Судья Орлова А.А. № 33-1557/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 31 мая 2011 года г.Петрозаводск СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ в составе председательствующего Коваленко С.В. судей Переплесниной Е.М., Злобина А.В. при секретаре Варламовой В.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 марта 2011 года по иску Аноскиной Р.Я.Р.Я. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании к выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы. Заслушав доклад судьи Переплесниной Е.М., объяснения Аноскиной Р.Я., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия установила: Аноскина Р.Я. обратилась в суд с иском о признании незаконными действий ответчика по прекращению выплаты доплаты за стаж муниципальной службы и обязании Администрации Петрозаводского городского округа возобновить данную выплату с ХХ.ХХ.ХХ. в размере ХХ% месячного должностного оклада муниципального служащего по ранее занимаемой должности с начислением районного коэффициента и северной надбавки. Уточнив предмет иска, Аноскина Р.Я. просила обязать ответчика возместить причиненный вред в виде ежемесячной недоплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы в размере согласно расчета: за ХХ месяцев ХХ.ХХ.ХХ. – ХХХХХХ руб., за ХХ месяцев ХХ.ХХ.ХХ. - в размере ХХХХХХ руб.; продолжить с ХХ.ХХ.ХХ. выплату ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы в размере ХХ% должностного оклада с коэффициентом 1,65. В судебном заседании Аноскина Р.Я. указала, что к сумме убытков, причиненных недоплатой, следует отнести недополученную доплату за период до ХХ.ХХ.ХХ. включительно, и обязать ответчика продолжить выплату с ХХ.ХХ.ХХ.. Заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. В судебное заседание представитель ответчика не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. В письменном отзыве и дополнении к нему ответчик заявленные исковые требования не признал. Решением суда иск удовлетворен частично. Суд взыскал с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Аноскиной Р.Я. ХХХХХХ рублей недополученной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. включительно. Обязал Администрацию Петрозаводского городского округа с ХХ.ХХ.ХХ. производить выплату Аноскиной Р.Я. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере ХХ% должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В остальной части иска отказал. С таким решением не согласен ответчик. В кассационной жалобе Администрация Петрозаводского городского округа ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, не основанного на действующем законодательстве. По мнению ответчика, удовлетворение требований истца в размере 80 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки противоречит нормам Закона РК от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», который не предусматривает конкретного порядка определения размера доплаты. Считает, что решением суда ограничены права Петросовета на осуществление самостоятельного правового регулирования данного вопроса. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда по существу правильным и не подлежащим отмене. В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение в силу статьи 72 (пункт «ж» части 1) Конституции Российской Федерации и согласно пункту 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов. Реализуя свои дискреционные полномочия, законодатель субъекта Российской Федерации в ст. 11 Закона Республики Карелия от 24 июля 2007 года № 1107- ЗРК в редакции Закона РК от 28.05.2010 № 1388-3PK «О муниципальной службе в Республике Карелия» предусмотрел, что муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) (далее также - ежемесячная доплата). Размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Уставом муниципального образования может предусматриваться минимальный размер ежемесячной доплаты. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено установление ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (инвалидности) за счет средств местного бюджета лицам, занимавшим должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 1 января 1997 года и проживающим на территории Республики Карелия. Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования. Статьей 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петросовета от 19.10.1999 г. № XXIII-XXVI/418 (в редакции от 04.03.2008) в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности. После принятия 28.05.2010 г. действующей в настоящее время редакции ст. 11 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» Решением Петросовета от 02.09.2010 N 26/44-875 в ст. 56 Устава внесены изменения, вступившие в силу с 10.09.2010г., согласно которым при сохранении права на получение доплаты порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается решением Петрозаводского городского Совета. Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Аноскина Р.Я., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, ХХ.ХХ.ХХ.ХХ.ХХ.ХХ. уволена с муниципальной службы в связи с выходом в отставку, имеет стаж муниципальной службы ХХ полных лет. На основании ст. 17 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» через Администрацию Петрозаводского городского округа получала ежемесячную доплату к пенсии по старости, установленную распоряжением главы самоуправления города от 14.09.2000г. № 650-рк в размере ХХХХ процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. С ХХ.ХХ.ХХ. доплата ответчиком не выплачивается. Отказ от выплаты такой доплаты на новых условиях администрация Петрозаводского городского округа мотивировала отсутствием специальных муниципальных правовых актов, обосновывающих расходные обязательства округа. Удовлетворяя исковые требования в части взыскания Аноскиной Р.Я. сумм ежемесячной доплаты за период действия новой редакции ст. 11 Закона РК «О муниципальной службе в РК» и п. 56 Устава Петрозаводского городского округа, суд первой инстанции правомерно исходил из гарантированного права истца на получение данной доплаты и аналогии права. Такое право вытекает из действующего в системной связи законодательства Российской Федерации и субъекта РФ - Республики Карелия. Суд подробно проанализировал подлежащее применению к спорным правовым отношениям законодательство о муниципальной службе, соотнеся его с законодательством, регулирующим сходные правоотношения по государственной службе. О необходимости единообразного подхода к рассмотрению данных вопросов неоднократно говорил Конституционный Суд РФ в своих решениях, на что также указано в решении суда. В частности, суд правильно указал, что, имея в виду закрепленный п. 1 ст. 3 Закона РФ «О системе государственной службы в РФ» принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, проявляющийся согласно п. 6 ст. 5 Закона РФ «О муниципальной службе в РФ» в соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, суд усматривает основания для применения обозначенных Конституционным Судом РФ подходов при разрешении настоящего спора. Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 1 декабря 1999 г. № 189-0 по жалобе гражданина В.Т.Клинцова на нарушение его конституционных прав положениями ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Закона Республики Коми «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми «О государственной службе Республики Коми», предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается. Таким образом, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие государственные должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции РФ. Это, однако, не означает, что при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях данной статьи Конституции РФ. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 г. № 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой ст. 1 и ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ корреспондирует позиция Европейского Суда по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме не относится к правам и свободам, гарантируемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и государство может корректировать соответствующее законодательство, в том числе путем уменьшения размеров пенсий, однако при этом должен соблюдаться справедливый баланс интересов государства и имущественных интересов личности (Постановления от 18 ноября 2004 года по делу «Праведная против Российской Федерации» и от 25 октября 2005 года по делу «Юрий Романов против Российской Федерации»). Учитывая вышеприведенные нормы материального права, правовые позиции Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека, Аноскина Р.Я. не может быть лишена данного права, в связи с чем суд правомерно удовлетворил ее иск в данной части. Суд правильно обязал ответчика возобновить выплату доплаты с момента установления нового законодательного регулирования данного вида социальной гарантии, обосновав в решении расчет взыскиваемых сумм. Ввиду отстутствия на момент рассмотрения дела судом надлежащего правового регулирования по порядку расчета размера доплаты с учетом стажа работы по муниципальной должности ежемесячная доплата истца рассчитана судом по аналогии закона - в размере 80% месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, занимаемой ею на момент выхода на пенсию с начислением районного коэффициента и северной надбавки. Решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам кассационной жалобы, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Вместе с тем после рассмотрения дела в суде первой инстанции, но до вступления решения суда в законную силу, Решением Петрозаводского городского Совета 27.04.2011 г. № 27/02-39 был принят новый Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, который вступил в силу ХХ.ХХ.ХХ., а потому является нормативным правовым актом, подлежащим применению. В соответствии с названным Порядком, с учетом стажа муниципальной службы Аноскиной Р.Я. (согласно пенсионному делу, выписке из трудовой книжки, стаж Аноскиной Р.Я. на муниципальных должностях и должностях, приравненных к ним, исчислен с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ.., то есть ХХ полных лет) ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости подлежит выплате в размере ХХХХ % месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, с которой она вышла на пенсию, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 3 Порядка). Учитывая право органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, Конституционный Суд Российской Федерации признает не нарушающим право граждан на социальное и пенсионное обеспечение (определения от 13.10.2009 № 1190-О-О; от 11 мая 2006 года, от 3 апреля 2007 года, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О). Учитывая указанные обстоятельства, с момента вступления в законную силу вышеназванного Порядка – с ХХ.ХХ.ХХ. – ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости Аноскиной Р.Я. должна производиться в соответствии с новым Порядком, о чем следует дополнить второй абзац резолютивной части решения суда первой инстанции. Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 марта 2011 года по настоящему делу по существу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения. Дополнить второй абзац резолютивной части решения вторым предложением следующего содержания: «С ХХ.ХХ.ХХ. такую доплату производить Аноскиной Р.Я.Р.Я. в соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета 27.04.2011 г. № 27/02-39, вступившим в силу ХХ.ХХ.ХХ., в размере ХХ % месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, с которой она вышла на пенсию, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Председательствующий: Судьи: Деперсонификацию выполнил помощник судьи ____________________ (Саврук Ю.Л.), _____ _________________ 2011г. «Согласовано» судья Верховного суда РК ____________________ (Переплеснина Е.М.), _____ _________________ 2011г. «Разместить на сайте» Председательствующий судья Верховного суда РК ____________________ (Коваленко С.В.), ______ _________________ 2011 г.