Судья Стыцюн С.А. № 33-1678/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 10 июня 2011 г. г. Петрозаводск Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе: председательствующего Коваленко С.В., судей Степановой Т.Г. и Переплесниной Е.М., при секретаре Сосновской О.Э., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истицы на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12 апреля 2011 г. по иску Макаровой Л.А. к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о предоставлении субсидии на приобретение жилья. Заслушав доклад председательствующего, объяснения истицы, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Макарова Л.А. обратилась в суд с названным иском по тем основаниям, что с (...) г. в установленном порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий как член семьи участника и ветерана Великой Отечественной войны, кроме того, ее сын Макаров А.В. является инвалидом 2 группы с (...), страдает (...) и имеет право на отдельную жилую площадь. Истица просила обязать Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия и Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить субсидию на приобретение жилого помещения. В последующем истица дополнила исковые требования и просила обязать Администрацию Петрозаводского городского округа направить в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия сведения, что ее сын Макаров А.В., поставлен на учет в единый список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как он с (...) г. является инвалидом 2 группы с (...). В судебном заседании истица поддержала исковые требования, пояснив, что заявляет требования также и в интересах сына, опекуном которого она является. Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в суд не явился, в ранее представленном отзыве выражено несогласие ответчика с иском. Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия Буш В.Е. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в настоящее время обеспечение инвалидов жильем в Республике Карелия осуществляется в форме предоставления субсидий на приобретение жилья в собственность. Право на предоставление субсидии имеют инвалиды, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 г. Истица включена в единый список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Республике Карелия, субсидия предоставляется включенным в единый список гражданам в порядке очередности, в настоящее время ее номер по указанному списку - (...). Сын истца Макаров А.В. не включен в единый список, поскольку сведения о нем из Администрации Петрозаводского городского округа в Министерство не поступали. Суд удовлетворил иск частично, обязал Администрацию Петрозаводского городского округа направить в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия сведения и соответствующие документы о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Макарова А.В. для включения в единый список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Республике Карелия. В удовлетворении остальной части иска отказал. С таким решением не согласна истица. В кассационной жалобе поставила вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении иска о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения и указала, что является инвалидом и состоит в очереди с (...) г., сын также является инвалидом и нуждается в отдельной жилой площади. В возражениях относительно кассационной жалобы Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия выразило несогласие с доводами жалобы, полагает решение суда не подлежащим отмене. Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. На основании статей 33 и 36 Жилищного кодекса РСФСР нуждающиеся в улучшении жилищных условий инвалиды труда I и II групп имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов и включались в отдельные списки. Льготный порядок обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов был предусмотрен также действовавшей до 01 января 2005 г. редакцией Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г., осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно статье 28.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Частями 1 и 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. В целях реализации статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614 «Об утверждении правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.06.2006 № 81-П «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в форме предоставления субсидий на приобретение жилья в собственность (пункт 1); Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия является главным распорядителем средств, выделяемых из Федерального фонда компенсаций на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (пункт 5). Порядком предоставления мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденным вышеуказанным Постановлением Правительства Республики Карелия, установлено, что Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления, ежегодно к 01 апреля составляет единый по Республике Карелия список граждан по очередности, определяемой в хронологической последовательности, в которой каждый из граждан был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 2). Межведомственная комиссия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяет граждан - кандидатов на обеспечение жильем исходя из объема субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем граждан в текущем году, на основании единого списка, указанного в пункте 2 настоящего Порядка (пункт 3). На основании решения Комиссии, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, Министерство в 10-дневный срок со дня принятия указанного решения в письменной форме уведомляет граждан - кандидатов на обеспечение жильем о принятом решении. В 15-дневный срок после получения уведомления гражданин представляет в Министерство заявление и документы, указанные в пункте 8 настоящего Порядка (пункт 4). Право на получение субсидии подтверждается выдачей гражданину свидетельства, которое выдается Министерством на основании документов, указанных в подпунктах 1-4 пункта 8 настоящего Порядка (пункт 9). Судом установлено, что на основании информации, представленной Администрацией Петрозаводского городского округа, Макарова Л.А. включена в единый список как инвалид 2 группы, дата постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - с (...) г. (номер в едином списке на (...) г. - (...)). Из материалов учетного дела Макаровой Л.А., заведенного Администрацией при постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, следует, что изначально, в заявлении о постановке на учет в качестве члена семьи Макаровой Л.А. (...) г. указан сын - Макаров А.В. Постановлением главы самоуправления г. (...) от (...) № (...) на основании решения (...) суда (...) от (...) г. о признании недееспособным Макарова А.В. над ним установлена опека, опекуном назначена мать Макарова Л.А. Макаров А.В. является инвалидом 2 группы, инвалидность впервые установлена в (...) г., то есть до 01 января 2005 г., на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий он был поставлен также до 01 января 2005 г. Администрация Петрозаводского городского округа сведения о постановке Макарова А.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия не направило. С учетом установленных по делу обстоятельств, вышеприведенных норм права вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в части обязания Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия и Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить субсидию на приобретение жилого помещения является правильным. Предоставление истице и ее сыну субсидии на приобретение жилого помещения в нарушение установленной очередности исходя из времени принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и порядка предоставления данной субсидии, то есть ранее, чем иным лицам, имеющим аналогичную меру социальной поддержки, недопустимо, поскольку будут нарушены права указанных лиц. При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права. Доказательства, на которые сослались стороны в обоснование своих требований и возражений на них, судом исследованы и им дана надлежащая оценка. Оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12 апреля 2011 г. по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу истицы - без удовлетворения. Председательствующий Судьи