Судья Евтушенко Д.А. № 33-1750/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 17 июня 2011 года г. Петрозаводск СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ в составе председательствующего Сильченко Р.П. судей Переплесниной Е.М., Савина А.И. при секретаре Спиридоновой И.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 12 мая 2011 года по иску прокурора Пряжинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Крошнозерского сельского поселения о понуждении к совершению действий. Заслушав доклад судьи Переплесниной Е.М., объяснения главы Администрации Крошнозерского сельского поселения Гапеева О.В., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Панасенко Н.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия установила: Прокурор, ссылаясь на положения Федерального Закона от 22.07.08г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального Закона от 21.12.94г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности», заявил исковые требования: реализовать полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработать целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории поселения с подтверждением мероприятий источниками финансирования по защите населенных пунктов от лесных пожаров; обеспечить надлежащее состояние источников наружного противопожарного водоснабжения - построить на естественном водоисточнике, расположенном в населенных пунктах Крошнозерского сельского поселения подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, установить соответствующие указательные знаки у всех пожарных водоисточников и по направлению движения к ним, с цифрами, указывающими расстояние до водоисточника; создать условия для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, определить порядок финансового стимулирования деятельности граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; оснастить территории общего пользования населенных пунктов первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, определить места размещения первичных средств пожаротушения; организовать и провести обучение населения в области пожарной безопасности; обеспечить территорию населенных пунктов Крошнозерского поселения средствами звукового оповещения людей о пожаре, разработать и утвердить порядок оповещения населения о пожаре на территории населенных пунктов; обеспечить территории населенных пунктов, примыкающие к лесным хвойным массивам по периметру противопожарной минерализованной полосой путем опахивания вдоль границ примыкания вышеуказанных населенных пунктов к лесным хвойным массивам. В судебном заседании от 26.04.11г. прокурор изменил исковые требования, просив обязать администрацию Крошнозерского сельского поселения разработать целевую программу, предусматривающую мероприятия по защите населенных пунктов от пожаров, в том числе лесных, с определением источников их финансирования; построить в (...) на озере (...) подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Пирсы разместить из расчета обслуживания ими объектов, расположенных в радиусе 200 метров от них, по следующим адресам: (...), начало (...) у домов №ХХ и ХХ, и у домов №ХХ и ХХ, (...). начало (...), построить два пожарных водоема в начале и в конце (...), объемом по 54куб.м. в каждом; установить соответствующие указательные знаки у всех пожарных водоисточников и по направлению движения к ним (объемные или со светильником, выполненные с использованием светоотражательных покрытий), с цифрами, указывающими расстояние до водоисточника; установить нормативным правовым актом порядок оснащения территорий общего пользования населенных пунктов первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; установить нормативным правовым актом порядок оповещения населения и подразделений государственной противопожарной службы о пожаре на территории Крошнозерского сельского поселения; установить нормативным правовым актом мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности). В судебном заседании прокурор Угарова Н.Н. поддержала иск в части обеспечения надлежащего состояния источников наружного противопожарного водоснабжения по основаниям, изложенным в заявлении. От остальных исковых требований отказалась в связи с добровольным их исполнением ответчиком. Представитель ответчика - глава администрации Крошнозерского сельского поселения Гапеев О.В. в судебном заседании с иском не согласился, обратив внимание на отсутствие финансового обеспечения мероприятий, требуемых прокурором. Решением суда иск удовлетворен частично. Суд обязал Администрацию Крошнозерского сельского поселения в срок до 01 ноября 2011 года построить в (...) на озере (...) подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Пирсы разместить из расчета обслуживания ими объектов, расположенных в радиусе 200 метров от них, по следующим адресам: (...), начало (...), (...) у домов №ХХ и ХХ, и у домов №ХХ и ХХ, (...), начало (...), построить два пожарных водоема в начале и в конце (...) (...), объемом по 54куб.м. в каждом; установить соответствующие указательные знаки у всех пожарных водоисточников и по направлению движения к ним (объемные или со светильником, выполненные с использованием светоотражательных покрытий), с цифрами, указывающими расстояние до водоисточника. С таким решением не согласна Администрация Крошнозерского сельского поселения. Ответчик, не оспаривая решение по существу, просит изменить его в части установления сроков исполнения – установив срок до 01 ноября 2013 года. В обоснование доводов жалобы указывает, что строительство 3 пожарных пирсов и 2 пожарных водоемов в срок до 01 ноября 2011 года невозможно по объективным причинам – в виду отсутствия финансовых средств у Администрации Крошнозерского сельского поселения. Прокурор Пряжинского района в возражениях на кассационную жалобу ответчика указывает, что на основании фактов, установленных судом в процессе рассмотрения дела, срок для исполнения решения суда является реальным. Просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии со ст. 19 Федерального Закона от 21.12.94г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относятся в частности создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального Закона от 22.07.08г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» требования данного закона об обеспечении пожарной безопасности обязательны для исполнения при эксплуатации объектов защиты, к которым относится в том числе, муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество). Согласно ст. 68 указанного Федерального закона на территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, в поселениях с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. В соответствии с п.п. 90, 94 ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности», обязательных для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. Межтерриториальным отделом ГПН Прионежского, Пряжинского районов УГПН ГУ МЧС РФ по РК была проведена внеплановая проверка Администрации Крошнозерского сельского поселения по соблюдению требований пожарной безопасности. В ходе проверки было установлено, что Администрацией Крошнозерского сельского поселения нарушены обязательные требования пожарной безопасности на территории Крошнозерского сельского поселения Пряжинского муниципального района. Оценив все имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что Администрацией Крошнозерского сельского поселения своевременно не выполняются мероприятия по обеспечению мер пожарной безопасности населенных пунктов в соответствии с положениями Федерального Закона от 22.07.08г. №123-Ф3, «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности», Федерального Закона от 21.12.94г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности» и обоснованно обязал Администрацию Крошнозерского сельского поселения в срок до 01 ноября 2011 года построить искусственные пожарные водоемы и пирсы в заявленных количествах и параметрах с учетом требований, содержащихся в СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Довод, изложенный в кассационной жалобе, о том, что исполнение решения в указанный в нем срок невозможно в виду отсутствия финансовых средств у Администрации Крошнозерского сельского поселения, не влияет на постановленное судебное решение, поскольку не является юридически значимым обстоятельством для разрешения данного спора. Суд первой инстанции, устанавливая срок для исполнения судебного решения, учел объем необходимых финансовых затрат, требования Федерального Закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также предписания Межтерриториального отдела государственного пожарного надзора № 64 от 13.10.10г. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. При длительном сроке исполнения судебного решения нивелируется его законная сила. Согласно практике Европейского Суда по правам человека, государственные органы и иные публичные образования не вправе ссылаться на отсутствие финансовых средств или иных ресурсов в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановления от 7 июля 2005 г. по делу «Малиновский (Malinovskiy) против России», жалоба № 41302/02; от 15 февраля 2007 г. по делу «Горлова (Gorlova) против России», жалоба № 29898/03; от 12 июля 2007 г. по делу «Лыков (Lykov) против России», жалоба № 18557/06 и другие). Кроме того, ответчик не лишен права при наличии оснований просить суд об отсрочке исполнения решения суда. Поскольку выводы суда основаны на всестороннем выяснении всех обстоятельств по делу, добытым доказательствам дана надлежащая правовая оценка, постановленное по настоящему делу судебное решения является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется. Руководствуясь ст.ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 12 мая 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: Деперсонификацию выполнил помощник судьи ____________________ (Саврук Ю.Л.), _____ _________________ 2011г. «Согласовано» судья Верховного суда РК ____________________ (Переплеснина Е.М.), _____ _________________ 2011г. «Разместить на сайте» Председательствующий судья Верховного суда РК ____________________ (Сильченко Р.П.), ______ _________________ 2011 г.