пенсионные споры



Судья Черонко Е.В. № 33-1149/2011 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«22» апреля 2011 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Рочевой Е.С.

судей Роговой И.В., Переплесниной Е.М.

при секретаре Варламовой В.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 марта 2011 года по делу по иску Лопатиной З.В. к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Роговой И.В., объяснения представителя ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия Буш В.Е., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия Моковой Т.В., возражавшей по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Лопатина З.В. обратилась в суд с названным иском по тем основаниям, что на протяжении своей трудовой деятельности занимала различные должности государственной службы, в том числе в органах исполнительной власти Республики ..... Приказом Управления .... по .... от .... г. была уволена в связи с сокращением замещаемой должности. Истица полагала, что имеет право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 21 Закона РК «О государственной службе Республики Карелия», поскольку имеет необходимый стаж государственной службы. В связи с чем она обратилась с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК об установлении ежемесячной доплаты к получаемой трудовой пенсии по старости, но получила ответ с указанием на то, что Управление не является правопреемником государственного органа Республики ..... При повторном обращении в Управление получила справку о периодах государственной службы, учитываемых при исчислении стажа государственной службы. Подав заявление .... г. с соответствующими документами в Министерство здравоохранения и социального развития РК об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, как лицу, замещавшему государственные должности Республики .... до .... г. включительно, получила отказ с указанием на необходимость представления решения органа государственной власти, в котором замещала государственную должность, т.е. решение Государственного Комитета Республики .... по ...., которого фактически нет с ..... С учетом уточнения исковых требований, истица просила суд обязать Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия установить ей ежемесячную доплату к получаемой трудовой пенсии по старости с момента подачи заявления, т.е. с .... г., полагая отказ ответчика необоснованным.

В судебном заседании истица Лопатина З.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия Карпова Н.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Пояснила, что истица обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с законодательством Республики Карелия. Однако заявление было подано с нарушением установленного порядка, в документах, приложенных к заявлению, отсутствовало решение руководителя органа государственной власти Республики Карелия об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии; необходимый для установления доплаты стаж государственной службы у истицы имеется, ответчик не оспаривает данное право истицы.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в судебном заседании полагала заявленное истицей требование законным и обоснованным.

Суд постановил решение об удовлетворении иска. Обязал Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия установить Лопатиной З.В. ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, как лицу, замещавшему государственные должности и государственные должности государственной службы Республики ...., с .... г. Взыскал с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия в пользу Лопатиной З.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере .... рублей.

С таким решением суда не согласен ответчик Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия. В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда, направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование доводов кассационной жалобы указывают, что судом неправильно применены нормы материального права. Полагают, что при условии ликвидации Государственного комитета Республики .... по .... и отсутствии у данного органа правопреемников правовые основания для возложения на Министерство обязанности принять решение об установлении ежемесячной доплаты в отношении Лопатиной З.В. отсутствуют. Суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что Министерству на этапе рассмотрения обращения истицы, а также суду на стадии рассмотрения исковых требований по существу не было представлено всех документов, указанных в пункте 6 Порядка и необходимых для определения права гражданина на ежемесячную доплату, в частности, в материалах дела отсутствует справка о периодах государственной службы, других периодах, включенных в стаж государственной службы Лопатиной З.В. Истица не просила суд возложить на Министерство обязанность по принятию в отношении нее решения об установлении ежемесячной доплаты, решение суда о возложении указанной обязанности противоречит ч.3 ст. 196 ГПК РФ. Кроме этого, полагают, что истица должна была представить суду первой инстанции обоснование размера ежемесячной доплаты. Разрешив вопрос о праве истицы на ежемесячную доплату, суд не указал размер денежной суммы, подлежащей выплате истице, т.е. не выяснил все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения его по существу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.) каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

В соответствии со ст. 22 Всеобщей декларации прав человека каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Лопатина З.В., .... года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости. Одновременно в силу ст. 21 Закона РК от 10.01.1997 № 167-ЗРК «О государственной службе Республики Карелия» истица имеет право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в связи с наличием стажа государственной службы в Республике .....

Согласно трудовой книжки Лопатиной З.В., она .... г. принята на должность ..... .... г. уволена в порядке перевода в территориальную группу .... района Государственного .... комитета .... АССР, с .... г. принята в порядке перевода .... .... в территориальную группу по организации работы .... района с размещением в г. .... .... .... АССР; .... г. в связи с ликвидацией Государственного .... комитета .... АССР истица уволена с .... .... и переведена в Министерство .... .... .... АССР, .... г. в порядке перевода принята .... категории .... района, .... г. уволена в порядке перевода в Госкомитет по ...., с .... г. принята в порядке перевода на должность .... .... районного комитета по .... ..... Согласно записи №.... на основании Постановления Верховного Совета Республики .... № .... от .... г. Государственный комитет Республики .... .... реорганизован в Государственный комитет Республики .... ...., с .... г. истица являлась .... .... ....; в связи с упорядочением структуры аппарата Комитета в соответствии с Указом Президента РФ от 03.09.1997 г. № 981 «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» истица назначена на государственную должность государственной службы - руководителя .... городского комитета .... ...., .... г. на основании утвержденного .... .... Положения о .... по .... от .... г. Государственный комитет Республики .... переименован в Комитет по .... по Республике ....; с .... г. Лопатина З.В. назначена на государственную должность государственной службы - .... специалиста .... комитета .... по .... районам; на основании приказа Минэкономразвития России от .... г. № .... Комитет .... по Республике .... переименован в Управление Федерального агентства .... по Республике .... (Управление .... по Республике ....); .... г. истица переведена на должность федеральной государственной гражданской службы - .... специалиста территориального межрайонного отдела № ...., с .... г. - переведена на должность специалиста .... категории территориального межрайонного отдела № ...., с .... г. - переведена на должность .... специалиста .... разряда территориального межрайонного отдела № ....; .... г. Лопатина З.В. освобождена от занимаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы. Согласно справке Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о периодах государственной службы, учитываемых при исчислении стажа государственной службы, имеющейся в материалах дела, стаж государственной службы Лопатиной З.В., принимаемый для исчисления размера доплаты к пенсии, составляет .... лет .... месяца .... дня. .... г. Лопатина З.В. обратилась с заявлением в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, однако истице отказано в установлении такой доплаты по тем основаниям, что ею не было представлено решение органа государственной власти Республики Карелия об установлении ежемесячной доплаты к пенсии.

Порядок установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, утвержден Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 19.04.2001 № 85 (далее также Порядок), пунктом 3 которого определено, что лица, имеющие право на получение ежемесячной доплаты к пенсии, подают заявление об ее установлении в орган государственной власти Республики Карелия, в котором они занимали государственную должность или государственную должность государственной службы. Решение об установлении доплаты к трудовой пенсии принимается руководителем органа государственной власти, в котором лицо, претендующее на доплату, замещало государственную должность или государственную должность государственной службы Республики Карелия. Указанное решение направляется в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия для принятия решения о размере ежемесячной доплаты к пенсии и оформления поручения на выплату (п.п.4-6 указанного Порядка).

Между тем, как установлено судом, Государственный комитет Республики ...., являвшийся органом государственной власти Республики Карелия, в котором истица занимала должность государственной службы Республики Карелия, в настоящее время отсутствует, равно, как и отсутствует орган государственной власти Республики Карелия, являвшийся бы правопреемником Государственного комитета Республики ..... Судом правильно указано, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия не является органом, уполномоченным по смыслу п. 3 Порядка установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия осуществлять установление такой доплаты, поскольку является территориальным органом федерального органа исполнительной власти Российской Федерации - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и не является правопреемником Государственного комитета Республики ..... При этом упомянутый выше Порядок не определяет порядок установления надбавки лицам, имеющим право на получение указанной ежемесячной доплаты к пенсии в случае реорганизации органа государственной власти Республики Карелия либо его ликвидации, в частности, не определяет порядок подачи заявления о ее установлении. Суд обоснованно пришел к выводу, что наличие такого пробела в правовом регулировании затронутых общественных отношений само по себе не может служить основанием для умаления прав граждан на пенсионное обеспечение, в частности, получение в соответствии с законодательством Республики Карелия ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, тот факт, что ответчик не оспаривал право истицы на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в связи с наличием необходимого стажа государственной службы РК, суд правомерно постановил решение об удовлетворении заявленных требований, учитывая также определенные упомянутым Порядком полномочия ответчика в части определения размера, выплаты указанной доплаты (п.п.7,8,9 Порядка), верно определив дату установления такой доплаты – .... г. (п.9 Порядка).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст.196 ч.3 ГПК РФ, определенные указанным выше Порядком полномочия ответчика, доводы жалобы ответчика о том, что суд не указал размер денежной суммы, подлежащей выплате истице, не могут повлиять на правильность постановленного решения.

Опровергаются материалами дела (представленными истицей документами) и доводы кассационной жалобы ответчика о том, что суду не было представлено всех документов, указанных в пункте 6 Порядка, необходимых для определения права гражданина на ежемесячную доплату (справка о периодах государственной службы, других периодах, включенных в стаж государственной службы Лопатиной З.В.). Кроме этого, согласно протокола судебного заседания от .... года, замечаний на который не поступило, данные документы исследовались в ходе судебного заседания судом первой инстанции, представителем ответчика указывалось на наличие у истицы необходимого для установления доплаты стажа государственной службы, право истицы на доплату не оспаривалось л.д. ....).

Выводы суда мотивированы, соответствуют материалам дела и оснований для признания их незаконными по доводам жалобы не имеется.

Суд кассационной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, считает, что решение постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального законодательства, судом достаточно полно исследованы доказательства, представленные сторонами, им дана правильная оценка.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского суда Республики Карелия от 18 марта 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200