прочие исковые



Судья Орлова А.А. № 33-1330/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 мая 2011 года г.Петрозаводск

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе председательствующего Рочевой Е.С.

судей Переплесниной Е.М., Королёвой С.В.

при секретаре Зариповой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 марта 2011 года по иску Чакиной Т.Е. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании к выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы, взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Переплесниной Е.М., объяснения представителя ответчика Карповой Ж.В., поддержавшей жалобу, Чакиной Т.Е., возражавшей по доводам жалобы, судебная коллегия

установила:

Чакина Т.Е. обратилась в суд с иском к ответчику об обязании продолжить выплату ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы к трудовой пенсии по старости по аналогии с государственными служащими, взыскании недовыплаченных сумм, неустойки и компенсации морального вреда, причиненного незаконным бездействием ответчика.

Требования мотивированы тем, что ХХ.ХХ.ХХ. она вышла в отставку с муниципальной службы. При этом ей была назначена доплата к пенсии до размера 70 % месячного должностного оклада. Ее выплата прекращена ответчиком с декабря 2009 года в связи с достижением суммы пенсии и доплаты установленного процента от оклада.

Уточнив предмет иска, Чакина Т.Е. просила взыскать доплату в соответствии с представленным расчетом, обязать ответчика производить доплату к пенсии, отказалась от требования о взыскании неустойки - производство по делу в указанной части прекращено.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о несогласии с иском представлен отзыв.

Решением суда иск удовлетворен частично.

Суд обязал Администрацию Петрозаводского городского округа продолжить, начиная с ХХ.ХХ.ХХ., выплату Чакиной Т.Е. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы, рассчитываемой таким образом, чтобы сумма доплаты составляла 70 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи).

В остальной части иска отказано.

С таким решением не согласна Администрация Петрозаводского городского округа, поскольку действующей редакцией статьи 56 Устава ни размер, ни порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не установлены. При этом определено, что такой порядок устанавливается решением Петрозаводского городского Совета. При таких обстоятельствах ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В суде кассационной инстанции представитель ответчика, пояснив, что указанный порядок в настоящее время принят Петросоветом, просил отменить решение суда, поскольку определенный в нем размер доплаты к пенсии истца не соответствует размеру, причитающемуся к выплате в соответствии со вступившим в законную силу 06.05.2011 года Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда по существу правильным и не подлежащим отмене.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение, в силу статьи 72 (пункт «ж» части 1) Конституции Российской Федерации и согласно пункту 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.

Реализуя свои дискреционные полномочия, законодатель субъекта Российской Федерации в ст. 11 Закона Республики Карелия от 24 июля 2007 года
№ 1107- ЗРК в редакции Закона РК от 28.05.2010 № 1388-3PK «О муниципальной службе в Республике Карелия» предусмотрел, что муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) (далее также - ежемесячная доплата). Размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Уставом муниципального образования может предусматриваться минимальный размер ежемесячной доплаты. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено установление ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (инвалидности) за счет средств местного бюджета лицам, занимавшим должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 1 января 1997 года и проживающим на территории Республики Карелия. Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Чакина Т.Е., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, ХХ.ХХ.ХХ. уволена с муниципальной службы, и, имея стаж муниципальной службы ХХ полных лет, на основании ст. 17 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» в ранее действовавшей редакции получала ежемесячную доплату к пенсии по старости, установленную распоряжением главы самоуправления города от 29.01.2003г. № 55-рк в сумме, составлявшей с трудовой пенсией по старости 70 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Доплата производилась на основании распоряжений главы самоуправления города в соответствии с порядком, установленным Уставом Петрозаводского городского округа, ее размер на ХХ.ХХ.ХХ. составлял ХХ рубля ХХ копейки. С ХХ.ХХ.ХХ. доплата ответчиком не выплачивается.

Отказ выплаты такой доплаты на новых условиях администрация Петрозаводского городского округа мотивировала отсутствием специальных муниципальных правовых актов, обосновывающих расходные обязательства округа.

Удовлетворяя исковые требования в части обязания возобновления выплаты доплаты с ХХ.ХХ.ХХ. на новых условиях - в соответствии с новой редакцией ст. 11 Закона РК «О муниципальной службе в РК» и в соответствии с новой редакцией п. 56 Устава Петрозаводского городского округа, суд первой инстанции правомерно исходил из гарантированного права истца на получение данной доплаты. Такое право вытекает из действующего в системной связи законодательства Российской Федерации и субъекта РФ - Республики Карелия.

Суд подробно проанализировал подлежащее применению к спорным правовым отношениям законодательство о муниципальной службе, соотнеся его с законодательством, регулирующим сходные правоотношения по государственной службе. О необходимости единообразного подхода к рассмотрению данных вопросов неоднократно говорил Конституционный Суд РФ в своих решениях, на что также указано в решении суда.

В частности, суд правильно указал, что, имея в виду закрепленный п. 1 ст. 3 Закона РФ «О системе государственной службы в РФ» принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, проявляющийся согласно п. 6 ст. 5 Закона РФ «О муниципальной службе в РФ» в соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, суд усматривает основания для применения обозначенных Конституционным Судом РФ подходов при разрешении настоящего спора.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 1 декабря 1999 г.
№ 189-0 по жалобе гражданина В.Т.Клинцова на нарушение его конституционных прав положениями ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Закона Республики Коми «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми «О государственной службе Республики Коми», предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается. Таким образом, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие государственные должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции РФ. Это, однако, не означает, что при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях данной статьи Конституции РФ.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 г. № 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой ст. 1 и ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ корреспондирует позиция Европейского Суда по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме не относится к правам и свободам, гарантируемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и государство может корректировать соответствующее законодательство, в том числе путем уменьшения размеров пенсий, однако при этом должен соблюдаться справедливый баланс интересов государства и имущественных интересов личности (Постановления от 18 ноября 2004 года по делу «Праведная против Российской Федерации» и от 25 октября 2005 года по делу «Юрий Романов против Российской Федерации»).

Статьей 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петросовета от 19.10.1999 г. № XXIII-XXV1/418 (в редакции от 04.03.2008) в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.

После принятия 28.05.2010 г. действующей в настоящее время редакции ст. 11 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» Решением Петросовета от 02.09.2010 N 26/44-875 в ст. 56 Устава внесены изменения, вступившие в силу с 10.09.2010г., согласно которым, при сохранении права на получение доплаты, определено, что порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается решением Петрозаводского городского Совета.

Учитывая вышеприведенные нормы материального права, правовые позиции Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека, Чакина Т.Е. не может быть лишена данного права, в связи с чем суд правомерно удовлетворил ее иск в данной части.

Суд правильно обязал ответчика возобновить выплату доплаты с момента установления нового законодательного регулирования данного вида социальной гарантии - с ХХ.ХХ.ХХ.

Ввиду отстутствия надлежащего правового регулирования по порядку расчета размера доплаты с учетом стажа работы по муниципальной должности ежемесячная доплата Чакиной Т.Е. с ХХ.ХХ.ХХ. установлена судом по аналогии закона в размере 70% месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, занимаемой ею на момент выхода на пенсию (ведущий специалист комитета социальной защиты населения) с начислением районного коэффициента и северной надбавки.

Решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам кассационной жалобы, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Вместе с тем после рассмотрения дела в суде первой инстанции, но до вступления решения суда в законную силу, был принят и опубликован новый Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, который вступил в силу 06.05.2011 года.

В соответствии с названным Порядком с учетом стажа муниципальной службы Чакиной Т.Е. (ХХ лет) ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости подлежит выплате в размере 22 % месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, с которой она вышла на пенсию, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (согласно пункту 3 Порядка это: 20% от оклада (минимальный размер доплаты) + 2% от оклада за два полных года работы, превышающих 10 лет).

Учитывая право органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, Конституционный Суд Российской Федерации признавал не нарушающим право граждан на социальное и пенсионное обеспечение (определения от 13.10.2009 № 1190-О-О; от 11 мая 2006 года №, от 3 апреля 2007 года №, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О).

Указанная правовая позиция, с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим.

Учитывая указанные обстоятельства, с момента вступления в законную силу вышеназванного Порядка – с 06 мая 2011 года – ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости Чакиной Т.Е. должна производиться в размере 22 % месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, с которой она вышла на пенсию, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о чем следует дополнить второй абзац резолютивной части решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 марта 2011 года по настоящему делу по существу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Дополнить второй абзац резолютивной части решения вторым предложением следующего содержания:

С 06 мая 2011 года такую доплату производить Чакиной Т.Е. в размере 22 % месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, с которой она вышла на пенсию, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Председательствующий:

Судьи:

Деперсонификацию выполнил помощник судьи

____________________ (Саврук Ю.Л.), _____ _________________ 2011г.

«Согласовано» судья Верховного суда РК

____________________ (Переплеснина Е.М.), _____ _________________ 2011г.

«Разместить на сайте» Зам. председателя Верховного суда РК

____________________ (Рочева Е.С.), ______ _________________ 2011 г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200