прочие исковые



Судья Жданкина И.В. № 33-1227/2011 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«03» мая 2011 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Стракатовой З.Е.

судей Роговой И.В., Переплесниной Е.М.

при секретаре Курчавовой Н.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истицы на решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 21 марта 2011 года по делу по иску Анохиной Э.И. к Администрации Лахденпохского муниципального района о возложении обязанности производить ежемесячную доплату к трудовой пенсии исходя из расчета заработной платы заместителя Главы Лахденпохского муниципального района по социальной политике.

Заслушав доклад судьи Роговой И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Анохина Э.И. обратилась в Лахденпохский районный суд Республики Карелия с иском к Администрации Лахденпохского муниципального района (далее в т.ч. АЛМР, Администрация, Администрация района) о возложении обязанности производить ежемесячную доплату к трудовой пенсии исходя из расчета заработной платы заместителя Главы Лахденпохского муниципального района по социальной политике. Иск мотивирован тем, что Анохина Э.И. с .... года по .... года, а также с .... года по .... года занимала муниципальные должности в АЛМР. .... года уволена с занимаемой должности в связи с сокращением штата работников организации. Истица .... года обратилась в АЛМР с заявлением о назначении доплаты, связанной с выслугой лет по муниципальной службе. Из ответа АЛМР от .... года следует, что доплата к пенсии будет осуществляться исходя из размера заработной платы ...., данной должности на момент ее увольнения не существовало. Согласно ст. 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 года № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» женщины, имеющие стаж муниципальной службы 10 календарных лет и более, согласно уставу муниципального образования имеют право на доплату к пенсии по старости. Уставом муниципального образования «.... муниципальный район» такие выплаты предусмотрены. Функции упраздненного управления по социальной политике АЛМР возложены на заместителя Главы Ланденпохского муниципального района по социальной политике. Истица просила суд обязать АЛМР производить доплату к пенсии за выслугу лет исходя из расчета заработной платы заместителя Главы Ланденпохского муниципального района по социальной политике.

В судебном заседании истица Анохина Э.И., ее представитель по устному ходатайству Яружин Ю.Э., заявленные требования поддержали по мотивам, изложенным в иске. Истица Анохина Э.И. пояснила, что она была уволена с должности .... .... года в связи с сокращением штата, т.к. была изменена структура АЛМР. Должность .... перестала существовать с .... года. .... года она была предупреждена о предстоящем сокращении и ей была предложена должность ...., на которую она не согласилась. Свое увольнение не оспаривала. В должности заместителя Главы ЛМР по социальной политике никогда не работала, т.к. на момент ее увольнения такая должность ей не предлагалась. На заявление о назначении доплаты к пенсии, получила ответ, что решением комиссии по установлению ежемесячных доплат к пенсиям муниципальным служащим ей установлена доплата исходя из должностного оклада .... в размере .... руб. .... коп. С размером доплаты истица не согласна, полагает, что доплата должна быть из расчета оклада заместителя Главы Ланденпохского муниципального района по социальной политике, в размере .... руб., поскольку указанная должность и должность .... равнозначны по функциональным обязанностям. Представитель истицы Яружин Ю.Э. в судебном заседании поддержал позицию истицы, пояснив, что при увольнении Анохиной Э.И. не были соблюдены нормы Трудового кодекса РФ. Она не была предупреждена обо всех вакантных должностях, имеющихся в АЛМР. На момент ее увольнения должность заместителя Главы Ланденпохского муниципального района по социальной политике была уже занята. Право на доплату у истца возникло с момента расторжения трудового договора. Не согласен с позицией АЛМР о назначении доплаты к пенсии в соответствии с Положением о размерах, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и проходившим муниципальную службу в органах местного самоуправления МО «Л» и находящимся на трудовой пенсии по старости (инвалидности), утвержденным решением сессии Совета .... муниципального района № .... от .... года (далее Положение), поскольку на дату увольнения Анохиной Э.И. данное Положение не действовало, существовало другое Положение от .... г. Действующее Положение ухудшает права истицы. Согласно п. 11 Положения от .... года в случае отсутствия соответствующей муниципальной должности перерасчет производится исходя из увеличения размера должностного оклада по аналогичной должности. В связи с тем, что на дату увольнения истца должности .... не существовало, а все должностные обязанности в связи с изменением структуры АЛМР перешли к заместителю Главы Ланденпохского муниципального района по социальной политике, доплата должна производится исходя из должностного оклада заместителя, т.к. должности аналогичные.

Представитель ответчика Администрации Лахденпохского муниципального района Солдатенкова Е.К., действующая на основании доверенности, требования истицы не признала, полагала иск не подлежащим удовлетворению. Указала, что Положение о доплатах принято в соответствии с п.8 ст.42 Устава Ланденпохского муниципального района. Должности .... и заместителя Главы .... муниципального района по социальной политике разные. В предыдущих судебных заседаниях, представитель АЛМР Медведева О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования истца также не признала, указав, что в соответствии с п.4 Положения для исчисления размера ежемесячной доплаты месячный должностной оклад определяется по замещаемой должности муниципального служащего на день окончания срока полномочий. Перед увольнением истице была предложена должность .... ...., на которую Анохина Э.И не согласилась. Кроме того, должности .... и заместителя Главы не могут быть идентичными, так как у лиц, замещающих такие должности, разные должностные обязанности, а также по реестру муниципальных должностей должности .... - это ведущие должности, а должность заместителя Главы - это главная муниципальная должность.

Представитель третьего лица Государственного комитета Республики Карелия по вопросам развития местного самоуправления, в судебном заседании не присутствовал, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представлен письменный отзыв по иску и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменном отзыве указали, что требования Анохиной Э.И. являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку она была уволена с должности .... ...., должность заместителя Главы не замещала. Кроме того, при решении вопроса об установлении Анохиной Э.И. размера доплаты к трудовой пенсии по старости следует применять п.5 Положения, в соответствии с которым месячный должностной оклад для исчисления размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии определяется по выбору лица, обратившегося за установлением такой доплаты, по должности, занимаемой им на день прекращения муниципальной службы или на день достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (инвалидности), но не ранее 01.01.1997 года.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

С таким решением суда не согласна истица Анохина Э.И. В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда, просит вынести новое решение. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что решение суда незаконно и необоснованно. Истица с .... года по .... года, а также с .... года по .... .... года занимала муниципальные должности в Администрации, общий стаж муниципальной службы, позволяющий получить право на доплату к пенсии по старости, складывается из двух периодов работы в Администрации, что имело существенное значение для дела. Доплата пенсии до .... года уже назначалась, но выплата была прекращена в связи с повторным поступлением на муниципальную службу. Данному факту суд не дал правовой оценки, оставил без внимания, полагает, что ее заявление от .... г. можно рассматривать только как заявление о перерасчете доплаты исходя из должностного оклада заместителя Главы Лахденпохского муниципального района по социальной политике. Считает несостоятельным довод суда о том, что истица в своем заявлении от .... года просила Администрацию производить выплаты с .... .... года, а не с момента увольнения, что, по мнению суда, влечет за собой правильность применения Положения, утвержденного решением Совета .... муниципального района от .... года № ..... Суд не принял во внимание то, что в силу ч.4 ст. 11 Закона Республики Карелия от 24 июля 2010 года № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» доплата не назначается и не выплачивается в период сохранения заработной платы в соответствии со статьей 318 ТК РФ, поэтому истица не могла написать заявление о назначении, о перерасчете, о возобновлении выплат к пенсии с момента увольнения, то есть с .... года. Суд при принятии решения не дал правовой оценки действиям Администрации в части допущенного в отношении истицы существенного нарушения трудовых прав: истицу не предупредили о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата работников не менее чем за 2 месяца, не предложили другую вакантную должность. Суд не принял во внимание тот факт, что .... года истицу увольняли с несуществующей должности, поскольку должности .... не существовало с .... года, все его функции перешли заместителю Главы Лахденпохского муниципального района по социальной политике. В связи с чем, полагает, что применению при разрешении ее заявления подлежит Положение, утвержденное Постановлением Главы местного самоуправления .... района от .... №....

В возражениях относительно кассационной жалобы ответчик Администрация Лахденпохского муниципального района полагает решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу истицы- без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 г. № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности). Ежемесячная доплата не назначается и не выплачивается в период замещения должности муниципальной службы, муниципальной должности, государственной должности, должности государственной гражданской службы, а также в период сохранения заработной платы в соответствии со ст.318 ТК РФ.

Согласно п. 8 ст. 42 Устава Муниципального образования «.... муниципальный район» (принят в новой редакции Решением Совета .... муниципального района .... сессии .... созыва от .... г.) муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, предусматриваются дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности). Ежемесячная доплата устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии по старости (инвалидности) без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, и ежемесячной доплаты не превышала 55 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Размер доплаты увеличивается на 3% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях за каждый полный год выслуги сверх 10 лет у женщин, при этом сумма пенсии (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80% месячного должностного оклада на должности муниципальной службы с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Месячный должностной оклад с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях определяется по должности занимаемой муниципальным служащим на день прекращения трудовых отношений на должности муниципальной службы или на день достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, по выбору лица, обратившегося за установлением доплаты к пенсии, но не ранее 01.01.1997 года. Порядок назначения и выплаты, а также размер ежемесячной доплаты устанавливается решением Совета .... муниципального района.

.... года Решением Совета .... муниципального района .... сессии .... созыва № .... утверждено Положение о размерах, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и проходившим муниципальную службу в органах местного самоуправления муниципального образования «.... муниципальный район» и находящимся на трудовой пенсии по старости (инвалидности). Согласно п. 5 указанного Положения, месячный должностной оклад с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях муниципального служащего для исчисления размера ежемесячной доплаты определяется по выбору лица, обратившегося за установлением доплаты к пенсии, по должности, занимаемой им на день прекращения муниципальной службы или на день достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (инвалидности), но не ранее 01.01.1997 года. Согласно п. 6 Положения, ежемесячная доплата к пенсии устанавливается на срок назначения трудовой пенсии, к которой она производится. В силу п.14 Положения указанная доплата назначается распоряжением органа местного самоуправления МО «Л» в 14-дневный срок со дня регистрации заявления. Данная доплата выплачивается указанным органом местного самоуправления со дня возникновения права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности).

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что с .... г. истица работала в ...., в последующем –Администрации местного самоуправления .... района, .... г. была назначена .... (отнесена к ведущим муниципальным должностям .... г.), уволена .... г. по сокращению штата работников организации, .... года истец была принята в Администрацию на старшую муниципальную должность .... специалиста ..... .... года назначена на ведущую муниципальную должность ..... Уволена истец .... года по п. 2 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата работников организации с предоставлением гарантий и компенсаций. Из подлинника пенсионного удостоверения Анохиной Э.И., исследованного в ходе судебного разбирательства, как следует из протокола от .... г., следует, что пенсия по старости назначена Анохиной Э.И. с .... года, что не оспаривалось ответчиком. .... года Анохина Э.И. обратилась в Администрацию с заявлением о назначении доплаты к трудовой пенсии, исходя из должностного оклада заместителя Главы Администрации Лахденпохского муниципального района по социальной политике. Как следует из протокола заседания комиссии по установлению ежемесячных доплат к государственной пенсии муниципальным служащим .... муниципального района от .... года, Анохина Э.И. обратилась с заявлением, в котором просила назначить доплату к пенсии с .... года исходя из должностного оклада заместителя Главы района по социальной политике. Согласно Распоряжению Администрации района № .... от .... г. Анохиной Э.И. установлена с .... года ежемесячная доплата исходя из стажа муниципальной службы .... лет, составляющая суммарно с учетом трудовой пенсии по старости ....% должностного оклада в размере .... руб., доплата установлена исходя из должностного оклада .... .....

Оценив доводы сторон, представленные по делу доказательства с позиции указанных выше правовых норм, суд пришел к правильному выводу об отказе истице в удовлетворении иска, поскольку, как установлено судом, следует из материалов дела, истица была уволена с должности .... ...., должность заместителя Главы Лахденпохского муниципального района по социальной политике при прохождении муниципальной службы истица не замещала. Как следует из реестра должностей муниципальной службы в РК, согласно ст.2 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия», заместитель главы администрации отнесен к главной должности муниципальной службы в администрации муниципального образования, а .... - к ведущей должности. Кроме того, должность заместителя Главы Администрации Лахденпохского муниципального района с .... г. замещается иным лицом.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что истица была уволена в .... г. по сокращению с предоставлением гарантий и компенсаций, принимая во внимание дату обращения ее с заявлением, в котором она просила об установлении ей доплаты к трудовой пенсии с .... г., учитывая то обстоятельство, что на момент ее увольнения действовал Устав указанного муниципального образования, в п.8 ст.42 которого содержатся аналогичные указанному выше Положению, примененному судом, правила определения месячного должностного оклада, несостоятельными являются доводы жалобы истицы в той части, что суд не применил при разрешении ее заявления Положение, утвержденное Постановлением Главы местного самоуправления .... района от .... №...., в частности его п.11. Кроме этого, как верно указано судом, данный пункт регулировал перерасчет ежемесячной доплаты при увеличении размера должностного оклада.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о незаконности постановленного по делу решения.

Выводы суда по делу мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными нет.

Суд кассационной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, считает, что решение постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального законодательства, судом исследованы доказательства, представленные сторонами, им дана правильная оценка. Оснований к отмене решения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 21 марта 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу истицы – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Деперсонификацию выполнил помощник судьи

____________________ (Варламова В.Л.), _____ _________________ 2011 г.

«Согласовано» судья Верховного суда РК

____________________ (Рогова И.В.), _________ _________________ 2011 г.

«Разместить на сайте» судья Верховного суда РК

____________________ (Стракатова З.Е.), ______ _________________ 2011 г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200