым договором обязанности, данные периоды вошли в стаж для начисления пенсии, за время нахождения в командировках ему выплачивалась заработная плата.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В силу п. 2 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, и в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размеров страховой части трудовой пенсии по старости.
Таким образом, законодательно закреплено, что лицам, имеющим смешанный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стаж работы для исчисления повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости исчисляется как в отношении лиц, работавших в районах Крайнего Севера. При этом период работы в районах Крайнего Севера данной нормой не установлен.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции правильно определил, что юридически значимыми обстоятельствами для исчисления повышенного размера базовой части пенсии как для лиц, работавших в районах Крайнего Севера, в данном случае является осуществление гражданином обязанностей в рамках трудовых отношений в особых климатических условиях – местности, находящейся в районе Крайнего Севера, независимо от продолжительности осуществления таких обязанностей в данной местности, однако пришел к выводу, что в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», суду не представлено письменных доказательств, подтверждающих что Кузнецов С.И. направлялся в командировку в районы Крайнего Севера (г. Кемь, г. Костомукша, г. Мурманск) и выполнял возложенные на него трудовым договором обязанности.
Судебная коллегия оценивает указанный вывод как несоответствующий обстоятельствам дела.
Судом установлено, что Кузнецов С.И. является получателем трудовой пенсии по старости. Записями в его трудовой книжке подтверждается, что ... года он был принят переводом в качестве (...) в (...), ... года переведен (...), ... года уволен по сокращению штата.
В судебном заседании были допрошены свидетели Ш.,К.,З.., которые подтвердили, что работали вместе с истцом в (...), в подтверждение чего ими были представлены трудовые книжки. Они также подтвердили, что Кузнецов С.И. выезжал от предприятия в командировки на соревнования по футболу и лыжам в качестве участника команды, представителя команды и тренера в г. Кемь, в г. Костомукша и в г.Мурманск.
Также судом было установлено, что согласно лицевым счетам за 1976 год, 1980 год, 1981 год, 1986 год Кузнецову С.И. была начислена и выплачена средняя заработная плата. Кроме того, в периоды выезда Кузнецова С.И. в командировки ему производилась доплата за выполнение общественных обязанностей.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п.1 ст.55 ГПК РФ свидетельские показания являются одним из видов доказательств по делу.
Из материалов дела следует, что свидетели Ш.,К.,З. были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 308 УК РФ за отказ от дачи показаний, о чем у них была отобрана подписка (л..д.69).
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований не доверять указанным доказательствам и приходит к выводу о том, что они являются допустимыми, в связи с чем, оценивая их в совокупности, полагает, что требования истца о возложении обязанности на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Олонец РК произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 361, 362, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 15 марта 2011 года по настоящему делу отменить.
Принять по делу новое решение: «Исковые требования Кузнецова С.И. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Олонец РК о возложении обязанности произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Олонец РК произвести Кузнецову С.И. перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера с 01 марта 2011 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Олонец РК в пользу Кузнецова С.И. в возврат государственной пошлины ... руб.»
Председательствующий:
Судьи: