Судья Васильева Т.С. № 33-1539/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 31 мая 2011 года г.Петрозаводск СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ в составе председательствующего Коваленко С.В. судей Переплесниной Е.М., Степановой Т.Г. при секретаре Варламовой В.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 12 апреля 2011 года по иску Логиновой С.В. к Вешкельскому сельскому поселению о признании незаконным и недействующим решения ХХ сессии Совета Вешкельского сельского поселения № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ., обязании к выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы. Заслушав доклад судьи Переплесниной Е.М., объяснения главы Вешкельского сельского поселения И.А. Погребовской, представителя ответчика по доверенности Рик С.В., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия установила: Логинова С.В. обратилась в суд с настоящим иском к ответчику по тем основаниям, что в соответствии с решением ХХ сессии Совета Вешкельского сельского поселения № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ. ей, ранее занимавшей муниципальную должность Главы администрации Вешкельского сельского поселения, с ХХ.ХХ.ХХ. была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере ХХ% денежного содержания по занимаемой должности, что составляло ХХ руб. ХХ коп.; решением ХХ сессии Совета Вешкельского сельского поселения № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ. ежемесячная доплата к трудовой пенсии с ХХ.ХХ.ХХ. установлена в размере ХХ%, что составляет сумму ХХ руб.ХХ коп. Считая указанное решение противоречащим действующему законодательству, нарушающим ее право на доплату к трудовой пенсии в полном объеме, Логинова С.В. просила признать незаконным и недействующим с момента принятия решение ХХ сессии Совета Вешкельского сельского поселения № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ. об изменении размера доплаты к ее трудовой пенсии с ХХ% на ХХ% денежного содержания муниципального служащего, обязать Вешкельское сельское поселение осуществлять с ХХ.ХХ.ХХ. доплату к ее трудовой пенсии в размере ХХ% денежного содержания муниципального служащего в сумме ХХ руб.ХХ коп. В судебном заседании истица Логинова С.В. и ее представитель Разживин Н.И. поддержали заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении. Глава Вешкельского сельского поселения Погребовская И.А. и представитель ответчика по доверенности Рик С.В. в судебном заседании не согласились с заявленными исковыми требованиями. Пояснили, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий органа местного самоуправления и вызвано отсутствием средств в бюджете поселения, который является дотационным. Решением суда иск удовлетворен. Суд признал незаконным и недействующим с момента принятия решение ХХ сессии ХХ созыва Совета Вешкельского сельского поселения № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ. «О внесении изменений в решение № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ. «Об установлении и определении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципального служащего Вешкельского сельского поселения». Суд обязал Вешкельское сельское поселение осуществлять Логиновой С.В. с ХХ.ХХ.ХХ. доплату к ее трудовой пенсии по старости в размере ХХ% месячного должностного оклада Главы администрации Вешкельского сельского поселения с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. С таким решением не согласен ответчик. В обоснование доводов кассационной жалобы указал, что в связи отсутствием денежных средств в бюджете Вешкельского сельского поселения, предоставленными полномочиями ответчик вправе по собственному усмотрению исходя из финансовых возможностей изменять размер уже назначенной доплаты. Вывод суда о том, что оспариваемое решение принято с нарушением законодательства, устанавливающего дополнительные гарантии лицам, проходившим муниципальную службу и находящимся на трудовой пенсии по старости (инвалидности), считает неправомерным. Просит решение суда отменить. В возражениях на кассационную жалобу истец, полагая решение суда законным и обоснованным, доводы жалобы несостоятельными, просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права. Согласно ст. 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 г. № 1107-ЗРК муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) (далее также - ежемесячная доплата). Размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в ред. Закона РК от 28.05.2010 N 1388-ЗРК) Уставом муниципального образования может предусматриваться минимальный размер ежемесячной доплаты (абзац введен Законом РК от 12.01.2009 № 1266-ЗРК). Согласно п. 5 ст. 34 Устава муниципального образования Вешкельского сельского поселения Главе поселения, вышедшему на трудовую пенсию по старости (инвалидности), за счет средств местного бюджета устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности). Порядок назначения и выплаты доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) главы поселения устанавливается Советом поселения. Как установлено судом и усматривается из материалов дела, решением № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ. ХХХХ сессии II созыва Совета Вешкельского сельского поселения «Об установлении и определении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципального служащего Вешкельского сельского поселения» в соответствии с Законом Республики Карелия от 24 июля 2007 года № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», п. 11 ст. 41 Устава МО «Вешкельское сельское поселение» вышедшей на пенсию Логиновой С.В., занимавшей муниципальную должность АА исходя из стажа муниципальной службы ХХ лет, с ХХ.ХХ.ХХ. была установлена ежемесячная доплата в размере 80% денежного содержания с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Решением ХХХХ сессии ХХ созыва Совета Вешкельского сельского поселения от ХХ.ХХ.ХХ. № ХХ «О внесении изменений в решение № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ. «Об установлении и определении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципального служащего Вешкельского сельского поселения» с ХХ.ХХ.ХХ. размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Логиновой С.В. был снижен до ХХ% с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера. Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Закон РК «О муниципальной службе в Республике Карелия», Устав муниципального образования «Вешкельское сельское поселение», Положение «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим Вешкельского сельского поселения Суоярвского муниципального района Республики Карелия» не предусматривают снижение размера установленной к трудовой пенсии доплаты; что обжалуемым решением ухудшено положение Логиновой С.В. по выплате ей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по сравнению с ранее установленным, что противоречит смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации. Вместе с тем с таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он противоречит действующему в системной связи законодательству, анализ которого, в том числе, дан Конституционным Судом РФ. Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 1 декабря 1999 г. № 189-О по жалобе гражданина В.Т.Клинцова на нарушение его конституционных прав положениями ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Закона Республики Коми «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми «О государственной службе Республики Коми», предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается. Таким образом, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие государственные должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции РФ. Это, однако, не означает, что при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях данной статьи Конституции РФ. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 г. № 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой ст. 1 и ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ корреспондирует позиция Европейского Суда по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме не относится к правам и свободам, гарантируемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и государство может корректировать соответствующее законодательство, в том числе путем уменьшения размеров пенсий, однако при этом должен соблюдаться справедливый баланс интересов государства и имущественных интересов личности (Постановления от 18 ноября 2004 года по делу «Праведная против Российской Федерации» и от 25 октября 2005 года по делу «Юрий Романов против Российской Федерации»). В статье 5 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» закреплен принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, согласно которому соотносятся основные условия оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих; а также соотносятся основные условия государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу. Таким образом, в отношении вышедших на пенсию муниципальных служащих в равной степени, как и в отношении вышедших на пенсию государственных служащих, действуют одинаковые принципы правовой защиты дополнительных социальных гарантий, которые не подлежат произвольной отмене, но могут быть изменены уполномоченным органом в установленном порядке. Совет Вешкельского сельского поселения, осуществляя самостоятельно и под свою ответственность решение вопросов местного значения исходя из интересов населения, решая вопросы по формированию, утверждению, исполнению бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета (статья 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации»), имея право на установление дополнительных мер социальной защиты вышедшим на пенсию муниципальным служащим, реализовал данное право, назначив доплату к пенсии истице в размере ХХ% денежного содержания по ранее занимаемой ею должности. Вместе с тем, из вышеприведенных норм и правовой позиции Конституционного Суда РФ усматривается, что тот же орган местного самоуправления вправе изменять порядок и размер такой доплаты, что и было сделано органом местного самоуправления путем принятия обжалуемого решения. Учитывая, что решение принято в пределах предоставленных Совету Вешкельского сельского поселения полномочий; что полного отказа от принятых обязательств по предоставлению Логиновой С.В. дополнительной меры социальной поддержки не последовало; что принятие такого решения вызвано необходимостью соблюдения баланса интересов истца и поселения, бюджет которого является дотационным и не позволяет производить доплату в максимально возможном по ст. 11 вышеназванного Закона РК размере (ХХ%), решение ХХ сессии ХХ созыва Совета Вешкельского сельского поселения № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ. «О внесении изменений в решение № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ. «Об установлении и определении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципального служащего Вешкельского сельского поселения» является законным и не подлежащим отмене. В связи с изложенным, в иске Логиновой С.В. следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 362, 367 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 12 апреля 2011 года по настоящему делу отменить. Принять по делу новое решение. В иске Логиновой Светлане Васильевне отказать. Председательствующий: Судьи: Деперсонификацию выполнил помощник судьи ____________________ (Саврук Ю.Л.), _____ _________________ 2011г. «Согласовано» судья Верховного суда РК ____________________ (Переплеснина Е.М.), _____ _________________ 2011г. «Разместить на сайте» Председательствующий судья Верховного суда РК ____________________ (Коваленко С.В.), ______ _________________ 2011 г.