Судья Слиж Н.Ю. №33-1412/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 мая 2011 года г.Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Карелия
в составе председательствующего Рочевой Е.С.
судей Леоновой Л.П., Коваленко С.В.
при секретаре Варламовой В.Л.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе ЗАО «Приоритет» на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 24 марта 2011 года по иску Прокурора Кондопожского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кедрозерского сельского поселения о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку.
Заслушав доклад судьи Леоновой Л.П., объяснения ЗАО «Приоритет» - Вдовина В.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Соболевой Ю.В., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кондопожского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кедрозерского сельского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной около грунтовой дороги, ведущей в д. (...) (3-й км), и имеющей координаты на местности: широта - ХХ, долгота - ХХ. В обоснование иска указано, что проведенной проверкой соблюдения законодательства о природопользовании и охране окружающей среды в границах территории Кедрозерского сельского поселения, а именно около грунтовой дороги, ведущей в д. (...) (3-й км), выявлено наличие несанкционированной свалки бытовых и иных отходов, размером примерно 10 метров на 20 метров, что влечет возникновение чрезвычайных ситуаций и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде. В силу закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления, следовательно, ответственность за ликвидацию вышеназванной несанкционированной свалки на территории поселения несет Администрация Кедрозерского сельского поселения.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство строительства Республики Карелия, ГУП РК «Кондопожское ДРСУ», администрация Кондопожского муниципального района, ГУ РК «Кондопожское центральное лесничество», Государственное учреждение Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия», ЗАО «Приоритет», Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
В судебном заседании помощник прокурора Кондопожского района Большаков В.Н. уточнил заявленные требования, просил обязать ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную около грунтовой дороги, ведущей в д. (...), и имеющую координаты на местности: широта - ХХ, долгота - ХХ Администрацию Кедрозерского сельского поселения Кондопожского муниципального района и ЗАО «Приоритет», полагая, что данная обязанность возложена на последнего статьями 55, 56 Лесного кодекса РФ.
В судебном заседании глава Кедрозерского сельского поселения Папченков A.M., действующий по удостоверению, иск не признал; наличие несанкционированной свалки не отрицал. Пояснил, что вывоз бытовых отходов с территории населенных пунктов Кедрозерского сельского поселения осуществлялся до 01.01.2011 управляющей организацией «Т», в соответствии с законодательством, за счет средств собираемых с собственников и нанимателей жилых помещений; указанная свалка образовалась в 70-80 годы, в период работы дерево-обрабатывающего завода, где складировались отходы лесопиления, в настоящее время сверху складируется бытовой мусор, который убирался несколько раз по собственной инициативе поселковой администрации, а также по представлению прокурора; свалка расположена за пределами населенных пунктов, входящих в состав Кедрозерского сельского поселения, следовательно, за зоной ответственности Администрации Кедрозерского сельского поселения. Полагал, что обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на собственника либо арендатора земельного участка.
Представитель Министерства по природопользованию и экологии РК, ГУ РК «Кондопожское центральное лесничество» Величко Д.С., действующий по доверенности, иск не признал, пояснив, что лесничество осуществляет государственный лесной контроль и надзор в целях обеспечения соблюдения лесного законодательства, ликвидация несанкционированных размещений на землях лесного фонда отходов производства и потребления не относится к компетенции лесничества, полагал надлежащим ответчиком по делу администрацию Кедрозерского сельского поселения.
Представитель ГУП РК «Кондопожское ДРСУ» Нудатова Л.Е., действующая по доверенности, иск не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск, пояснив, что предприятие в соответствии с Государственным контрактом в период с 1 мая по 31 октября 2010 года осуществляло комплекс работ по содержанию названной автомобильной дороги и дорожных сооружений. Полагала недоказанным наличие несанкционированного размещения бытовых твердых отходов на обочине либо в полосе отвода поименованной автомобильной дороги.
Представитель Государственного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» в судебное заседание не явился. В телефонограмме просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указали, что поддерживают ранее изложенную позицию, из которой следует, что летнее содержание автомобильной дороги «(...)» в 2010 году осуществляло ГУП РК «Кондопожское ДРСУ» на основании Государственного контракта; факт наличия несанкционированной свалки бытовых и иных отходов в полосе отвода автомобильной дороги «(...)) не доказан, напротив, данная свалка образовалась за пределами территории, которая входит в состав автомобильной дороги, следовательно не порождает обязанности обслуживающей организации производить ее очистку.
Представитель ЗАО «Приоритет» Вдовинов В.В., действующий по доверенности, иск не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск; не отрицал наличие договора аренды лесного участка от 07.12.2007. Пояснил, что в рамках действия указанного договора разработан проект освоения лесов для заготовки древесины в Кондопожском лесничестве в 2011-2018 г.г., который прошел государственную экологическую экспертизу; данный проект содержит перечень территорий, на которых ЗАО «Приоритет» обязуется произвести очистку леса от загрязнения и иного негативного воздействия, а именно квартал ХХ выдел ХХ (...) лесничества; очистка иных территорий не вменена им в обязанность. При заключении договора аренды лесного участка ЗАО «Приоритет» не было известно о существовании несанкционированной свалки в квартале ХХ выдел ХХ (...) лесничества. Считает, что истцом нечетко указаны границы свалки, поэтому невозможно правильно установить надлежащих ответчиков.
Министерство строительства Республики Карелия своего представителя в суд не направило, в отзыве на иск просило рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Администрации Кондопожского муниципального района в суд не явился, ранее представленной телефонограммой просили о рассмотрении дела в их отсутствие, указывая, что администрация Кондопожского муниципального района в соответствии с нормами Лесного кодекса РФ не может являться надлежащим ответчиком по делу.
Суд иск удовлетворил. Обязал Администрацию Кедрозерского сельского поселения Кондопожского муниципального района, ЗАО «Приоритет» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную около грунтовой дороги, ведущей в д. Ватнаволок, и имеющую координаты на местности: широта - ХХ, долгота - ХХ. Взыскал с ЗАО «Приоритет» в бюджет Кондопожского муниципального района государственную пошлину в сумме .... руб.
С решением суда не согласен ЗАО «Приоритет». В кассационной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что в соответствии с проектом освоения лесов в Кондопожском лесничестве в 2011-2018 г.г. ЗАО «Приоритет» обязуется произвести очистку леса от загрязнения, а именно квартал ХХ выдел ХХ (...) лесничества. Ликвидация загрязнений на иных территориях не вменена в обязанность ЗАО «Приоритет». Указывает, что при заключении договора аренды лесного участка ЗАО «Приоритет» не было известно о существовании несанкционированной свалки в квартале ХХ выдел ХХ (...) лесничества. Полагает, что обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на Министерство по природопользованию и экологии РК. Считает, что судом не установлены четкие границы несанкционированной свалки, а также не доказано наличие свалки в лесном массиве.
По доводам жалобы прокуратурой Кондопожского района, представителем ГУ РК «Кондопожское центральное лесничество» представлены письменные возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения, жалобу ЗАО «Приоритет» – без удовлетворения.
Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 51 Лесного кодекса РФ установлены общие положения об охране и о защите лесов. Указанной статьей предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
На основании ст. 55 Лесного кодекса РФ, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется ряд мер санитарной безопасности, в частности, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Указанные в п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Статьей 4 данного Закона предусмотрено, что земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса. .. являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений (ч. 1 ст. 7 Закона).
Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Часть 2 данной статьи предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с ч. 1 ст. 13 настоящего Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 данного Закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений. К вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов (п. 14 ст. 15 закона).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, проведенной 27.09.2010 прокуратурой Кондопожского района проверкой соблюдения законодательства о природопользовании и охране окружающей среды в границах территории Кедрозерского сельского поселения, а именно около грунтовой дороги, ведущей в д. (...) (3 км), выявлено наличие несанкционированной свалки бытовых и иных отходов, размером примерно 10 метров на 20 метров. Данное обстоятельство не оспаривалось участвующими в деле лицами, подтверждено письменными доказательствами, актом проверки соблюдения требований законодательства о природопользовании и охране окружающей среды от 27.09.2010 и актом осмотра участка автодороги от 13.01.2011.
Как правильно отметил суд, размещение свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.
Суд также установил, что между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу и ЗАО «Приоритет» 07.12.2007 заключен договор б/н аренды лесного участка, общей площадью 50085 га, расположенного в Кондопожском районе РК, в том числе в квартале ХХ выдел ХХ (...) лесничества ГУ РК «Кондопожское центральное лесничество, срок действия договора аренды по 21.12.2031.
Пунктом 3.4.4 договора установлена обязанность арендатора обеспечить пожарную безопасность в лесах; осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов (п.3.4.5); приводить лесной участок в прежнее состояние в следующих случаях, в том числе при уничтожении, повреждении или захламлении. .., просек,. ..дорог,. .. других объектов (п. 3.4.11); за свой счет выполнять на арендуемом лесном участке лесохозяйственные и лесовосстановительныеработы (п.3.4.12).
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в соответствии с п. 4 которых на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
В силу вышеприведенных норм материального права ЗАО «Приоритет» отвечает за проведение санитарно-оздоровительных мероприятий на арендованном лесном участке.
На основании изложенного суд правильно признал надлежащими ответчиками по делу Администрацию Кедрозерского сельского поселения Кондопожского муниципального района и ЗАО «Приоритет» и правомерно возложил на данных ответчиков обязанность по ликвидации несанкционированной свалки.
Доводы кассационной жалобы о том, что обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на Министерство по природопользованию и экологии РК, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку, в силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение вопросов организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесено к полномочиям Администрации Кедрозерского сельского поселения Кондопожского муниципального района.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе ЗАО «Приоритет», были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, не могут быть признаны обоснованными и служить основанием для отмены решения суда, которое судебная коллегия находит законным и обоснованным.
Соглашаясь с обоснованием выводов, сделанных судом в решении в отношении остальных ответчиков, привлеченных к участию в деле, коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения соответствующим указанием об отказе в иске в данным ответчикам.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 24 марта 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО «Приоритет» - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения суда абзацем следующего содержания: « В иске к Администрации Кондопожского муниципального района, Министерству строительства Республики Карелия, Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия, ГУП РК «Кондопожское ДРСУ», ГУ РК «Кондопожское центральное лесничество», ГУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» отказать».
Председательствующий:
Судьи:
Деперсонификацию выполнил помощник судьи
________________(Зарипова Е.В.), _____ _________________ 2011 г.
«Согласовано» судья Верховного суда РК
________________(Леонова Л.П.), _____ _________________ 2011 г.
«Разместить на сайте» Зам. председателя Верховного суда РК
________________(Рочева Е.С.), ______ _________________ 2011 г.