Судья Судаков А.Н. № 33-1426/2011 год
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 мая 2011 года г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия
в составе председательствующего Рочевой Е.С.,
судей Леоновой Л.П., Коваленко С.В.
при секретаре Варламовой В.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 марта 2011 года по иску прокурора Кондопожского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Холод-Инвест» о возложении обязанности создать локальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях на химически опасном объекте.
Заслушав доклад председательствующего, представителя ООО «Холод-Инвест» Пенние А.В., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Соболевой Ю.В., просившей оставить решение без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кондопожского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Холод-Инвест» по тем основаниям, что в результате проверки исполнения законодательства в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведенной прокуратурой Кондопожского района, были выявлены факты нарушений требований федерального законодательства, а именно ООО «Холод-Инвест» не создана локальная система оповещения о чрезвычайных ситуациях на химически опасном объекте – аммиачной холодильной установке. В связи с тем, что обществом не исполнено в срок (до 20.11.2010 года) предписание главного управления МЧС России по РК, прокурор Кондопожского района просил обязать ООО «Холод-Инвест» создать указанную систему.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Петрозаводска Радькова В.В., действующая по поручению прокурора Кондопожского района, поддержала исковые требования.
Директор ООО «Холод-Инвест» Туленков С.В. в судебном заседании, признав частично требования, не оспаривал обязанность общества по созданию системы оповещения. Полагал, что по причине тяжелого финансового положения срок для создания данной системы необходим 1 год, т.е. до марта 2012 года.
Решением Петрозаводского городского суда РК от 29 марта 2011 года требования прокурора Кондопожского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично.
С таким решением суда не согласен ответчик, в кассационной жалобе просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение, мотивируя свои доводы тем, что судом не указано, каким требованиям должна отвечать система оповещения, из чего должна состоять и каким образом должна выглядеть. Кроме того, для создания локальной системы оповещения общий необходимый срок 2 года 4 месяца. В связи с тем, что это дорогостоящая процедура, в ближайшие месяцы установить ее невозможно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». В соответствии с требованиями ст. 3 названного Закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу п. «г» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Согласно ст.9 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальной системы оповещения.
Пунктом 1 постановления Совета министров – Правительства РФ от 01 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещений потенциально опасных объектов» организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, обеспечивают проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах.
В соответствии с п. 2 распоряжения Правительства РФ от 25.10.2003г. № 1544-р организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, должны завершить до 2010г. работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном постановлением Совета министров – Правительства РФ от 01.03.1993 года № 178.
Судом первой инстанции установлено, что согласно реестру потенциально опасных объектов Республики Карелия, в районе размещения которых создаются локальные системы оповещения, утвержденному главой Республики Карелия 22.09.2009 года, на территории К. в п. Б, расположен химически опасный объект – аммиачная установка ООО «Холод-Инвест». По результатам проверок управления государственного пожарного надзора главного управления МЧС России по РК 19.05.2010 года, 14.01.2011 года, обнаружено, что, несмотря на требования законодательства, а также вынесенные предписания в отношении общества, ООО «Холод–Инвест» не создало локальную систему оповещения населения о чрезвычайных ситуациях на химически опасном объекте - аммиачной холодильной установке.
Учитывая изложенное, с учетом того, что директором общества не оспаривается обязанность по созданию такой системы, суд обоснованно пришел к выводу об обязании ООО «Холод-Инвест» создать локальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях на химически опасном объекте.
Ссылка на то обстоятельство, что судом не определены требования, которым должна отвечать система оповещения, из чего должна состоять и как выглядеть, не влияет на постановленное судебное решение, поскольку не является юридически значимым обстоятельством для разрешения данного спора.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, о том, что для выполнения дорогостоящих работ по созданию локальной системы оповещения необходимо 2 года 4 месяца, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, этим обстоятельствам дана должная оценка в решении и правильно признаны необоснованными. Кроме того, суд учел документы, представленные ответчиком, в том числе и договор подряда от 12.01.2011г., и предоставил ответчику срок для создания локальной системы оповещения - в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, ответчик не лишен права при наличии оснований просить суд об отсрочке исполнения решения суда.
Поскольку выводы суда основаны на всестороннем выяснении всех обстоятельств по делу, добытым доказательствам дана надлежащая правовая оценка, постановленное по настоящему делу судебное решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Правильно разрешив дело по существу, суд допустил описку в резолютивной части решения, указав, что иск предъявлен Карельским межрайонным природоохранным прокурором. Между тем заявление инициировано прокурором Кондопожского района.
Поэтому в силу ст. 200 ГПК РФ эта описка подлежит исправлению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 марта 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.
В резолютивной части решения исправить описку, исключив слова «исковые требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора в».
Председательствующий:
Судьи: